Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:43, реферат
Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи: - изучение предпосылок проводимой реформы;
- изучение губернской реформы ;
- изучение судебной реформы;
- сделать анализ проведенных реформ.
Введение……………………………………………………………….2
Губернская и судебная реформа 1775 года…………………..…..…..3
Итоги проведенной реформы…………………………….……….…11
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………...19
Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".
Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы -- провинциальные судные приказы -- губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты -- Сенат (апелляционная инстанция).
В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.
Депутаты
предлагали сделать судебное разбирательство
гласным и открытым, однако выступили
за создание определенно сословных
судов. Это стремление сохранить
сословную систему и принципы
судопроизводства, в конечном счете,
препятствовало отделению судебной
функции от административной: защитить
особый статус и привилегии дворянского
сословия можно, было только путем усиления
административного
Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект « О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".
Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый, (по купеческим и маклерским делам); военный, придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).
Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу -- земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.
Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд -- провинция -- губерния.
Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.
Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.
В процессе этой реформы была сформулирована и упроченная судебная система.
1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.
Апелляционной инстанцией для уездных судов стал, верхний земский суд состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.
Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.
2. Для горожан
низшей судебной инстанцией
Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).
3. Государственные
крестьяне судились в уездной
нижней расправе, в которой уголовные
и гражданские дела
Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян -- по дворянским делам, горожан -- по делам горожан, крестьян -- по крестьянским делам.
Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда -- по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.
5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).
В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.
К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.
6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. См: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
Губернская
реформа 1775 года соответствовала требованиям
времени. Территориальное деление
просуществовало практически
Итоги проведенной реформы
Легко заметить,
прежде всего, необычайную сложность
созданного Екатериной губернского
правительственного механизма. Мы видим
здесь, прежде всего сильное влияние,
какое оказали на эти учреждения
идеи, распространявшиеся тогдашней
политической литературой Запада, преимущественно
идея разделения властей. Без строгого
разделения властей - законодательной,
исполнительной (административной) и
судебной - тогдашний передовой публицист
не мыслил правильного государственного
устройства. Екатерина заплатила
очень щедрую дань этой идее в своих
губернских учреждениях. Пересматривая
наказы дворянских депутатов в Комиссии
1767 г., легко заметить этот источник.
Многие наказы выражали решительное
желание сословия - устроиться в
уездные сословные корпорации и
принять деятельное участие в
местном управлении и суде. Для
выбора депутатов в Комиссию дворянство
собиралось по уездам и выбирало уездных
предводителей; теперь дворяне заявляли
в Комиссии желание, чтобы оставлено
было за сословием право выбирать
этих уездных предводителей, собираться
в известные сроки и
Итак, источником
противоречия, заметного в строе
губернских учреждений, были желания,
выраженные дворянством. Законодательница,
руководясь западноевропейскими
Таким образом,
полицейский порядок в уезде,
поддержание безопасности и тишины
и суд без различия состояний
сосредоточивались в
1) в выборе
личного состава сословных
2) в сословном
происхождении личного состава
общих бессословных учреждений.
Благодаря этому преобладанию
дворянство стало руководящим
классом в местном, как и
центральном управлении. Дворянин
господствовал в местном
Становясь привилегированным
и обособленным сословием, дворянство
не имело еще сословной
Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
Таким образом,
с 1775 г. вся Россия от высших до низших
ступеней управления (кроме разве
городовых магистратов) стала управляться
дворянством: вверху они действовали
в виде бюрократии, внизу - в качестве
представителей дворянских самоуправляющихся
обществ. Такое значение для дворянства
имели реформы 1775 г., они дали ему
сословную организацию и
Жалованная грамота 1785 г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII в. При Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права. Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление.
Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет "офицерского чина". Таковы главнейшие права всякого дворянина. Об участие дворянских обществ в местном управлении говорилось выше. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII в.; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы
Губернские и сословные учреждения вырабатывались под заметнымвлиянием:
1) политических
идей, заимствованных Екатериной
из западноевропейской
2) из местных нужд и влияний.
Но влияние
этих идей на устройство местного управления
в России было почти исключительно
формальное; эти идеи отразились на
технической выработке
Информация о работе Реформы Екатерины II в области местного самоуправления