Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 17:49, реферат
На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в отечественной истории произошли два события, во многом предопределившие закономерное завершение поворота к процессу модернизации российского общества, обозначившегося в начале столетия: поражение России в Крымской войне и отмена крепостного права. Первое привело к осознанию необходимости коренных преобразований в социально-экономической системе, второе положило им начало и определило стратегию и тактику.
Несмотря на то, что российская экономика в первой половине XIX в., даже при сохранении крепостничества, развивалось поступательно, увеличивалось ее отставание от экономик раннеиндустриальных стран, обеспечивших стремительный экономический рост под влиянием промышленного переворота. Поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее это отставание, подтолкнуло правительство к созданию модернизационной политики, выражением которой стали великие реформы 1860-1880-х гг., которые оказали серьезное воздействие на экономику, способствуя ее капитализации.
Введение
3
1. Аграргые преобразования в 1860-х гг. в мордовском крае
1.1 Предпосылки отмены крепостного права
4
1.2 Подготовка и отмена крепостного права
5
1.3 Значение отмены крепостного права
9
2. Буржуазные реформы
2.1 Судебная реформа
11
3. Реформы местного самоуправления
3.1 Земская реформа
15
3.2 Городская реформа
19
3.3 Военная реформа
22
Заключение
25
Список используемой литературы
26
Часто учителям приходилось проводить занятия в церковных сторожках, в волостных правлениях или крестьянских избах. Постоянно ощущался недостаток учебников и наглядных пособий. При таких условиях все дело народного просвещения в основном держалось на энтузиазме прогрессивных земцев и земских учителей. При нехватке квалифицированных учительских кадров проведение занятий нередко поручалось священникам, отставным солдатам, волостным писарям и т.д.
Для повышения уровня профессиональной подготовки учителей в 1879 г. в Пензе были открыты летние педагогические курсы, на которые направлялись по 5 учителей из каждого уезда.
В 1874 г. в Пензе была открыта учительская семинария с трехгодичным сроком обучения, при котором была создана образцовая начальная школа, где семинаристы получали практические навыки педагогической деятельности.
Чтобы облегчить обучение детей в мордовских селениях, в конце 70-х гг. XIX в. были изданы учебные пособия: «Азбука для мордовских школ», «Указания учителю, как учить азбуке», «Первоначальные уроки русского языка для мордвы» и т.д. Авторами этих изданий были учителя мордовских школ Пензенской губернии Н. П. Барсов и Ф. Кечин.
В пореформенный период интерес крестьянства к образованию вырос. Об этом свидетельствует тот факт, что если в 1865 г. во всех начальных школах мордовского края насчитывалось 3 960 учеников, то в 1889 г. – 13 364, т.е. за 25 лет деятельности земских школ число учеников возросло в 3,4 раза. Число обучающихся девочек увеличилось еще больше – в 5,3 раза. Но, как свидетельствует официальная статистика, начальным обучением в сельской местности было охвачено не более 10 – 11% детей школьного возраста.
3.2 Городская реформа
Общие принципы городского общественного управления в России были заложены в годы правления Екатерины II. 21 апреля 1785 г. была издана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», позже называвшаяся «Жалованной грамотой» или «Городовым положением1785 г.»
«Жалованная грамота городам» четко сформулировала юридические права городского населения и определила формальные критерии города: герб и план, а также собственную жалованную грамоту.
На территории мордовского края в то время находилось 7 городов, гербы которых были утверждены ранее при образовании наместничеств. 22 декабря 1780 г. получил свой герб Ардатов как уездный город Симбирского наместничества. 16 августа 1781 г. утвержден герб города Темникова Тамбовского наместничества.
Для разработки проекта реформы в 509 городах были созданы местные комиссии из представителей всех разрядов городских обывателей. Подготовленный совместными усилиями к 1864 г. проект несколько раз пересматривался и только 16 июня 1870 г. новое «Городское положение» было утверждено Александром II и получило силу закона. Но вводилось оно в городах России постепенно и реализовалось еще длительное время. В Пензенской губернии больше двух лет шла переписка о введении «Городского положения». В итоге, например, в Саранске городское самоуправление по новому закону сформировалось и стало функционировать только в 1874 г.
«Городовое положение» 1870 г. ввело имущественный ценз, в соответствии с которым городское население делилось на 2 группы: это цензовые граждане, получившие избирательные права, и нецензовые граждане, не имевшие таковых.
Городская управа занималась делами городского хозяйства и общественного управления. Все городские дела решались на заседаниях думы (в основном простым большинством голосов). «Городское положение» 1870 г. не ограничивало количество заседаний думы. Решения думы признавались законными при условии присутствия на заседании не менее одной трети гласных представителей.
Основой городского хозяйства являлась муниципальная собственность. Города владели городскими землями, зданиями, торговыми площадями с расположенными на них торговыми помещениями, различными строениями и прилегающими к городу природными ресурсами. Города Саранск и Инсар имели свои общественные банки, прибыль которых шла на городские нужды. Городские власти регулировали развитие промышленности; они обязаны были следить за санитарным и противопожарным состояние предприятий, сохранением экологии города.
После принятия «Городового положения» 1870 г. активизировалась работа во всех сферах городского самоуправления, но особое внимание уделялось народному образованию. В ноябре 1875 г. Саранская городская дума выделила 1 600 рублей на открытие женской прогимназии и вышла с ходатайством об открытие мужского 4-классного городского училища. К началу 90-х годов 4-классное городское училище было открыто в Инсаре, на его содержание выделено 2 325 рублей. Представители городских дум входили в состав попечительских советов, осуществлявших контроль над расходованием выделенных средств, которые шли на хозяйственные нужды, выплату жалования учителям, выдачу пособия бездомным ученикам.
Определенное развитее получило здравоохранение. Кроме городового врача города содержали оспопрививателей и акушерок, выделяли деньги на бесплатные медикаменты для бедных жителей, открывали городские больницы и аптеки.
Одним из направлений деятельности органов городского самоуправления являлось благоустройство городов: содержание в чистоте и исправности городских площадей, улиц, садов, памятников, забота об обеспечении горожан водой, постройка ярмарочных дворов, мостов и т.д.
Городские власти участвовали в строительстве православных храмов, предоставляя финансовые средства. Во многом благодаря стараниям городской управы и городского головы Д. Ф. Фалилеева в Саранске в 1886 г. было завершено строительство Спасского собора.
Городская реформа 1870 г. привела к прогрессивным изменениям в области городского общественного самоуправления. Ее деятельность носила многофункциональный характер. Была проделана большая работа по благоустройству и экономическому развитию городов. Городские власти содействовали развитию образования и благотворительности в городах, осуществляли контроль над их санитарным состоянием и медицинским обслуживанием городского населения. Новое направление получило развитие транспортных средств, особенно железнодорожного сообщения. Все это способствовало промышленному развитию городов и усилению их роли в обществе. В то же время «Городовое положение» 1870 г. узаконило подотчетность органов городского самоуправления государственной организации, оно было ограничено праве распоряжения финансами, все сферы деятельности находились под строгим контролем властей.
3.3 Военная реформа
До середины XIX в. Россия была сильнейшей военной державой в Европе. Но после поражения России в Крымской войне ситуация резко изменилась: раскрылись все недостатки системы комплектования, управления и вооружения армии.
После окончания военных действий, в июне 1855 г., командующий гвардейскими и гренадерскими корпусами генерал Ф. В. Ридигер подал Александру II докладную записку, в которой изложил причины, которые по его мнению, привели к поражению России. Он предлагал ряд мер для реорганизации вооруженных сил. Они получили одобрение и в июле того же года была создана «Комиссия для улучшения по военной части» под председательством П. А. Данненберга.
9 ноября 1861 г. Д. А. Милютин был назначен военным министром. 15 января 1862 г. он составил программу военной реформы, в которой говорилось о необходимости сокращения численности армии и замене рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью. Таким образом, к январю 1867 г. численность сухопутной армии была сокращена на 34, 4%.
В ходе военной реформы постепенно сокращались сроки службы, улучшались казарменные условия, обмундирование, питание, вводились ротные школы для обучения неграмотных солдат. Высшим достижением реформаторов было введение «Положения о личной воинской повинности», которое было подписано императором 1 января 1831 г. Согласно этому документу рекрутской повинности подлежали все сословия, платившие подушную подать, и дворцовые крестьяне. Исключение составляли мастеровые, посессионные, заводские рабочие. Призыву не подлежали также купцы всех трех гильдий, члены земских судов, военные поселенцы, награжденные медалями, лашманы, приписанные к морскому ведомству.
В списке рекрутов первого разряда Инсарского уезда по Шуварской области за 1861 г. числится 37 человек 1840 года рождения из разных сельских обществ. Из них вес православные, крестьянского сословия, неграмотные, не владеющие никакими навыками ремеслами. Никто не был осужден. Женатыми были 34 человека, у 13 были дети. По семейным обстоятельствам освобождены от службы 7 человек, остальные признаны годными к службе.
По Кочкуровской волости в списке числилось 78 человек. Все православные, неграмотные, женатых 39 человек, у 18 – дети.
По городу Саранску и Саранскому уезду в список был внесен 51 рекрут, и только один оказался грамотным.
В ходе военной реформы контингент новобранцев подвергался значительным изменениям. В призывных списках кроме крестьян появляются купцы, мещане, мастеровые и представители других слоев населения. Согласно новому Уставу от действительной военной службы в мирное время освобождались священнослужители, врачи, ветеринары, преподаватели высших учебных заведений, учителя, государственные чиновники и члены сельских и городских органов самоуправления. Для лиц, управлявших собственным недвижимым имуществом, разрешалась отсрочка, но не более чем на 2 года. Значительное число новобранцев пользовалось льготами по семейному положению.
В 1873 г. стали составлять формулярные списки в соответствии с новым Уставом. Один из них по Саранску и селам Саранского уезда дает следующую картину: в списке – 334 человека в возрасте от 20 до 29 лет. Из них православных – 323, мусульман – 11. Мастеровых – 10 человек, в основном это городские жители. Грамотных – 22 человека, женатых – 197, детей имели – 128 человек.
Списки последующих лет дают примерно такую же картину.
Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. были вызваны кризисной ситуацией, которая сложилась в России после Крымской войны. Все они по своей сущности были буржуазными, т. е. вели к замене сословных принципов бессословными, что было характерно для буржуазного общества.
Земская и городская реформы формально уравняли все сословия на уровне местного самоуправления, но России все же не удалось добиться создания всесословного органа парламентского типа, она так и оставалась неограниченной монархией.
Реформа суда была самой радикальной в ряду реформ, но она тоже не сняла всех социальных противоречий, так как касалась только определенной части общественных отношений, не затрагивая устоев политической системы.
Военная реформа способствовала демократизации армии и общества в целом, но в то же время не давала возможности пополнить ряды офицерства разночинцами, которые вес более вытесняли дворянский элемент, столетиями служивший надежной опорой государства и престола. Негативные последствия этого проявились спустя несколько десятилетий.
В целом реформы 60 – 70-х гг. XIX в. имели громадное историческое значение: благодаря их реализации Россия вступила в новую – индустриальную фазу развития. Однако смена способа производства не повлекла за собой коренных преобразований в политической системе. Более того, реформы породили новые противоречия и негативные тенденции, проявившиеся в начале XX в.
Список используемой литературы
Информация о работе Реформы 1860 – 1880-х гг. на территории Мордовии