Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:06, реферат
Редкое царствование оказалось столь богатым на проекты, предлагавшие различные преобразования в области университетов. Ни одно его десятилетие не обходилось без рассмотрения вопросов образования в кабинете Екатерины . В 1770-х Екатерина изучала «План университета», представленный ее просветителями Дидро и Гриммом.
Екатерина II
1.анализ состояния образовательных учреждений и преподавателей.
2.личные взгляды Екатерины, философские увлечения.
3.Бецкой, основные проекты гос. преобразований.
5. народное образование. Устав народным училищам.
Александр I
1.Министерство народного образования
2. Устав 1804 г.
3. отношение дворянства к реформам образования
4.личные разочарования Александра в политики.
Екатерина. Реформы в сфере образования:
1.анализ состояния
2.личные взгляды Екатерины, философские увлечения.
3.Бецкой, основные проекты гос. преобразований.
5. народное образование. Устав народным училищам.
Александр
1.Министерство народного образования
2. Устав 1804 г.
3. отношение дворянства к реформам образования
4.личные разочарования Александра в политики.
Екатерина II
Редкое царствование оказалось столь богатым на проекты, предлагавшие различные преобразования в области университетов. Ни одно его десятилетие не обходилось без рассмотрения вопросов образования в кабинете Екатерины . В 1770-х Екатерина изучала «План университета», представленный ее просветителями Дидро и Гриммом.
Екатерина II вступила на престол, когда в русском обществе было заметно стремление не к специальному, практическому образованию, а к общему, не зависимому от практических целей. Очень широкая образовательная программа была введена в преподавание дворянских корпусов: там преподавали не только специальные науки, но и ряд общих, не имевших отношения к военному ремеслу его воспитанников. Затем, для целей общего образования были построены Академический университет и гимназия в Петербурге, университет (1755) и при нем две гимназии в Москве и одна гимназия в Казани. Но и эти меры были недостаточны. Эти школы удовлетворяли потребности высших классов, крестьяне попадали в них редко, и притом всегда в виде исключения. Но даже и потребности высших классов удовлетворялись крайне недостаточно — эти школы во всем терпели недостаток.
Московский университет в
Даже такое заведение, как Морской кадетский шляхетский корпус, бедствовал от недостатка преподавателей. Иногда от него бывали такие объявления в газетах, что прямо недоумеваешь, как оно могло существовать. В 1765 году этот Морской корпус дал в газетах такую публикацию: «в Морской Кадетский Шляхетский Корпус потребны: навигационных наук профессор 1, корабельной архитектуры учитель 1, подмастерье корабельной архитектуры 1 ». Стало быть, даже основные предметы не имели преподавателей. Сама постановка преподавания отличалась крайним несовершенством. Начать с того, что ученики переходили из класса в класс не по успехам, а по возрасту. В одном классе были ученики 16 лет, в другом 16 и т. д.
При таких условиях учителя занимались не с целым классом, а с каждым учеником в отдельности; случалось сплошь и рядом, что на одной скамейке сидели такие ученики, из которых один учил дивизию, то есть деление, другой мультипликацию, то есть умножение, а третий еще сидел на складах. Общей программы не было, учились каждый по своему желанию; в классе не было никакого общего дела, каждый, не исключая и учителя, занимался своим делом. Учитель ограничивался тем, что задавал уроки и выспрашивал отдельных учеников. Для полноты картины надо прибавить еще невежество, пьянство и нерадение учителей.
Не удивительно, если при таких условиях ученики ничего не знали.
Если в школах плохо и мало учили, то зато строго и жестоко взыскивали. Иван Иванович Бецкой говорит, что кадеты столь наказывались «фухтелем», то есть палками, что, выйдя из корпусов, на всю жизнь оставались калеками.
Так как правительственных школ было мало, то многие прибегали к частным школам. Многие ограничивались обучением одной грамоте и для этого обращались к попам и дьячкам, но многие обращались к иностранцам. Приходилось брать то, что предлагалось.
Комедии и сатиры, начиная с Сумарокова, обличают дурное воспитание, которое велось под руководством французских гувернеров.
Правительство пыталось оградить общество от плохих учителей, и в 1757 году был издан указ, который предписывал всем иностранцам, желающим быть учителями, держать экзамены на звание домашнего учителя в Петербурге при Академии и в Москве при университете. Но указ, видимо, не достиг своей цели: учителя по-прежнему оставались невеждами, и в литературе продолжалось обличение их.
Но эти учителя были доступны далеко не всем, а потребность в образовании в обществе была велика, существующие заведения не удовлетворяли даже дворян.
Таким образом, мы видим, что потребность в школьном образовании была ясно сознана всеми, и Екатериной Великой в первую очередь.
Что же сделала императрица для удовлетворения выяснившейся потребности?
Нельзя сказать, чтобы Екатерина сразу вступила на надлежащий путь. Первоначально она проявила свои самые широкие философские замыслы. Вместо того чтобы сразу пойти навстречу реальным жизненным потребностям и выполнить то, что просило население в наказах, Екатерина задумала перевоспитать общество, «создать новую породу людей». Французская философия - вот что определило общий тон педагогических воззрений Екатерины на первых порах ее преобразовательной деятельности.
Она увлеклась педагогическими теориями, которые в первой половине XVIII века распространились в Западной Европе и проникли в Россию, главным образом, благодаря ей самой.
. Она внимательно изучала «мысли о воспитании Джонна Локка», педагогические эссе М.Монтеня, труды Ф.Фенелона, Ж.-Ж.Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил «план Университета для России».
Сущность этих педагогических теорий, перешедших к половине XVIII века с запада к нам в Россию, та, что целью воспитания и обучения является образование характера, направление его к добродетели и нравственности. Приобретение знаний, ученость отходили на задний план, они считались не такими важными, как воспитание. Воспитание должно быть основано на разуме, на понимании детской природы. Воспитание должно быть естественно и реально, а обучение должно служить лишь вспомогательным ему средством, которым надо пользоваться умеючи. Задача учителей и воспитателей должна состоять не в начинении учеников знаниями, а в возбуждении их мысли. Обучение должно быть наглядным и приятным и таким, чтобы оно казалось отдыхом, а не работой. Воспитатели должны возбуждать учеников собственным благим примером. Воспитание должно начинаться по возможности раньше, для того чтобы не дать возможности укорениться в детях дурным наклонностям. Воспитание и просвещение — исходная точка новой педагогической системы; человек-гражданин — ее конечная цель.
Вот в кратких чертах сущность новых педагогических теорий, занесенных в Россию.
Понятно, как мало ей могли помочь принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению.
Важно отметить, что Екатерина не была все свое правление верна идеям французских философов. Педагогические пристрастия Екатерины претерпели эволюцию. Если в начале царствования императрица демонстрировала приверженность идеям французского просвещения, то в конце жизни отошла от либеральных увлечений. В чем причина?
Ответ прост. Когда нужно был выбирать между идеалами французского просвещения и опасностью для трона, Екатерина не колебалась. Свидетельство этого - судьбы выдающихся русских просветителей Н.Новикова и А.Радищева: первый, заподозренный в масонском заговоре против императрице, был брошен в Петропавловскую крепость; второй, дерзнувший публично осудить самодержавие, отправлен в Сибирь.
Если рассмотреть историю педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи, то можно просмотреть 2 этапа.
На первом (1760е), как
уже было отмечено выше, заметно
влияние французской
Давайте рассмотрим первый этап преобразований, который приходился на 60-70 гг. и попытку Екатерины создать в стране систему воспитательно - образовательных учреждений.
Она задумалась совершить секуляризацию образования посредством создания системы государственной общеобразовательной школы. Такая школа должна была учить и воспитывать. Речь идет о том, чтобы общество взяло на себя педагогические задачи, которые прежде исполняла семья.
Хотя Екатерина Вторая сама входила во все подробности и непосредственно принимала живое участие в жизни учебных заведений, без помощника ей было не обойтись. И таким человеком становится Иван Иванович Бецкой. С 1763 г. Екатерина назначает его своим главным советником.
Давайте немного обратимся к его биографии.
И.И. Бецкой был незаконным сыном последнего боярина князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, родился в Швеции, когда отец его был там в плену. Как незаконный сын, он получил от отца только вторую половину его фамилии. Воспитывался Иван Иванович за границей, большей частью в Копенгагене. Отец его обеспечил, и как богатый и образованный человек он путешествовал по Европе. С 1747 года, уже в чине генерал-майора, Бецкой целых 15 лет провел в Париже. Здесь он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительную философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником канцелярии строения домов и садов его величества. Но Бецкой сблизился не с Петром III, а с его умной и развитой женой, у которой стал часто бывать как приятный собеседник.
Влияние Бецкого при дворе было особенно велико в 1763-1773 гг.
Но забегая вперед, важно подчеркнуть,
что основные идеи главного реформатора
Екатерининской эпохи в практическом
смысле сводились прежде всего к
подготовке особого слоя людей, готовых
служить феодально-
Рассмотрим и дадим оценку основным реализованным проектам И.И. Бецкого.
В 1763 году Бецкой стал выдвигать проект устроить в Москве Воспитательный дом для незаконнорожденных и брошенных детей.
Он подал императрице «Генеральный план Императорского воспитательного дома».
Екатерине чрезвычайно понравилась эта мысль, и 1 сентября 1763 года был утвержден Императорский воспитательный дом в Москве.
Проект создания Воспитательного дома, пожалуй, может быть признан наиболее масштабным и амбициозным. Во-первых, предполагалось не реформирование уже имеющегося института (как это было, например, в случае с Академией художеств), а создание принципиально нового для России типа учреждения. Во-вторых, система Воспитательных домов в России должна была, по замыслу ее творца, включать в себя не только сами приюты, но и целую сеть сопутствующих институтов, от родильных домов и госпиталей до ремесленных мастерских и ссудных касс.И наконец, в-третьих, Воспитательный дом должен был стать местом формирования «нового рода людей», так называемого третьего сословия, людей добродетельных, которые могут служить примером для других» вследствие чего может произойти «счастливая перемена в нравах и наклонностях той части общества, где они будут жить».. Причем специфика этого сословия должна была определяться не только по признаку профессиональной принадлежности к разряду «купцов, художников, торговщиков и фабрикантов», но и по самой идеологии. В существовании в стране третьего сословия, свободных людей, живущих своим трудом, в том числе интеллектуальным, Бецкой видел залог нравственного возрождения всей нации. Первые принятые в Дом младенцы, которых политкорректно именовали «несчастнорожденными», получили имена Екатерина и Павел. Прием детей должен был осуществляться анонимно, причем принимали детей как законных, так и незаконных, как по сиротству, так и по бедности и болезни родителей. Приносящий ребенка не обязан был объявлять себя и мог, по желанию, сообщить сведения о крещении и имени младенца. Если же информации о крещении не поступало, ребенка крестили и заносили в специальную регистрационную книгу, после чего его поручали кормилице.
Для приготовления добродетельных людей Бецкой предлагал действовать на детей хорошим примером, лаской и обещаниями, наказывать редко и только в исключительных случаях. Бецкой был человек умный и свою программу не ограничил только воспитанием. Он рекомендовал учить детей с семилетнего возраста Закону Божию, чтению, письму, цифири, а потом способных обучать и другим наукам, художеству и иностранным языкам.
Но благие начинания
устроителей Воспитательного
Этот «Генеральный план» был как бы предисловием к другому труду Бецкого, «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношей».
Здесь развивался план о воспитании и обучении согласно с новыми педагогическими теориями, рассчитанный на применение не только и одном учебном заведении, но и во всех школах. План этот был представлен Екатерине, заслужил ее одобрение и лег в основу ее педагогической политики 12 марта 1764 года.
Поэтому нам необходимо подробно остановиться на ознакомлении с ним.
Корень всему добру и злу, писал в своем труде Бецкой, Воспитание. Надо произвести воспитанием «новую породу людей, или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети предали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие века».
Для этого Бецкой предлагал покрыть Россию сетью «воспитательных училищ», куда нужно отдавать детей на пятом или шестом году от рождения, пока они еще не испорчены. В этих училищах детей будут безвыездно держать до 18-20 лет; они не должны иметь общения с внешним миром, а свидания с родственниками должны происходить редко и обязательно в присутствии воспитателей: «Частое с людьми общение вредит воспитанию».
Информация о работе Реформы и сфере образования при Екатерине II и Александре I