Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 07:28, реферат
В этом году в России отмечается 150-летие отмены крепостного права. Эту важнейшую реформу, да и множество других, претворил в жизнь император Александр II, вошедший историю под эпитетом Освободитель. Со времен Петра I не было правителя, который так сильно перетряхивал сложившиеся устои и порядки, настолько глубоко видел проблемы государства и так быстро находил способы их решения. Способы, быть может, были не всегда удачными, но они что-то обязательно меняли. В этом реферате я постарался проанализировать реформаторскую деятельность Александра II и сделать выводы.
1.Введение
2.Биография и личность Александра II
2.1 Детство, образование и воспитание
2.2 Начало государственной деятельности
2.3 Основные моменты правления Александра II
2.4 Личная жизнь Александра II
2.5 Обстоятельства смерти Александра II
3.Предпосылки реформ
3.1 Предпосылки отмены крепостного права
3.2 Предпосылки буржуазных реформ
4.Отмена крепостного права
5.Буржуазные реформы Александра II
5.1.Реформа самоуправления
5.2.Судебная реформа
5.3.Военная реформа
5.4.Реформа образования
5.5.Реформа самодержавия
5.6 Прочие реформы
6.Итоги реформаторской деятельности Александра II
7.Заключение
8.Список источников
Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов, т.е. благоустройство городов, устройство базаров и т. п.
5.2 Судебная реформа
Одновременно с земской
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.
5.3 Военная реформа
Реформа проведена Александром II 1 января 1874 года. Разработана военным министром Д. А. Милютиным. Утверждена манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности, который явился центральным элементом военной реформы 70-х годов XIX в. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Военные Реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
Содержание Реформ:
- сокращение численности армии на 40 %;
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы
- создание гласных и
- отмена телесных наказаний ( за исключением розг для особых "оштрафованных" ) в армии;
- перевооружение армии и флота ( принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д. ), реконструкция казенных военных заводов;
- введение всеобщей воинской
повинности в 1874 вместо рекрутского
набора и сокращение сроков
службы. По новому закону, призываются
все молодые люди, достигшие 21
года, но правительство каждый
год определяет необходимое
5.4 Реформа образования
В ходе реформ 1860-х годов была расширена
сеть народных училищ. Наряду с классическими
гимназиями были созданы реальные гимназии
(училища) в которых основной упор
делался на преподавание математики
и естественных наук. Университетский
устав 1863 г. для высших учебных заведений
вводил частичную автономию
Некоторые элементы реформы образования современники рассматривали как дискриминацию низших сословий.
Как указывал Н.А.Рожков, в реальных гимназиях, введенных для выходцев из низших и средних слоев общества, не обучали древним языкам (латинскому и греческому), в отличие от обычных гимназий, существовавших только для высших классов; но знание древних языков сделали обязательным при поступлении в вузы. Так для широкой массы населения был фактически закрыт доступ в вузы
5.5 Реформа самодержавия
В конце царствования Александра II был составлен проект создания верховного совета при царе, которому передавалась часть прав и полномочий самого царя, т.е. речь шла об урезании власти самодержавия в пользу узкого круга лиц – крупных вельмож и чиновников. Речь не шла о конституционной монархии, при которой верховным органом является демократически избираемый парламент - которого в России не было и не планировалось . Авторами данного «конституционного» проекта был министр внутренних дел Лорис-Меликов, который получил в конце царствования Александра II чрезвычайные полномочия, а также министр финансов Абаза и военный министр Милютин. Александр II за две недели до своей смерти утвердил этот план, но его не успели обсудить на совете министров, и на 4 марта 1881 г. было назначено обсуждение, с последующим вступлением в силу (которое не состоялось ввиду убийства царя). Подобный проект в дальнейшем был представлен и Александру III, а также Николаю II в начале его царствования, откуда прослеживаются замыслы, приведшие к отречению Николая II и упразднению монархии в пользу Временного правительства в марте 1917 г.
5.6 Прочие реформы
Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).
Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.
При Александре II произошли существенные изменения в отношении черты оседлости евреев. Рядом указов, выпущенных в период с 1859 г. по 1880 г., значительная часть евреев получила право беспрепятственно расселяться по территории России. Как пишет А.И.Солженицын, право свободного расселения получили купцы, ремесленники, врачи, юристы, выпускники университетов, их семьи и обслуживающий персонал, а также, например, «лица свободных профессий». А в 1880 г. указом министра внутренних дел было разрешено оставить на жительство вне черты оседлости тех евреев, кто поселился незаконно.
6.Итоги реформаторской
Оценка реформ Александра II противоречива. Дворянские круги и либеральная пресса называли его реформатором и освободителем и утверждали, что в его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, существенно ограничены (фактически отменены) телесные наказания, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ.
Вместе с тем, подавляющая часть населения отрицательно оценила эти реформы, включая крестьянство, большинство интеллигенции, а также ряд государственных деятелей той эпохи . А историки конца XIX – начала XX вв. на фактах показали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый); не было и отмены телесных наказаний в отношении крестьян (которых стало ничуть не меньше); учреждение земств привело к усилению произвола местных властей и к дискриминации и угнетению низших сословий; судебная реформа в практике не имела результата и привела к судебному и полицейскому произволу. Кроме того, по мнению специалистов в аграрном вопросе, крестьянская реформа 1861 г. привела к возникновению серьезных новых проблем (помещичьи отрезки, разорение крестьян), которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 гг.
Взгляды
современных историков на эпоху
Александра II в последние десятилетия
подвергались резким изменениям и не
являются устоявшимися. В советской
историографии преобладал тенденциозный
взгляд на его царствование, вытекавший
из общих нигилистических
7.Заключение
Александр получил в наследство
страну, основными политическими
институтами которой были крепостничество
и военно-бюрократическая
Александр сделал то, что должен был в такой ситуации, начав активную реформаторскую деятельность. Ее успешность ставится под вопрос. Даже такое событие для России и всей ее истории, как отмена крепостного права, и то не дало таких результатов, как хотелось бы. Но отмена крепостного права была лишь движением к полной свободе. Начальной ее фазой. Вслед за этой реформой последовали и другие. Было введено земское самоуправление, проведены судебная и военная реформы, университетам вернули самоуправление. Все они были направлены на освобождение индивида, на расширение сферы личного выбора, личной ответственности, личной свободы человека. В России никогда до этого не было такого либерализма. Именно с реформ Александра II начался в нашей стране путь к становлению демократии. Пусть не сразу, с перерывом на коммунизм, но демократия была установлена. Плохо это для России или хорошо, но, несомненно, это и есть главная заслуга реформ императора Александра II.
8.Список источников
Печатные источники:
1. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Загладин Н.В, Симония Н.А.(2008 год)
2. История России. Век XIX. (Учебное пособие).Есиков С.А., Слезин А.А., Двухжилова И.В. (2009 год)
3.История России, учебник СПбГУ. Баева Е.П., Дьяченко Е.В., Кузьмина Е.В.(2007 год)
4.История России. Данилов А.А., Косулина Л.Г.(2007 год)
Электронные источники:
1.Rushistory.com
2.wikipedia.org
3. istorya.ru