Реформы и опричнина Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассказать об особенностях внутренней политики Иоанна Грозного.
Для этого я кратко характеризую внутреннюю политику Иоанна Грозного его первые шаги в политике, даю характеристику Избранной рады и ее реформ, подробно рассказываю об опричном терроре.

Содержание работы

1. Введение.
2. Причины реформ и опричнины.
3. Какие реформы и их причины.
4. Последствие реформ, и отмены опричнины.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

Иоанн Грозный.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)


 

Оглавления

План………………………………………………………………………..….2

Введение………………………………………………………………………3

Реформы избранной рады……………………………………........................3

Собор примирения……………………………………………………………5

Новый судебник………………………………………………………………5

Стоглавый собор……………………………………………………………...5

Приказы……………………………………………………………………….5

Отмена кормлений…………………………………………………………...5

Реформа армии………………………………………………………….……6

Опричнина, и ее цели………………………………………………….…….6

Опричнина и земщина……………………………………………………….6

Казни………………………………………………………………………….7

Разгром Новгорода…………………………………………………………..7

Отмена опричнины…………………………………………………………..8

Результаты опричнины………………………………………………….…...8

 

Заключение…………………………………………………………………...9

 

Москва саженна……………………………………………………….…….12

 

Казанские походы…………………………………………………………...12

 

Библиографический список………………………………………………...15

  

Тема: Реформы  и опричнина Ивана Грозного.

План.

 

  1. Введение.
  2. Причины реформ и опричнины.
  3. Какие реформы и их причины.
  4. Последствие  реформ, и отмены опричнины.
  5. Заключение.

 

Введение

Иоанн Грозный – один из самых  загадочных русских самодержцев. О  его личности и правления до сих пор идет много споров. Это первый русский царь, умный дипломат, образованный человек, дальновидный политик. Но с другой стороны этот человек, стремившийся к абсолютной власти, нимало способствовавший разорению государства. В этой работе рассматривается очень широкая тема: « Иван Грозный. Реформы. Опричнина»

Я считаю эту тему актуальной, во-первых потому, что в истории нет не актуальных нет, а во-вторых потому, что эта позволяет проследить две противоположные линии  проведения Иоанна Грозного, который начал свое правление как прогрессивный царь-реформатор и провел важные для государства реформы, о чем потому-то многие сейчас забыли, а закончил правление как абсолютный монарх с неограниченной властью, опирающийся не на советы и сборы, а на опричный террор.

Эту тему важно изучить для того чтобы понять многие другие моменты  в истории России. Именно Иоанна Грозного считали выдающимся правителем Петра Великий и Екатерина  II и Иосиф Сталин. Стремясь быть на него похожими. Как видим, об Иоанне Грозном можно написать не один научный труд, но я не ставлю перед собой такой цели. Цель моей работы: рассказать об особенностях внутренней политики Иоанна Грозного. Для этого я кратко характеризую внутреннюю политику Иоанна Грозного его первые шаги в политике, даю характеристику Избранной рады и ее реформ, подробно рассказываю об опричном терроре.

Иоанн Грозный Иван IV Васильевич (1530-1584) (Иван Грозный), первый русский царь. Родился в подмосковном селе Коломенском 25 августа 1530. В 1533, после смерти отца, Василия III, в возрасте трех лет стал великим князем Московского. В детстве Иван стал свидетелем ожесточенной борьбы бояр Шуйских и Бельских за власть. Между этими двумя фамилиями шла напряженная борьба за влияние на молодого царевича, причем, до нужд самого царевича боярам дела не было. В 1543 г. будущий Иоанн Грозный принял первое самостоятельное решение, приказав убить князя Шуйского. После этого шага испуганные бояре начали прислушиваться к мнению царевича, но борьба между кланами не прекращалась. Лишь в 1547,  когда Иван принял титул царя, смута улеглась.

Начало самостоятельного правления  великого князя было ознаменовано венчанием  его на царство. Царями на Руси называли Византийских и Германских императоров, золотоордынских ханов. Таким образом подчеркивалась полная и окончательная независимость от Орды, повышался ранг правителя России в отношениях с правителями Европы. Идея эта, скорее всего, принадлежала митрополиту Макарию. Церемония венчания состоялась в Успенском соборе Кремля в 1547 г. Вслед за этим царь женился на Анастасии Романовне из знатного боярского рода Захарьиных – Кошкиных, которые не входили ни в одну из придворных группировок. Царь ясно понимал, что боярское правление расшатало авторитет великого князя, в государстве назревала необходимость реформ, для чего была создана Избранная рада, и проведен ряд Земских соборов. В результате были проведены важные реформы, касавшиеся многих сторон жизни. Некоторые историки и современники Иоанна Грозного делят его правление на плохое и хорошее. К хорошему относятся первые годы этого царствования, когда царь опирался на избранную раду и активно проводил важные реформы. К плохому относятся уничтожение Избранной рады, уничтожение опричнины, казни, опалы. Разорение страны и неудачную для России Литовскую войну. Царствования Иоанна Грозного, несомненно, один из самых противоречивых и интересных этапов в истории России, о котором до сих пор идет много споров, хотя оно и продолжалось всего 50 лет. Иоанн Грозный оставил своему преемнику Царю Федору разоренное государство, смуту и не видел себе достойного преемника. Можно сказать, что венчание на царство Иоанна Грозного закончилось одно смутное время, а после его смерти началось другое.

Реформы избранной рады.

 В начале правления вокруг Иоанна Грозного сложилась группа близких ему людей. Этот кружок один из активных его членов князь Андрей Курбских начал Избранной радой, то есть избранным советом. Наиболее авторитетными членами были митрополит Макарий, царский духовник поп Сильвестр, князь Андрей Курбский, думный дворян Алексей Федорович Адашев. Историки часто называют Избранную раду правительством компромисса, подчеркивая этим необходимость реформ, проводимых ею в интересах всех слоев населения. Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие  государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне. 

Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в  дальнейшем использовать поддержку  как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.  

 В связи с тем, что в  феврале 1549г. было решено “давать  суд” если человек обратился  с челобитным на бояр, казначеев  и дворецких, создается особая  Челобитная изба, которой ведал  А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки соц- экон. и полит. истории середины XVI в., 326 с. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVI в., фактически возглавлял деятельность государственной казны. Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма., 421 с. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины  века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением. Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет. После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновит проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр. Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о  значительном успехе централизации управления.  Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 330 с. Однако част изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.  

1549г. был годом активного  наступления на иммунитетные  привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали  грамоту, согласно которой ряд  монастырей лишался права беспошлинной  торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли. К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда. Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “военника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением. Зимин А.А, Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного, 82 с.  Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV. После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил. К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства , отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений. Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.

Собор примирения.

 В 1549 г. был создан первый  известный истории России Земский  собор. Он получал название  «Собор примирения». В соборе  была представлена Боярская дума, высшие церковные чины Освещенного  собора, а также выборные люди от городов и уездов. Собор, вероятно, дал согласие на проведение реформ.

Новый судебник.

В 1550 г. был принят новый Царский  Судебник. Основой его послужил Великокняжеский судебник 1497 г., от которого новый судебник отличался тем, что впервые вводилась ответственность за должные преступления. Наказание за взятки предусматривались для всех: от подьячих до бояр. Несколько ограничивалась права наместников, устанавливалась ответственность за оскорбление, наказания за бесчестие. Судебник подтвердил право крестьян на уход от владельца в Юрьев день, увеличивалась плата за «пожилое».

Стоглавый собор.

 В 1551 г., в Москве собрался  церковный собор с участием  царя, бояр и дворян. Он рассмотрел  вопросы нравственности и дисциплины  церковных  иерархов, управление церковными землями. Был утвержден единый пантеон православных святых, были запрещены новшества и иконописи. Собор вошел в историю под названием Стоглавый так как его решения составили сто глав.

Приказы.

В середине XVII в., окончательно оформилась система приказов. Помимо уже действующих приказов: Большой Казны, Дворцового, Посольского появился ряд других. Разрядный приказ ведал организацией войска, Разбойный - занимался борьбой с уголовными преступлениями, Поместный – раздачей земель и поместье. Появился особый Челобитный приказ, ведавший жалобами, подаваемыми на имя царя. Во главе приказа обычно стоял боярин или окольничий, делопроизводством ведали дьяки и подьячие.

Отмена кормлений.

При Иоанне Грозном произошли значительные изменение в местном управлении. В 1555-1556 гг., были отменены кормления. Власть в уездах перешла от наместников – кормленщиков в руки выборных представителей местного дворянства – губных старост, а в тех уездах, где не было частных земель – к земским старостам, избираемым черносошными крестьянами и посадскими жителями. В руках губных и земских старост оказалось все местные управление, однако, их работа не оплачивалась.

Реформы армии.

Ряд реформ был проведен для укрепления войска. Тысяча дворян получила поместья в ближайших к Москве волостях и составила избранный полк – « Тысячу». Специальное « Уложение о службе» определило обязанности дворян и размер земельных участков,  которыми они наделялись. Средний надел служилого человека составлял 300  четвертей, с каждой четверти должен был выходить человек « конечно, людно и оружно». Было создано стрелецкое войско из незнатных людей. Оно было вооружено огнестрельными оружием – пищалями. Стрельцы несли постоянную службу под началом своих «голов». В мирное время они жили со своими семьями в особых городских слободах, занимались огородничеством, торговлей, промыслами. Особое внимание проявил Иоанн Грозный к созданию артиллерии. В Москве был построен «Пушечный двор» , который отливал пушки довольно хорошего качества. Каждая пушка имела свое имя. До наших дней дошла известная «Царь-пушка», которую отлил литейщик Андрей Чохов.

Падение правительства Избранной  рады.

В 1560 г., правительство избранной  рады пало. Между царем и его  советниками давно были серьезные  политические разногласия.  Укрепление государства и его централизация требовали глубоких реформ, рассчитанных на длительный период времени, но царю нужны были немедленные результаты. Существенные разногласия были во внешний политике: Избранная рада не поддержала Литовскую войну, считая более важным оборону южных границ и освоение земель, лежащих к югу от Тулы. В 1560 г., Сильвестр был отправлен в ссылку, в Соловецкий монастырь, Адашев стал воеводой в Ливонии, затем был арестован и умер в тюрьме, Князь Курбский, пониженный в должности на Ливонской войне, опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву со своими единомышленниками. Избранная рада прекратила свое существование.

Опричнина, ее цели.

Опричнина(опричь- древ.-рус. кроме) В 1565-1572 годах название удела Ивана IV, в которой были выделены ряд  земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление: Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято называть всю систему мер Ивана Грозного- массовые репрессии, земельные конфискации и т.п., которая применялась царём для борьбы с предполагаемой изменой и остатками удельного сепаратизма.(2.4) Основатель опричнины- Басманов-Плещеев.

Главной целью опричнины  было установление абсолютно безграничной власти царя, близкой по характеру  к восточной деспотии. Смысл этих исторических событий в том, что в середине – второй половине XVI в. Россия встала перед альтернативой дальнейшего развития. Начало царствования Иоанна Грозного, огромная роль, которую играла в то время Избранная рада, проводимые реформы, созывы первых Земских соборов могли привести к формированию более мягкого варианта развития, к огромная роль, которую играла в то время Избранная рада, проводимые реформы, созывы первых Земских соборов могли привести к формированию более мягкого варианта развития, к ограниченной представительской монархии. Но, из-за политического представлений и характера Иоанна Грозного получил развитие другой вариант: неограниченная монархия, самодержавие, близкое к деспотизму. К этой цели Иоанн Грозный стремился, не останавливаясь ни перед чем, не думая о последствиях.

Опричнина и земщина.

 В декабре  1564 г., Иоанн Грозный,  взяв собой семью, «ближних»  бояр, часть приказных людей и  дворян, а так же всю казну,  выехал из Москвы на богомолье  в Троице-Сергиев монастырь, однако, побыв там неделю, отправился  дальше и остановился в селе Александровская слобода. Оттуда в январе 1565 г., в Москву приехал гонец с двумя посланиями, которые были оглашены публично. В письме, адресованном боярам, духовенству, дворянам и детям боярским, говорилось, что царь на всех них накладывает «опалу» за их «измены», расхищение государевой казны и земель, за нежелание защищать его внешних врагов. Поэтому он решил отказаться от престола и поселиться, «где его, государя, Бог наставит». Второе письмо было адресовано купцам и посадским людям, в нем говорилось, что он зла на них не держит. Царь, конечно не собирался отрекаться от престола. Он противопоставил феодалов простым людям, выставив себя защитником последних. Как и было рассчитано, посадские люди стали требовать от бояр уговорить царя не оставлять царство и обещали, что государевых врагов сами уничтожат. Прибывшей в Александрову слободу делегации царь дал согласие вернуться на престол с условием завести «опричнину» - предоставить ему право казнить «изменщиков» и кофисковывать их имущество по своему усмотрению. Термин «опричнина» был известен и раньше. Так называлась земля, которую князь завещал своей вдове кроме  всей остальной территории. Теперь этому слову был придан новый смысл. Вся территория Русского государства делилась на две части. Первая – опричнина, своего рода удел, принадлежащий только государю всея Руси и взятый им под свое управление. Вторая часть – это вся оставленная земля – земщина. Принятие в опричнину феодалы составляли особый «государев двор», становилась личными слугами царя, находились под его особым покровительством. И в опричнине и в земщине имелась своя Боярская дума и приказы. Во главе земщины были поставлены князья И. Бельских и И. Мстиславский который должны были докладывать царю о военных и гражданских делах. Кроме того, Иоанна Грозный создал особую личную гвардию «опричнину». Опричники одевались в черное, к седлу привязывали голову собаки и кисть веди метлы в знак того, что будет, как преданные собаки, грызть и выметать ее из государства. Что бы ни делали опричники, люди из земщины никак не могли противодействовать. При разделение земли в опричнину были волости и уезды с развитым феодальным землевладение: центральные, часть западных и северных. При этом царь предупреждал, что, если доходов с этих земель не хватит, в опричнину будет взяты и другие земли и города. В Москве тоже была выделена опричная часть, граница проходила по Большой Никитской улице. Феодалов, живших в опричных землях и не входивших в опричнину, должны были выселять, предоставляя им земли в другом месте в земщине, обычно выселение вместо вотчин получали земли в поместье. Сплошного переселения из характер. Началась расправа царя с «врагами» его и государства. Частыми предлогами для этого были доносы, подписанные и анонимные, причем доносы не проверялись. По доносу опричное войско срочно отправлялось в имение того человека, на которого поступил донос. Подозреваемого в измене ожидало что угодно: от переселения на другую территорию до убийства. Имущество отдавалось опричникам. Земля отходила в опричнину, доносчику, если он был известен, полагался определенный процент от имущества человека, подвернутого казни.

Информация о работе Реформы и опричнина Ивана Грозного