Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:16, реферат
В этой работе я постараюсь раскрыть и рассмотреть внутреннюю и внешнюю
политику СССР с 1985 по 1991 год в годы правления М.С. Горбачева. Постараюсь проанализировать состояние экономики, жизненный уровень населения и всё остальное, что связанно с внутренней политикой. Оборонные, экономические, правовые и другие отношения с зарубежными странами, всю внешнюю политику Союза Советских Социалистических Республик в период с 1985 по 1991 год. Период с 1985 по 1991 год был насыщен разного рода событиями хотя и обладал отрезками времени, которые принято называть "мёртвыми" в силу того, что эти периоды были туманными и не оставили большого следа в истории СССР и России.
Введение 1
1. Время реформ и кризисов. 2-16
Заключение 17
Список используемой л
Первые пять лет горбачевского периода народ упивался обилием митингов, конференций, съездов — их было превеликое множество. Открытые споры, дискуссии, диспуты — все это транслировалось по телевидению, — беспрецедентная попытка культивировать и мобилизовать общественное мнение. Горбачев произнес много речей, которые широко освещались средствами массовой информации. В ЦК, который утвердил его Генеральным секретарем, Горбачеву приходилось проявлять осторожность: постепенно продвигаясь к намеченной цели, важно было заручиться поддержкой ЦК и Политбюро. Он сразу заменил две трети руководителей, высших партийных иерархов, и в течение нескольких лет проводил кадровые перестановки и замены. В апрели 1985 года на заседании ЦК были приняты основные положения перестройки и утвержден план проведения реформ. В целях достижения большей эффективности работы центральных министерств были сокращены дублирующие подразделения. В сельском хозяйстве шесть самостоятельных министерств были объединены в одно большое министерство (с сокращением 20 000 человек). По базовым отраслям машиностроения и программирования были созданы два супер-министерства. К сожалению, сами министерства были оснащены компьютерами, чье программное обеспечение оставляло желать лучшего: для решения сложных экономических задач они явно не подходили.
25 февраля 1986 года в Москве
открылся XXVII: съезд КПСС. На улицах
висели красочные плакаты «
1986 год был драматическим
годом для Советского Союза. 26
апреля произошла страшная
Попытка Горбачева перестроить политику в своей стране и за рубежом встретила ожесточенное сопротивление с двух противоборствующих сторон. Егор Лигачев, всемогущий секретарь ЦК КПСС, курировавший организационную работу, выступал против проведения реформ — его не устраивал курс, который проводил Горбачев. С недоверием воспринимал многие шаги Горбачева и 1-й секретарь МГК КПСС, кандидат в члены Политбюро Ельцин, которому раньше до того, как его заметил Горбачев, протежировал Лигачев. Лигачев собирался ослабить влияние радикально настроенного московского лидера, который активно боролся с партийными привилегиями, коррупцией и даже против нового культа личности (слова Ельцина) Генерального секретаря ЦК КПСС. В октябре 1987 года на заседании Центрального комитета Ельцин устроил грандиозный скандал, заявив о своем желании выйти из состава Политбюро. Горбачев был вне себя от гнева. Подрывалась вера в единство и сплоченность ЦК КПСС — и все это накануне ежегодного празднования годовщины Октябрьской революции. Тяжело больной Ельцин (может быть, очередной сердечный приступ) вынужден был пройти курс лечения в клинике. То, что случилось потом характеризует Горбачева как жестокого человека. Ельцина заставили явиться на заседание Московского городского комитета партии, где он был унижен и снят с должности, — триумф и месть Лигачева. Однако и опала Ельцина стала началом ожесточенной борьбы, политического и личного соперничества, поединка между Ельциным и Горбачевым. На некоторое время Ельцина отбросили «на задворки» политической жизни. А его новый выход на политическую арену ознаменовал изменение естественного хода советской истории.
В 1987 году Горбачев понял, что пришло время кардинальных перемен на государственном и партийном уровне. В январе он внес предложение в ЦК о том, что депутаты в региональные и республиканские советы должны не назначаться аппаратом, как это было ранее, а избираться народом. Людям надо предоставить возможность выбирать депутатов из нескольких кандидатур. Более того, депутаты не обязательно должны быть партийными работниками, они могут представлять любой общественный класс, специалистов всех отраслей народного хозяйства. Голосование было тайным. До подлинной демократии было еще очень далеко: кандидаты проверялись специальными избирательными комиссиями, которые могли забраковать недостойную кандидатуру. Однако для Советского Союза подобный акт был поистине революционным шагом, знаменующим разрыв с прошлым. Подобные комиссии должны были повсеместно создаваться на всех предприятиях с целью избрания директорского корпуса. Тогда же Горбачев выдвинул предложение о созыве внеочередной XIX партийной конференции.
В 1987 году были предприняты робкие попытки реформировать советскую экономику, было выдвинуто несколько заслуживающих внимание инициатив. В планы Горбачева входило ввести в практику сдачу земли в сельскохозяйственных угодий в аренду, разрешили открывать собственное дело, кооперативы — некоторые предприимчивые люди сразу разбогатели. Если сначала в кооперативном движении участвовало всего 133 тысячи человек (1989), то позже число кооператоров и свободных предпринимателей возросло до 3 млн. Однако существовало немало факторов, сдерживающих проявление индивидуальной инициативы, — полностью развернуться кооперативы и частные хозяйства еще не могли. Государство, прямо или косвенно, выступало в роли нанимателя подавляющего большинства населения СССР, оно же являлось и самым главным потребителем. Попытка повысить эффективность государственного сектора экономики такими мерами, как принятие «Закона о государственных предприятиях» (июнь 1987), закончилась полным провалом. Закон ослаблял контроль центральных плановых органов. Реформирование проводилось медленно и вяло. Цены устанавливал не рынок и потребительский спрос, а Госплан и другие органы, занимающиеся планированием. Реальный ценовой учет отсутствовал, был ослаблен и партийный контроль. Советская экономика оказалась на грани катастрофы: отсутствовало строгое планирование, но экономика еще не вступила в рыночную фазу развития.
В целях сдерживания недовольства населения, правительство продолжало печатать деньги. В результате сложилась парадоксальная ситуации: денег много, а купить нечего: на «черном» рынке и рынке свободной торговли цены устанавливались запредельные. Поставки в сеть государственной торговли сокращались, ибо гораздо выгоднее было все это перепродать на рынке свободной торговли. Стремление провести более глубокие реформы ускоренными темпами встречало сильное сопротивление. Радикальные реформаторы и экономисты (типа Ельцина) распыляли свои силы на борьбу с консервативно настроенными реакционерами. Горбачев проявлял осторожность и был достаточно сдержан в оценках.
В 1987 году возникли серьезные проблемы в союзных республиках: всплеск национально-этнических волнений. В августе 1987 года по всем прибалтийским республикам (Литве, Латвии, Эстонии) прошли массовые многотысячные демонстрации. Следует заметить, что эти республики были присоединены к Советскому Союзу — точнее оккупированы Красной Армией — в 1940 году после тайного соглашения Сталина с Гитлером. В 1988 году все громче раздавались требования об автономии, вплоть до полного отделения от СССР. Депутаты эстонского парламента заявили, что правомочны налагать вето на законы, принятые Верховным Советом СССР (что касается национальных проблем). В Закавказье разгорался конфликт между исповедовавшими христианство армянами Нагорного Карабаха — автономный округ Азербайджана — и азербайджанцами-мусульманами. Нагорный Карабах пролилась кровь. В конфликт оказалась втянутой и Армения, но центр (Москва) уже не мог полностью контролировать ситуацию. Этнические конфликты представляли серьезную угрозу реформам Горбачева, так как они могли спровоцировать наступление консерваторов и свести на нет относительную свободу от партийного контроля, — именно это и являлось основной целью перестройки. Горбачев заявил, что Армения нанесла ему удар в спину. Генеральный секретарь явно не симпатизировал и с подозрительностью относился к националистической : пропаганде, будь то в Прибалтике или в Закавказье.
Именно в 1987 году Горбачев добился международного признания. После окончившихся провалом переговоров в Рейкьявике, консультации между Москвой и Вашингтоном продолжались. К концу года было достигнуто соглашение о ликвидации двух классов ракет среднего и ближнего радиуса действия. Соответствующий договор был подписан Рейганом и Горбачевым в Вашингтоне. Это было важное событие — отношения между СССР и США теперь строились на принципиально новой основе.
XIX партийная конференция, созванная по инициативе Горбачева 28 июня 1988 года, собрала более 5 тысяч коммунистов со всей страны. Несмотря на все препоны консерваторов, на конференции присутствовали и радикалы, правда в явном меньшинстве. Среди них был и Борис Ельцин — не везде выборы проходили по заранее намеченной схеме, как в «старые добрые времена», когда все выборы были «карманными». Во многих городах прошли массовые демонстрации, осуждающие линию партии. Демонстрация в центре Москвы на Пушкинской площади привлекла всеобщее внимание. Радикально настроенные коммунисты образовали Демократическую платформу, ставящую целью создание многопартийной демократической парламентской системы. Большая часть депутатов-радикалов участвовала в скандальной акции на Пушкинской площади — всего в ней приняли участие 2 тысячи человек. Попытки вооруженных милиционеров схватить активистов были засняты телевизионными камерами. Так люди геройски отстаивали свое право (заметим, гарантированное) на свободное выражение взглядов.
Горбачев председательствовал на конференции. Он приложил немало усилий, чтобы выглядеть эдаким миротворцем среди большинства коммунистов консерваторов и пассивных попутчиков, с одной стороны, и небольшой группой радикалов, негласным лидером которой был Ельцин, с другой. Горбачев обнародовал свой план реформирования партии. Секретариат ЦК КПСС больше не будет контролировать правительственные миниотделены друг от друга. Горбачев предложил реформировать Верховный Совет, изменив, прежде всего, полномочия Съезда народных депутатов. Две трети депутатов планировалось избирать из списка кандидатов, представленных избирательными комиссиями. Одна треть депутатов должна была назначаться: сто человек — Коммунистической партией; а остальные — широким спектром общественных и государственных организаций: двадцать мест выделялись Академии наук, остальные — Обществу Красного Креста, Союзу филателистов и т.д. — всего 2 250 человек. В задачи Съезда народных депутатов, кроме выслушивания докладов на заседаниях (2-3 в год) входило также избрание нового Верховного Совета. Этот орган, численностью от 400 до 450 человек, должен был избираться депутатами Съезда и стать действующим парламентом, заседающим восемь месяцев в году. Председатель Верховного Совета становится главой государства, в функции которого входил контроль за деятельностью правительства, вопросами внешней политики и обороны. Горбачев убедил партийную конференцию в целесообразности утверждения его плана. Таким образом, Съезд народных депутатов, который предстояло избрать весной 1989 года, мог утвердить конституционные реформы.
Работа конференции
«Демократизация» по Горбачеву
привела не только к конфликту
между коммунистами-
Горбачевские преобразования привели также к столкновению центра с независимыми республиками и грозили распадом Союза. В прибалтийских республиках движение за получение независимости обретало небывалый размах. Годовщина подписания Пакта Молотова — Рибенторопа (1939), согласно которому три прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония подпадали под советскую сферу влияния, а в 1940-41 годах были незаконно оккупированы советскими войсками, стала поводом для массовых протестов. Живая цепочка жителей трех прибалтийских государствстала грандиозной демонстрацией солидарности. В республиках были образованы Народные фронты, объединявшие прогрессивно мыслящих коммунистов и националистов — самой влиятельной организацией был литовский «Саюдис». Попытки Прибалтики добиться суверенитета Горбачев охарактеризовал как «крайний экстремизм националистов». В течение года отношения между Центром и прибалтийским руководством продолжали ухудшаться. Горбачев полагал, что выход из создавшейся ситуации можно найти только в том случае, если решить национальный вопрос. Единственное обещание которое он мог выполнить — так это предоставить экономическую самостоятельность республикам, но это не удовлетворяло националистов.