Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

1. Россия в середине XIX века. Историческая необходимость буржуазных реформ 60-70-х гг.
2. Крестьянская реформа 1861 года и ее значение.
3. Буржуазные реформы Александра II.
4. Контрреформы Александра III.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

 Как выглядели эти  "средние" показатели через  3,5 десятилетия? Политическая и  экономическая власть царя опиралась  на дворян и помещиков. По  переписи 1897г. в России было 1 млн.220 тыс.потомственных дворян и более  600 тыс.личных дворян, которым дворянский  титул давался, но по наследству  не передавался. Все они были  владельцами земельных наделов.  Из них: около 60 тыс. – мелкопоместные  дворяне, имели по 100 десятин; 25,5 тыс.  – среднепоместные, имели от 100 до 500 десятин; 8 тыс. крупных дворян, имевших от 500 до 1000десятин: 6,5 тыс.  – крупнейших дворян, имевших  от 1000 до 5000 десятин. Вместе с тем,  в России были 102 семьи: князья  Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы,  графы Бобринские, Орловы и др., владения которых составляли более 50 тыс.десятин, то есть около 30% помещичьего земельного фонда России. Наиболее крупным собственником в России был царь НиколайI I. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Значительную часть угодий он сдавал в аренду. Управляло имуществом царя особое министерство императорского двора.

 Заполняя опросный  лист для переписи, Николай II в  графе о профессии написал: "Хозяин  земли русской". Что касается  крестьян, то средний надел крестьянской  семьи, по данным переписи, составил 7,5десятин. 

 Значение крестьянской  реформы 1861 г. состояло в том,  что она отменила феодальную  собственность на работников  и создала рынок дешевой рабочей  силы. Крестьяне объявлялись лично  свободными, то есть имели право  покупать на свое имя землю,  дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип  постепенности: в течение двух  лет должны были быть составлены  уставные грамоты, определявшие  конкретные условия освобождения  крестьян, затем крестьяне переводились  на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян. За освобождение крестьян от крепостной зависимости император Александр II был назван народом «ОСВОБОДИТЕЛЕМ». Судите сами, чего здесь было больше – правды или лицемерия? Отметим, что из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861гг., 1340 из 2165 (62%) выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861года.

 Таким образом, крестьянская  реформа 1861г. была проводимой  крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения  России в буржуазную монархию. Однако крестьянская реформа  не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужила одной из основных причин социального взрыва 1905–1907гг. XXвека.

 

3. Буржуазные реформы  Александра II

 

 КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА.

 

         В январе 1857 года Александр ? учредил  Секретный комитет по крестьянскому  делу, состоявший в основном из  консервативно настроенных сановников. Начиная с конца 1957 года в  России был создан ряд комитетов  и комиссий, основной задачей  которых являлось решение вопроса  освобождения крестьянства от  крепостной зависимости. Проекты,  составленные в губернских комитетах,  должны были подготовить единый  проект крестьянской реформы  для всей России. В начале 1859 года  для суммирования и обработки  проектов комитетов были созданы  Редакционные комиссии. Значительную  роль в комиссиях играли либерально  настроенные деятели - Ростовцев,  Милютин, представители дворянства Самарин, Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете, Александр издал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей", а также "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности которого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако сохранилась крестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания. Помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьян надел земли. За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось по соглашению с помещиком право выкупа земли, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами. Срок временнообязанных отношений установлен не был, за пользование землей временнообязанные несли повинности. Помещик являлся "попечителем" сельского общества, получал в нем права вотчинной полиции, мог требовать смены сельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года. Правительство считало, что нормальное развитие аграрного сектора дает возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому крестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под наделы на 20% меньше тех участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев свело его на нет. За полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп, превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80% стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должниками государства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей. С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс. рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были отменены с 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг. Крестьянская реформа 1861 года - буржуазная реформа, которая способствовала превращению России в буржуазную монархию. Однако она не разрешила социально-экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.

 

         Крестьянская реформа повлекла  за собой и преобразование  всех сторон общественной и  государственной жизни. Проект  земской реформы разрабатывался  комиссией, возглавляемой сначала  Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым. 1 января 1864 г. Александром ? были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, в губернских земских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство - 38%. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянских собраний - органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования крестьянских ссудосберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. в селе было создано 12 тысяч земских школ. Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом превращения феодальной монархии в буржуазную.

 

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.

 

         Вслед за земской реформой  последовала реформа городская  (1870 г.). Эта реформа имела целью  поднять хозяйство городов и  привлечь к управлению ими  крупную финансовую и торговую  буржуазию. Реформа заменяла прежние  сословные думы всесословными  городскими учреждениями местного  самоуправления. Распорядительными  органами становились городские  думы, а исполнительными - избранные  думами городские управы. Члены  городских дум выбирались на  четыре года и назывались "гласными". Правом выбора в городские  думы пользовались лишь лица, достигшие 25-и лет и владевшие  недвижимой собственностью, владельцы  промышленных и торговых предприятий,  купцы. В компетенции городского  управления было внешнее благоустройство  города, торговля, промышленность, здравоохранение,  образование.

 

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.

 

         Наиболее радикальной и последовательной  была судебная реформа, среди  авторов которой были прогрессивные  юристы - С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др. Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собой очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренному пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.

 

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ.

 

         Потребности капиталистического  развития страны и расстройство  финансов в годы Крымской войны  требовали упорядочивания всего  финансового дела. Подготовка и  проведение крестьянской реформы  1861г. вызвали необходимость учреждения  Госбанка и образования в министерстве  финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась законом. В 1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассах Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были непоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налог русского феодального государства - подушная подать, не была реализована денежная реформа 1862г. и т.д.

 

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ  И ПЕЧАТИ.

 

         Не были обойдены средства  массовой информации и учебные  заведения. В 1863 и 1864 гг. были  введены новые университетские  уставы, возвратившие им автономию  (предоставление большей хозяйственной  и административной самостоятельности,  непосредственное участие преподавателей  и студентов в решении вопросов  внутренней организации), и введено  новое положение о школьных  учреждениях, по которому заботу  о них брали на себя государство,  земства и городские думы, а  также церковь. Образование провозглашалось  доступным для всех сословий  и конфессий.  В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась "карательная" цензура - применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издательства.

 

 

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

 

         Армия традиционно играла важную  роль в общественно-политической  жизни России. Поражение в Крымской  кампании обнажило многие слабые  стороны русской армии, ее техническую  и тактическую отсталость. Европейские  державы быстро увеличивали свой  военный потенциал, что в условиях  складывающихся военно-политических  союзов не могло не представлять  угрозу безопасности России. Под  военными реформами 1860-70-х годов  понимают преобразование вооруженных  сил России под руководством  военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать  военных округов. Видоизменялись  военные учебные заведения и  военно-полевой суд (был принят  новый военно-судебный устав). В  армии отменялись телесные наказания.  Реформа внесла много нового  в подготовку офицерства: создавались  юнкерские училища для подготовки  младших офицеров, военные академии  для среднего и высшего командного  состава. С 1874 г. вместо рекрутских  наборов вводилась всеобщая воинская  повинность. В армии была введена  система льгот в зависимости  от образования, что в свою  очередь должно было его стимулировать.  Одной из целей военной реформы  было создание обученного резерва  - запаса, а также образование  военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным  стрелковым оружием и артиллерией  и др.

 

4. Контрреформы  Александра III

 

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет после  событий 1 МР 1881. Новый император  был решительным противником  реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике. Злым гением царствования Александра III стал Победоносцев К. П., обер-прокурор Святейшего синода. Обладая острым аналитическим умом, Победоносцев К.П. вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную ему западноевропейскую культуру. Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его "великой ложью нашего времени", считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев К.П. ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом. По мнению Победоносцева К.П., общество держится на "натуральной силе инерции", основанной не на знании, а на опыте. В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса. На практике реализация этих сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма. Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

Информация о работе Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века