Реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 07:28, реферат

Описание работы

В этом году в России отмечается 150-летие отмены крепостного права. Эту важнейшую реформу, да и множество других, претворил в жизнь император Александр II, вошедший историю под эпитетом Освободитель. Со времен Петра I не было правителя, который так сильно перетряхивал сложившиеся устои и порядки, настолько глубоко видел проблемы государства и так быстро находил способы их решения. Способы, быть может, были не всегда удачными, но они что-то обязательно меняли. В этом реферате я постарался проанализировать реформаторскую деятельность Александра II и сделать выводы.

Содержание работы

1.Введение
2.Биография и личность Александра II
2.1 Детство, образование и воспитание
2.2 Начало государственной деятельности
2.3 Основные моменты правления Александра II
2.4 Личная жизнь Александра II
2.5 Обстоятельства смерти Александра II
3.Предпосылки реформ
3.1 Предпосылки отмены крепостного права
3.2 Предпосылки буржуазных реформ
4.Отмена крепостного права
5.Буржуазные реформы Александра II
5.1.Реформа самоуправления
5.2.Судебная реформа
5.3.Военная реформа
5.4.Реформа образования
5.5.Реформа самодержавия
5.6 Прочие реформы
6.Итоги реформаторской деятельности Александра II
7.Заключение
8.Список источников

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

- радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя.

Духовная сфера. В обществе получили распространение идеи либерализма. Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая всё более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.

Своё  влияние оказывал и опыт передовых  европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками, развивался капитализм, складывалось гражданское  общество, утверждались свободы и  права человека.

Внешнеполитическая сфера. Поражение в Крымской войне явилось ускорителем отмены крепостного права. В результате войны:

- Выявилась отсталость России, была развеяна иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению со странами Запада;

- Было ущемлено национальное сознание, общество и часть правящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости;

- Возникла необходимость возвращения России статуса великой державы, потерянного в результате поражения и выполнения условий Парижского мирного договора. Восстановить своё международное значение могла лишь обновлённая Россия.

 

 

3.2 Предпосылки буржуазных реформ

Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический  кризис. Поражение в Крымской войне  не только снизило до предела международный  авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной  сферах. Еще одной предпосылкой стало  недовольство общества полицейским  николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для  реформ ситуация - императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий  князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований.                                                                                                                       

 

4.Отмена крепостного права                                                                    


Основным  вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в  работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько  десятков программ по отмене крепостного  права как российских, так и  иностранных авторов. Александр I издал  указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший  помещикам освобождать своих  крестьян от крепостной зависимости  вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных  комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного  права, решение земельного вопроса  в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому  вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с  обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы  по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и  наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела

19 февраля  1861 в Петербурге Александр II подписал  Манифест об отмене крепостного  права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости,  состоявшие из 17 законодательных  актов.

Основной  акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными».
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
  • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, те кто воспользовался этим правом, до осуществления полного выкупа именовались "выкупными" крестьянами. До конца царствования Александра II, по данным В.Ключевского, в эту категорию попали более 80% бывших крепостных.
  • Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.

Манифест  и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

 

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Вместе  с тем личная свобода крестьянина  ограничивалась. В первую очередь  это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате  налогов и выполнении государственных  повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило  подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто  телесному наказанию.

Наделы. «Положения» регламентировали наделение крестьян землёй. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший - больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший - меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался  наделом, превышающим высшую норму  в каждой полосе, то этот «излишек»  отчуждался в пользу помещика. В  черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной - 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за её возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились тому, чтобы их земля  вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью  землю, выплачивая ее стоимость или  деньгами, или полевыми работами (отработки).

Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, т.е. в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. Фактически крестьяне платили и за личное освобождение.

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство  предоставило крестьянам ссуду в  размере 80% от стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне  должны были возвратить ссуду государству  в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906г., когда крестьяне  упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили  государству около 2 млрд. рублей, т.е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась  на 20 лет. Она родила специфическое  временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т.е. 20% стоимости земли. Только в 1881г. был создан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

По  закону после завершения выкупной операции собственником пашенной земли становилась  община, но сразу после этого крестьяне  получали право на выход из общины с землёй и превращение в единоличного собственника земли.

Община  получала пахотную землю, расположенную  в разных полях. Согласно традиционной норме, она распределяла эти земли  между крестьянскими дворами, исходя из принципа уравнительности. В итоге  крестьянское владение не представляло собой единого массива и разделялось  на ряд полос. Чересполосица и  сопряженные с ней огромные затраты  сил и времени (дальноземы) на обработку земли тормозили экономическое развитие деревни.

 

Крестьянская община. Освобождённые крестьяне оставались членами общины. Община исполняла землераспределительные функции. После перехода крестьян на выкуп община становилась неполным юридическим собственником надельной земли и получала право производить ее переделы в соответствии с численностью крестьянской семьи. Она занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из поземельной общины или приеме новых членов.

Отвечала  за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который  совершался с помощью системы  «круговой поруки». На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась «обязанность» следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.

Сельский  сход (сход общинников), на котором могли  присутствовать лишь домохозяева (главы  семей), являлся главным органом  управления общины. На сходе избирался  сборщик податей и староста, исполнявший  решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.

На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости старшина входил в волостную управу.

Отношение крестьян к реформе. Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к Манифесту крайне отрицательно, называли его «подложной грамотой. Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге в ряде мест (в том числе в селе Бездна Казанской губернии и деревне Кандеевка Пензенской губернии) вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Руководитель выступления в селе Бездна крестьянин-сектант Антон Петров так «прочитал» Положение 19 февраля, что, согласно его разъяснениям, вся земля должна была отойти к крестьянам. По безоружным людям солдаты открыли огонь, около ста человек были убиты, а Петров на глазах народа расстрелян. Студенты устроили в Казани политическую панихиду, на которой с яркой обличительной речью выступил профессор истории университета А.П. Щапов. Всего зимой и весной 1861 г., по официальным данным, было 1370 массовых крестьянских выступлений.

Однако  к лету 1861 г. волнения пошли на убыль. 3а июнь-декабрь произошло 519 выступлений. Крестьяне, участвуя в составлении  уставных грамот, и, вероятно, надеясь  на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных  хозяев, втягивались в повседневную трудовую деятельность, что и вело к постепенному успокоению деревни. Надежды же революционеров поднять  крестьян на борьбу после подписания уставных грамот, т.е. тогда, когда, как  предполагалось, они окончательно убедятся в грабительском характере реформы, оказались беспочвенными (хотя 60% крестьян не подписали первый вариант уставных грамот). Реализация реформы вызывала рост новых противоречий и усилила  раскол в деревне.

5.Буржуазные реформы Александра  II                                                                  


 

5.1 Реформа самоуправления

Так после отмены крепостного права  возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских  учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских  собраний, и исполнительных: уездных  и губернских земских управ.

 

Земства несли ответственность  за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и  другое.

 

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские  капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые  формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и  расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход  к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства  вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном  уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

 

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Информация о работе Реформы Александра II