Реформы Екатерины II в области местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи: - изучение предпосылок проводимой реформы;
- изучение губернской реформы ;
- изучение судебной реформы;
- сделать анализ проведенных реформ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
Губернская и судебная реформа 1775 года…………………..…..…..3
Итоги проведенной реформы…………………………….……….…11
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 51.40 Кб (Скачать файл)

Гораздо важнее значение губернских и сословных  учреждений в истории нашего общества: в них выразилось характеристическое движение данного времени. В них  проведено было государственное  раскрепление двух высших классов общества. В дворянской жалованной грамоте  были формулированы созданные прежним  законодательством права дворянства; точно так же в жалованной грамоте  городам были формулированы и  права городского населения. Эти права не в одинаковой мере были распределены между всеми классами городского населения, но совокупность их раскрепляла городское население, снимая с него те специальные государственные повинности, какие были положены на него в древней Руси. Городские состояния получили сословное самоуправление и сословный суд. Далее, гильдейское гражданство, т. е. высший слой городского населения, был освобожден от подушной подати, которая заменялась однопроцентным сбором с объявленного купцом по совести капитала. Точно так же гильдейские граждане освобождались от личной рекрутской повинности: гражданин - гильдейский купец личную службу мог выкупить деньгами. Далее, все гильдейские граждане и мещане освобождались от тех казенных «служб» или от «нарядов» по различным казенным сборам, которые в древней Руси составляли самую тяжелую повинность городского населения. Наконец, купцы двух первых гильдий были свободны от телесного наказания, а высший слой купечества, носивший название «именитых граждан», мог при известных условиях достигать дворянства. Итак, в истории нашего общества губернские учреждения вместе с сословными жалованными грамотами были первыми актами, в которых точно и подробно были формулированы права двух сословий и по которым с этих сословий снимались специальные государственные повинности. Это связано с другой стороной в губернских учреждениях, еще более важной для истории нашего общества. Как мы видели, в XVII столетии разверстка государственных повинностей между сословиями разрушила их взаимные связи и уничтожила их совместную деятельность. Благодаря этому разобщению пали в XVII столетии земские соборы. С тех пор каждое сословие несло свою службу и действовало одиноко, без связи с другим. В губернских учреждениях Екатерина впервые сделала попытку опять свести сословия для совместной дружной деятельности.

В приказе  общественного призрения и совестных  нижних земских судах под руководством коронных представителей действовали  заседатели, выбранные тремя свободными сословиями: дворянством, городским  населением и классом вольных  сельских обывателей. Правда, оба эти  учреждения, заняли второстепенное место  в строе местного управления, но они важны как первый проблеск мысли восстановить совместную деятельность сословий, и это составляет одну из лучших черт губернских учреждений Екатерины.

 

Заключение

Губернская  реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что  явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более  того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий. Разделение властей также было неполным, ибо за губернатором было оставлено право бороться с судебной волокитой и даже разрешалось приостанавливать судебные решения. Совершенно новым для России был так называемый совестный суд - всесословный орган, сочетавший функции суда по малозначительным гражданским делам и прокуратуры и призванный примирять спорящих, прекращать распри. Недостатки судебной реформы 1775 г. в значительной мере объяснялись отсутствием в России того времени профессиональных юристов, неразвитостью права и правовой мысли в целом.

Ряд должностей в новых органах управления Учреждения передавали в руки выборных представителей местного дворянства. Таким образом, с одной стороны, государству  удавалось заместить должности, которые в ином случае могли бы остаться вакантными, а с другой - выполнить пожелания дворянства о передаче им власти на местах. Однако на практике самостоятельность местных  органов оказалась мнимой, ибо, будучи избран на должность в местном  учреждении, дворянин вновь превращался  в простого государственного чиновника, получающего жалование от государства.

Учреждения 1775 г. были сложным, многоаспектным и противоречивым документом, ибо в нем рассматривались  разнообразные стороны жизни  общества и государственного управления.

 

Список  литературы:

1) Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. “Россия в  XVIII - первой половине XIX века”. М. : Мирос, 1994 г

2) А. Н.Сахаров  “История России с начала XVIII до конца XIX века”. М.: АСТ, 1996 г

3) Хрестоматия  по истории России М. 1999 г.

4) Исаев И.А.  История государства и права  России. М.: Юрист, 1999.

5) Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

6) Российское  законодательство Х-ХХ вв. Т. 7.- М., 1994.

 

 

1 Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 1999.

2 Анисимов, А. Б. Каменский. “Россия в XVIII - первой половине XIX века”. М. : Мирос, 1994 г стр. 231

3 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 7.- М., 1994

 


Информация о работе Реформы Екатерины II в области местного самоуправления