Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:16, реферат
В этой работе я постараюсь раскрыть и рассмотреть внутреннюю и внешнюю
политику СССР с 1985 по 1991 год в годы правления М.С. Горбачева. Постараюсь проанализировать состояние экономики, жизненный уровень населения и всё остальное, что связанно с внутренней политикой. Оборонные, экономические, правовые и другие отношения с зарубежными странами, всю внешнюю политику Союза Советских Социалистических Республик в период с 1985 по 1991 год. Период с 1985 по 1991 год был насыщен разного рода событиями хотя и обладал отрезками времени, которые принято называть "мёртвыми" в силу того, что эти периоды были туманными и не оставили большого следа в истории СССР и России.
Введение 1
1. Время реформ и кризисов. 2-16
Заключение 17
Список используемой л
Содержание
Введение
1. Время реформ и кризисов.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
В этой работе я постараюсь раскрыть и рассмотреть внутреннюю и внешнюю
политику СССР с 1985 по 1991
год в годы правления М.С. Горбачева.
Постараюсь проанализировать состояние
экономики, жизненный уровень населения
и всё остальное, что связанно
с внутренней политикой. Оборонные,
экономические, правовые и другие отношения
с зарубежными странами, всю внешнюю
политику Союза Советских
Спустя 20 лет после начала
перестройки всё рельефнее
Время реформ и кризисов
Изменения, которые произошли в Советском Союзе после того, как Михаил Горбачев стал в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС, потрясли весь мир. Горбачев установил новый тип отношений с союзниками по Варшавскому договору и позволил Польше, Чехословакии, Болгарии, Румынии и Венгрии выбирать собственный путь развития — дал относительную свободу во внешней и внутренней политике. Это положило начало концу коммунистических государств однопартийной системой, которую так яростно отстаивал «большой брат» в течение четырех десятилетий. Но самое удивительное в том, что Горбачев, навеки покончив с мифом о призраке реваншистской Германии, признал право восточных немцев самим решать, стоит ли им объединяться с Западной Германией или нет. Проводимая новым Генеральным секретарем политика развеяла страхи Запада в отношении СССР. В основе новой линии Кремля лежало разоружение — неотъемлемая составляющая всей политики. Горбачева радушно принимали во всех странах мира, ему рукоплескали на улицах Бонна и на фоне нью-йоркских небоскребов. Люди на Западе требовали от своих правительств откликнуться на призывы советского лидера крепить мир и добиваться разрядки международной напряженности. В итоге, искреннее желание Горбачева покончить с «холодной войной» помогло победить традиционное недоверие и подозрение Запада в отношениях с СССР. Варшавский блок был распущен, объединенная Германия стала членом НАТО, «Холодная война» закончилась в 1991 году. Советский Союз и Соединенные Штаты преследовали общие цели во многих регионах мира: на Ближнем Востоке, в Азии и Европе — и они могли координировать свои усилия по работе в этом направлении. Стремление пробудить инициативу и личную ответственность каждого гражданина СССР за происходящее и подвигло Горбачева на реформы. Горбачев надеялся, что будет покончено с коррупцией и дилетантством; навеки исчезнут и уйдут в небытие фальшь и ханжество, пронизывающие все стороны советской действительности, притеснения людей, которым лицемерно гарантированы конституционные права и свободы, существующие только на бумаге. Сестра-близнец перестройки — гласность, они неразлучны: одно явление вытекает из другого. И хотя для характеристики всего задуманного Горбачевыми были выбраны нейтральные понятия (перестройка и гласность), в свете истории Советского Союза они несли поистине революционное значение. Людям будут предоставлены настоящие свободы, закрепленные законодательно: право критиковать, свободно выражать свои взгляды и мнения, право избирать и быть избранным. Так хотел ли Горбачев в действительности избавиться от идеологии русской революции и всех последующих идеологических извращений?
Внимательный анализ «Перестройки» позволяет вскрыть противоречия в убеждениях Горбачева, причем подобная противоречивость прослеживалась с самого начала. Он не был демократом в истинном значении этого слова (как это понимают на Западе), так же как не был приверженцем капиталистической идеи, считая, что капитализм не панацея от всех экономических катаклизмов. Горбачев был прежде всего реформатором социализма. Вдохновленный идеями западного толка — вера в личную свободу и права каждого индивидуума — он приложил немало усилий, используя и властные рычаги, и личные способности, чтобы советские граждане смогли почувствовать себя людьми, обрели свое «я», а не оставались серой, безликой, неуправляемой массой. Известные диссиденты Анатолий Шаранский и Андрей Сахаров были реабилитированы. «С точки зрения капиталистического сообщества, — утверждал Горбачев в своем выступлении в феврале 1986 года, — рождение социализма было величайшей ошибкой истории и исправить ее надо было во что бы то ни стало...» «Перестройка, — писал он в своей книге, — вовсе не явилась следствием разочарования идеей социализма... вызвана она была не кризисом идеалов и конечных целей. Подобная интерпретация уводит от правды...»
Нужно было менять и корректировать внутренний и внешний курс политики СССР. Однако Горбачев не собирался вести стран)’ по пути, который выбрали Чехословакия и Польша. Народы этих стран выбрали модель западного парламентаризма с многопартийной системой и элементами рыночной экономики (преобладание частной собственности на землю и средства производства). Горбачев был противником «буржуазного капитализма». На повестку дня вообще не ставился вопрос о ниспровержении идей социализма, как не подвергалась сомнению и незыблемость «свободного союза суверенных республик». Несмотря на радикализм взглядов, Горбачев четко определил границы «нового политического мышления»,
Но была ли возможна реформировать, модернизировать советскую экономику при условии незыблемости основ социализма? Бывший помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский написал замечательную книгу о революционных процессах в Центральной и Восточной Европе «Великий провал. Рождение и гибель коммунизма в двадцатом столетии», где он предсказал неминуемый конец коммунизма. Многие высказывания Горбачева перекликались с утверждениями Бжезинского. Для советской страны многое было упущено — это были потерянные годы: крайне низкая производительность труда, неэффективное использование богатейших природных ресурсов. Однако Горбачев воспринимал все эти факторы не как свидетельство крушения коммунистического мифа, а как необходимость обновления. Перестройка и гласность должны были стать основными движущими силами процесса. Потенциальные возможности коммунизма не исчерпаны. Подобная вера (а точнее заблуждение) помешали советскому руководителю найти приемлемый подход к реформированию социалистической экономики, радикально изменить внутреннюю политику так же, как он изменил внешний курс. Сам Горбачев был довольно противоречивой личностью, ему свойственны были постоянные колебания, а принимаемые им решения отличались двусмысленностью. Экономическое развитие оставляло желать лучшего, в промышленности наблюдались спады.
В городах люди выстаивали длинные очереди за основными продуктами питания. «Черный» рынок и рынок свободной торговли процветали, определить разницу между ними стало практически невозможно. Реформирование партии, верхушка которой погрязла в коррупции, привело к побочному эффекту: падала партийная дисциплина. Гласность вырвалась за рамки здоровой критики и превратилась в обличение фундаментальных основ советского государства. Каждая республика стремилась к самостоятельности. Союз Советских Социалистических Республик подрывали этнические противоречия и национализм. Лучшие экономические условия и большая определенность политического развития могли бы сохранить СССР и советский народ как общность без применения репрессивных мер. Но ухудшение социально-экономических условий и материального положения трудящихся стимулировали народные волнения: не последнюю роль сыграл здесь и национализм, подавляемый в течение трех десятилетий, грозивший стать мощной разрушительной силой.
В 1985 году Горбачев начал претворять в жизнь глобальную задачу по радикальному изменению Советского Союза. Его поддерживало прогрессивное меньшинство в партии, в правительстве он тоже нашел много сторонников. Многие руководители понимали, что пришло время перемен и революционных преобразований, но они еще не были готовы к ним, ибо боялись потерять свои «теплые местечки» и привилегии. Горбачев тем не менее вынужден был в своей деятельности считаться с мнением этого большинства. Он боролся до последнего, искусно лавируя между колеблющимися, но увы... в конечном счете потерпел фиаско. И все же он переиграл своих оппонентов, демонстрируя удивительные способности политического маневрирования. Ему удалось изменить партийные и государственные структуры, которые в большинстве своем были переименованы и реформированы. Советский руководитель ввел новые избирательные процедуры, создал новые органы. По большому счету это было грандиозное действо, от которого дыхание захватывало. Но постепенно эйфория и восторг сменились разочарованием и апатией, так как после 1987 года уровень жизни советских людей начал резко падать. Для того, чтобы дать верную оценку всего содеянного Горбачевым, стоит подробнее остановиться на описании партийно-государственных структур, которые «унаследовал» Горбачев от своих предшественников. Хотя предполагалось, что партийные органы избираются демократическим путем снизу доверху, налицо были явные противоречия принципа демократического централизма. Партийные руководители назначались указаниями сверху. А главный партийный руководитель — Генеральный секретарь ЦК КПСС назначался членами могущественного Политбюро, хотя формально Политбюро должно было только рекомендовать кандидатуру Центральному Комитету партии, который и утверждал кандидата на пост Генерального секретаря. Утверждение Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС произошло 11 марта 1985 года. В состав Политбюро входило 10 членов и 6 кандидатов в члены, которые должны были избираться Центральным комитетом. Центральный комитет состоял из 319 членов и 151 кандидата в члены. Заседания ЦК проходили два раза в год. Центральный комитет избирал Секретариат. Этот Секретариат — в него входило 11 членов — курировал двадцать секторов, которые в свою очередь контролировали 109 государственных министерств. Сеть республиканских, областных, краевых, городских и районных комитетов партии охватывала весь Советский Союз — и все они непосредственно подчинялись Секретариату ЦК КПСС.
Следует обратить внимание на тот факт, что до 1985 года партия контролировала министерства, которые подчинялись Председателю Совета Министров и членам правительства. Таким образом, существовал двойной контроль государственных и правительственных структур, а координировал их Генеральный секретарь ЦК КПСС. Генеральный секретарь также являлся Председателем парламента СССР (Верховного Совета), но это был чисто протокольный орган, ежегодно собиравшийся чтобы выслушать отчет Генерального секретаря и дежурно поаплодировать всему сказанному. Подобные Верховные Советы существовали во всех республиках.
Данные структуры дополняли и другие органы управления. По особым случаям созывались внеочередные партийные конференции. Так например, XVIII партконференция собиралась в 1941 году, а в 1988 году Горбачев созвал XIX партийную конференцию с целью определить перспективные направления развития и коренным образом изменить структуру партийного аппарата. В дальнейшем появилась возможность для созыва внеочередного съезда КПСС (время созыва съездов определялось самим Генеральным секретарем). По инициативе Горбачева созывались два съезда КПСС: ХХУП — в 1986 году и XXVIII — в 1990 году, именно они и послужили трамплином для начала реформ.
В течение первых лет своего пребывания у власти Горбачев пробудил инициативу и самосознание масс, что дало ему поддержку в проведении реформ и позволило преодолеть сопротивление и инерцию многих партийцев. Тут он по сути балансировал на краю пропасти: существовала реальная опасность того, что народный протест может вырваться из-под контроля; кроме того, необходимо было убедить партийное руководство в том, что он не собирается демонтировать советскую коммунистическую систем}'. Для проведения экономических преобразований нужно было реформировать и саму партию, и структуры, на которые она опиралась: КГБ, армию, номенклатуру. При помощи номенклатуры партийная элита контролировала ключевые позиции в административном аппарате, судебно-юридической системе, промышленности, сельском хозяйстве и образовании.
При проведении демократических реформ Горбачев прилагал немалые усилия, чтобы вакансии в низовой прослойке номенклатуры заняли новые люди. Именно так он понимал процесс демократизации советского общества. Но с самого начала перестройки стало ясно, что партия, скорее всего, не сумеет восстановить доверие и уважение в глазах народа, так как в течение десятилетий она была оторванной от масс структурой — государство в государстве — с собственной элитой, высшими самоназначенцами, пользовавшимися большими привилегиями, о которых «простые смертные» только мечтать могли.