Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

1. Россия в середине XIX века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70-х гг.
2. Крестьянская реформа 1861 года и ее значение.
3. Буржуазные реформы Александра II.
4. Контрреформы Александра III.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

(РГТЭУ)

Факультет коммерции и  маркетинга

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История» 

 

Вариант № 9

 

 

  • Выполнила:  студентка 1 курса

  • факультета заочного обучения

  • группы 12- ФКс- 1К

  •  

  • Курасова Е. С. 

05.04.2013

Проверила: доц. Бондарева В.В.

 

Краснодар 2013

 

1. Россия в середине XIX века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70-х гг.

 

Отмена крепостничества  способствовали развитию капитализма  в России и вызвала необходимость  преобразований во всех областях государственной  жизни. Наиболее значимой и прогрессивной  стала судебная реформа 1864 г., так  как старые николаевские суды вершили  приговоры без общественного  контроля, были пристрастны, грешили  произволом и взятками. Подготовкой  реформы руководили министр юстиции  Замятин и статс-секретарь Запрудный. Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость  судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинение в лице прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых  выбирали из различных сословий). Прогрессивным  новшеством было создание прокурорского  надзора и суда присяжных. Новая  судебная система соответствовала  развивающимся буржуазным отношениям и принципам демократии, что вызвало  острое недовольство со стороны самодержавия. По этой причине в 60-70 гг. 19 в. судебная реформа была подвергнута пересмотру.

 

         После получения крестьянством  свободы появилась потребность  создания всесословных органов  местного самоуправления. 1 января 1864 г. было опубликовано «Положение  о губернских и уездных земских  учреждениях», согласно которому  в уездах и губерниях создавались  земства или земские собрания. Земские собрания формировали  земские управы (исполнительные  органы). Компетенция земств была  ограничена решением вопросов общественной жизни (хозяйство, просвещение, медицина, сбор налогов для местных нужд).

 

         В 1870 г. было издано «Городовое положение», которое ввело всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными и избирались из местной среды. Они выполняли те же функции, что и земские учреждения в сельской местности.

 

         Поражение России в Крымской  войне показало несовершенство  и отсталость российской армии.  Ее основой были солдаты, набранные  через рекрутские наборы. Начавшаяся  в 1855 г. реформа армии ощутимых  результатов не дала, пока в  1861 г. на должность военного  министра не был утвержден  выдающийся генерал Д.А.Милюков.  Это был патриот, понимающий  историческую необходимость реорганизации  военной системы российского  государства. Уменьшив общее количество  войск, Милюков провел серию  военных преобразований. Вместо  рекрутских наборов была введена  всеобщая воинская повинность. Установлен 6-летний срок службы, распространяемый  на мужчин, достигших 20 лет, независимо  от сословия. Россия была разделена  на 15 военных округов, которые  подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены  новые образцы оружия. Большое  внимание было уделено подготовке  военных кадров, открылись новые  военные училища. В армии отменили  муштру и палочную систему,  воспитание и обучение солдат  стало более гуманным. Представители  различных сословий получили  возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости  в составе офицерского корпуса.  Реформа способствовала повышению  боеспособности русской армии.

 

         В 1863 г. был издан новый университетский  устав, по которому университеты  получили широкие возможности  в самоуправлении. Совету профессоров  университетов дали возможность  выбирать всех должностных лиц  университетской администрации  и профессоров на вакантные  должности. Школьная реформа 1864 г. способствовала демократизации  сферы начального и среднего  образования. Было увеличено количество  учебных заведений и реорганизован  педагогический корпус.

 

         В 1865 г. проведена реформа печати, значительно смягчилась цензура  в издательстве книг и периодическои печати. Обществу была дана возможность обсуждения политических и социальных вопросов на страницах печатных изданий, в частности, журналов «Современник» и «Русское слово».

         Среди необходимых государственных  реформ, проводившихся в России  при императоре Александре II, важнейшее  место занимала глубокая военная  реформа, вызванная к жизни  отменой крепостного права и  стремлением правительства преодолеть  отсталость существовавшей военной  системы, выявившейся в ходе  Крымской войны (1853-1856), развитием  военной техники и попыткой  сократить военные расходы государства.  Проведение подобной реформы  требовало полной реконструкции  системы военногообразования.

         Армия уже не могла ориентироваться  на то, что большая часть Офицерского  корпуса готовилась в частях  из вольноопределяющихся, юнкеров  и ветеранов — унтер-офицеров, не прошедших подготовки в  военно-учебных заведениях. Существовавшая  система военно-учебных заведений  несла в себе отпечаток кастовости, защищавшей интересы потомственного  дворянства. Если согласно указа  16 января 1721г. и табели о рангах 1722г. лица любого происхождения,  достигшие первого офицерского  чина XIV класса (прапорщика), получали  потомственное дворянство, передававшееся детям и жене, то в 1856 г. класс чинов, дающих потомственное дворянство, был поднят на военной службе до VI класса (полковник), а на гражданский до IV класса (действительный статский советник). Личное дворянство давалось всем офицерским и гражданским чинам с IX класса. В итоге, к 1864 г. только 55,8 % офицерского корпуса русской армии имело потомственное дворянство, остальные были дети личных дворян (офицеров и чиновников, не дослужившихся до потомственного дворянства), духовенства, почетных граждан, купцов, мещан, крестьян (казаков, в том числе солдатских детей). Возникла необходимость повышения профессиональной подготовки офицеров, которую в определенной степени обеспечивали кадетские корпуса и военные училища (офицерские классы), создание условий для получения специального военного образования в военно-учебных заведениях для широкого круга населения.

 

2. Крестьянская  реформа 1861 года и ее значение.

 

         Крестьянская реформа 1861 г., отменившая  крепостное право, положила начало  капиталистической формации в  стране.

 Основной причиной  крестьянской реформы явился  кризис феодально–крепостнической системы. Крымская война 1853–1856гг. обнаружила гнилость и бессилие крепостной России. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошел на отмену крепостного права.

 

         В январе 1857г. был образован  Секретный комитет под председательством  императора АлександраII "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", который в начале 1858г. был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Тогда же были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями.

19 февраля 1861г. в Петербурге  Александр II подписал Манифест  об отмене крепостного права  и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17законодательных актов.

 

         Основной акт – "Общее положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости" – содержал главные  условия крестьянской реформы: 

- крестьяне получали  личную свободу и право распоряжаться  своим имуществом;

 

- помещики сохраняли собственность  на все принадлежащие им земли,  однако обязаны были предоставить  в пользование крестьянам "усадебную  оседлость" и полевой надел  "для обеспечения их быта  и для выполнения их обязанностей  перед правительством и помещиком";

- крестьяне за пользование  надельной землей должны были  отбывать барщину или платить  оброк и не имели права отказа  от нее в течение 9 лет. Размеры  полевого надела и повинностей  должны были фиксироваться в  уставных грамотах 1861г., которые  составлялись помещиками на каждое  имение и проверялись мировыми  посредниками.

 

-крестьянам предоставлялось  право выкупа усадьбы и, по  соглашению с помещиком, полевого  надела, до осуществления этого  они именовались временнообязанными крестьянами.

 

         "Общее положение" определяло  структуру, права и обязанности  органов крестьянского общественного  (сельского и волостного) управления  и суда.

         В 4 "Местных положениях" определялись  размеры земельных наделов и  повинностей крестьян за пользование  ими в 44 губерниях Европейской  России. Первое из них – "Великороссийское", для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая  и Херсонская), 2 белорусских (Могилевская  и часть Витебской) и части  Харьковской губерний. Вся эта  территория делилась на три  полосы (нечерноземную, черноземную  и степную), каждая из которых  состояла из "местностей".

 В первых двух полосах  устанавливались в зависимости  от "местности" высший (от 3 до 7десятин;  от 2 с 3/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных  налогов . Для степной определялся  один "указный" надел (в великороссийских  губерниях от 6 до 12 десятин; в  новороссийских, от 3 до 6 1/5 десятин). Размер  казенной десятины был определен  1,09 га.

 Надельная земля предоставлялась  "сельскому обществу", т.е. общине, по числу душ (только мужских)  к моменту составления уставных  грамот, имевших право на надел.

 

         От  земли,  находившейся в пользовании  крестьян до 19 февраля 1861г., могли  быть произведены отрезки, если  душевые наделы крестьян превышали  высший размер, установленный для  данной "местности", или если  у помещиков при сохранении  существующего крестьянского надела  оставалось менее 1/3 земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был прирезать недостающую землю или снизить повинности. За высший душевный надел устанавливался оброк от 8до 12рублей в год или барщина – 40мужских и 30женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

 Остальные "Местные  положения" в основном повторяли  "Великороссийское", но с учетом  специфики своих районов. 

 Особенности крестьянской  реформы для отдельных категорий  крестьян и специфических районов  определялись 8"Дополнительными  правилами": "Обустройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных  владельцев, и о пособии сим  владельцам"; "Оприписных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов"; "Окрестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах"; "Окрестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках"; "Окрестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского"; "Окрестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии"; "Окрестьянах и дворовых людях в Сибири"; "Олюдях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области". Манифест и "Положения" были обнародованы 5марта в Москве и с 7марта по 2апреля – в Петербурге. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство предприняло ряд мер предосторожности: произвело передислокацию войск, командировало на места лиц императорской свиты, издало обращение Синода и т.д. Однако крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, ответили на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандеевское выступления крестьян 1861г.

 На 1января 1863 г. крестьяне  отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу  значительно превышала ее рыночную  стоимость в то время, в отдельных  районах – в 2–3раза. Во многих  районах крестьяне добивались  получения дарственных наделов,  сокращая тем самым надельное  землепользование: в Саратовской  губернии на 42,4%, Самарской – 41,3%, Полтавской – 37,4%, Екатеринославской  – на 37,3% и т.д. Отрезанные помещиками  земли являлись средством закабаления  крестьян, так как они были  жизненно необходимы крестьянскому  хозяйству: водопой, выгон, сенокос  и пр. Переход крестьян на выкуп  растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881г. был издан закон  об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который  завершился к 1895г. Всего к  1 января 1895 г. было утверждено 124 тыс.выкупных сделок, по которым  перешло на выкуп 9,159 тыс.душ  в районах с общинным и 110 тыс.домохозяев в районах с  подворным земледелием. Около  80% выкупных сделок были обязательными. 

         В итоге крестьянской реформы  (по сведениям 1878г.) в губерниях  Европейской России 9860 тыс.душ крестьян  получали в надел 33728 тыс.десятин  земли (в среднем на душу 3,4 десятины). У115 тыс. помещиков осталось 69 млн.десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

Информация о работе Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века