Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:43, реферат
Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи: - изучение предпосылок проводимой реформы;
- изучение губернской реформы ;
- изучение судебной реформы;
- сделать анализ проведенных реформ.
Введение……………………………………………………………….2
Губернская и судебная реформа 1775 года…………………..…..…..3
Итоги проведенной реформы…………………………….……….…11
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Губернская и судебная реформа 1775 года…………………..…..…..3
Итоги проведенной реформы…………………………….……….…11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На данный
момент в России происходит реформа
местного самоуправления. Это уже
не первая реформа в России в этой
области. Одной из важнейших реформ
местного самоуправления в России произошла
в 1775 году и называлась губернской реформой.
Территориальное деление в
После восстания Пугачева назрела необходимость проводить реформы, существующая система управления не позволяла подчинять и управлять страной полностью. В тоже время была необходимость укрепить опору самодержавия, которую Екатерина II в лице дворянства.
Данная тема является актуальной, так как ее результат во многом повлиял на ход российской истории. В ходе губернской реформы были затронуты и другие стороны жизни, такие как организация судов и полиции, приказ общественного призрения - курирующий вопросы устройства школ, богаделен, приютов и т. п.
Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи:
- изучение
предпосылок проводимой
- изучение губернской реформы ;
- изучение судебной реформы;
- сделать анализ проведенных реформ.
В ходе работы мной были использованы следующие источники: законодательные акты, принятые в ходе реформ, Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский Россия в XVIII - первой половине XIX века”, Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права, Исаев И.А. История государства и права России.
Губернская и судебная реформа 1775 года.
Перед началом изложения основной темы хотелось бы подчеркнуть что, областное управление было для Екатерины удобной почвой, на которой она могла сеять политические идеи заимствованные ей из либеральных учений европейских публицистов. Притом особые соображения побуждали ее обратить преимущественное внимание на переустройство областного управления.
Восстание Пугачева,
повергшее в ужас дворянскую Россию,
имело важные последствия для
определения дальнейшей внутренней
политики Екатерины II. Прежде всего, императрица
убедилась в глубоком консерватизме
низших слоёв населения империи.
Во-вторых, стало ясно, что при
всех издержках лишь дворянство могло
быть истинной опорой трона. Наконец, в-третьих,
восстание наглядно продемонстрировало
глубокий кризис общества и, следовательно,
невозможность и далее
Опубликование
и введение Учреждений в действие
ознаменовало начало губернской реформы,
основное содержание которой было связано
с реорганизацией системы местного
управления. Необходимость подобной
реформы диктовалась самой
Также на переустройстве именно областного управления с особенной силой настаивали дворянские депутаты кодификационной комиссии 1767 г. Этими побуждениями и вызвано было обнародованное 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губернии». Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский. На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения. Вместо прежних 20 губерний, существовавших в 1766 г., по "учреждениям о губерниях", к 1795 г. в России появилась уже пятьдесят одна губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции - на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2230000 жителей, а Архангельская - только 438000, а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той, и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам, или условиям, в основание губернского деления Екатерины принято было исключительно количество населения.
При новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс.. В основу нового деления было, таким образом, положены статистическое данные, при проведении которого в жизнь упускалось из виду, как отмечает Платонов, что управлять теми же 300 -- 400 тыс. душ гораздо труднее, если они разбросаны на больших пространствах. При большей дробности новых административных округов нужно было и более административных центров; поэтому возникло много новых городов, созданных совершенно искусственно.
Изменив областные
границы, учреждение о губерниях
изменило и устройство областного управления.
До 1775 г. главным органом управления
в губерниях, провинциях и уездах
были губернаторы и воеводы со
своими канцеляриями. Земский элемент,
введенный в областное
Еще сильнее
сказалась слабость администрации
во время известного пугачевского бунта
1773 - 1774 гг. По случаю турецкой войны
у правительства было мало войск,
а администрация не могла ни вовремя
сдержать крестьянские волнения, ни принять
должные меры, чтобы обезопасить
не только общество, но и самих себя
от всяких случайностей и опасностей.
При таких условиях Пугачев под
именем Петра III овладел громадными
пространствами от Оренбурга до Казани,
и борьба с ним обратилась в
упорную войну. Только после ряда
битв Пугачев был пойман и казнен
в 1774 г. Шайки его рассеялись, но волнение
утихало не сразу, и Екатерина
выработала свои учреждения о губерниях,
как уже и указывалось выше,
под свежим впечатлением необыкновенного
погрома. Она стремилась увеличить
силы администрации, разграничить ведомства
и привлечь к участию в управлении
земские элементы. В этом ее стремления
напоминают стремления Петра Великого,
но формы екатерининской администрации
далеко разошлись с формами
1) Губернское
правление - главное губернское
учреждение с губернатором во
главе. Оно имело
2) Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.
3) Палата казенная
- орган финансового управления.
Все эти учреждения имели
4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами.
5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них.
6) Верхняя
расправа - судебное место для
однодворцев и государственных
крестьян. Эти суды имели коллегиальный
характер, состояли из председателей
- коронных судей и заседателей
- выборных того сословия, делами
которого занималось
7) Совестный
суд - для полюбовного решения
тяжб и для суда над
8) Приказ общественного
призрения - для устройства школ,
богаделен, приютов и т. п.
В обоих этих местах
В каждом уездном городе находились:
1) Нижний земский суд - ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника (капитана-исправника) и заседателей; и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления.
2) Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3) Городской
магистрат - судебное место для
горожан, подчиненное
4) Нижняя расправа
- суд для государственных
Местное управление
вышло очень систематично и либерально.
Оно отвечало до некоторой степени
и отвлеченным теориям
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления -- нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).
Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
В городах
была учреждена должность
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.
Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.
Информация о работе Реформы Екатерины II в области местного самоуправления