Реформы и сфере образования при Екатерине II и Александре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

Редкое царствование оказалось столь богатым на проекты, предлагавшие различные преобразования в области университетов. Ни одно его десятилетие не обходилось без рассмотрения вопросов образования в кабинете Екатерины . В 1770-х Екатерина изучала «План университета», представленный ее просветителями Дидро и Гриммом.

Содержание работы

Екатерина II
1.анализ состояния образовательных учреждений и преподавателей.
2.личные взгляды Екатерины, философские увлечения.
3.Бецкой, основные проекты гос. преобразований.
5. народное образование. Устав народным училищам.
Александр I
1.Министерство народного образования
2. Устав 1804 г.
3. отношение дворянства к реформам образования
4.личные разочарования Александра в политики.

Файлы: 1 файл

Формирование системы образования в России.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

Цель этих учебных заведений  была создать нравственного человека и доброго гражданина. Янкович в своих инструкциях требовал от учителей, чтобы они приходили в класс не для одного только задавания уроков или выспрашивания отдельных учеников, а для того, чтобы ученики усвоила урок; для этого он должен спрашивать всех учеников.

Янкович рекомендовал даже ряд приемов  занятий в классе для лучшего  усвоения учениками уроков: например, учитель читает ученикам, за ним повторяет один ученик, а потом все хором; или же учитель, прочитав что-либо, пишет на доске одни заглавные буквы прочитанных им слов, а ученики догадываются, как будет далее. В некоторых случаях Янкович рекомендовал заставлять учеников пересказывать своими словами, вообще же он советовал чаще прибегать к наглядному обучению и индивидуализировать учеников: тех, кто имеет хорошую память, но плохо соображает, надо заставлять рассказывать своими словами, приводить свои примеры.

 Мягкость, гуманное обращение  с учениками были обязательны  для учителей; телесные наказания  совершенно исключались, потому  что «нельзя детей растить,  как скот». Для поддержания  дисциплины в классе достаточно увещаний, предостережения и лишения приятного. В этих инструкциях были разработаны все детали, все предвиделось наперед. Теперь эти наставления опять-таки представляют собой труизмы, а тогда, в конце XVIII века, когда педагогическая практика была совершенно иная, это было новостью.

Таким образом, школьная реформа  вышла из замкнутых сословных  рамок и приобрела широкий  размах. Именно этого добивалась Екатерина.

 Какое же значение  этой реформы? Положение о народных училищах, безусловно, принадлежит к числу одних из самых замечательных актов Екатерины. И хотя первоначальный широкий план не был полностью осуществлен, но раз и навсегда было установлено, что народное просвещение есть такая же государственная задача, как, например, оборона страны.

 Во-вторых обучение было обдуманное и проверенное опытом других стран. В основе его лежала продуманная система, с мельчайшими подробностями было объяснено и распределено решительно все, не только предметы, подлежащие изучению, но и часы шанятий, жалованье учителям, администрация и даже помещения.

 

И самое главное, им было положено начало широкому, всесословному, народному образованию в России.

Но нельзя не заметить недостатки  данного проекта.

Самой слабой стороной и главным минусом   народного образования было то, что на него не было отпущено достаточных средств. На первых порах на училища поступило довольно много пожертвований. В Архангельске крестьянин Степанов пожертвовал под школу дом; жертвователи находились и в других городах — в Новгороде, в Петербурге и других, большей частью жертвовались помещения для школ. Благодаря этому в уездных городах открылось довольно много училищ.

Но, как это всегда бывает в России, первый порыв остыл, и городские  думы стали тяготиться содержанием  училищ и не только не стали строить  новые помещения, но и просили  закрыть старые.

В 1786 году обыватели Лебедяни, Спасска (города Тамбовской губернии) подали губернатору просьбу освободить их от несения повинности на училища, мотивируя ее следующим образом: «Понеже купецких и мещанских детей в школах не состоит, и впредь отдавать их туда мы не намерены, того ради, что пользы в сем не видим».

Вследствие всех этих причинам училища  влачили жалкое существование. Учителя  прямо бежали от своих должностей, так как полагавшееся им грошовое жалованье часто платили не вовремя или же не доплачивали; те же, кто оставался, то прямо спивались от горя, так как приходилось побираться, для того чтобы не умереть с голоду. При таких условиях не было места идеальным методам, и дело шло по-старому: учителя продолжали выспрашивать учеников, а ученики долбили уроки.

 

Но как бы то ни было, делу народного  образования при Екатерине было положено серьезное начало. К концу царствования Екатерины во всей России числилось 316 народных училищ с 744 учащими и 14 341 учащимися.

 

В силу выше сказанных причин, проекты Екатерины так и не получили полного логического заключения. Но тем не менее, преемникам Екатерины пришлось только совершенствовать начатое ею дело, а не созидать его заново. «Рецепты» решения оказались востребованные в 19 веке, сразу после воцарения на престол внука императрицы, Александра 1,и значительно повлияли на успешное проведение его университетской реформы.

 

 

Александр 1

Императрица Екатерина служила идеалом правительницы  для Александра -  и внук обещал царствовать «по закону и по сердцу бабки своей». Образованные люди с  восторгом приветствовали молодого монарха, надеясь  на поднятие уровня отечественного просвещения. И не напрасны были их ожидания: руководствуясь во взгляде  на просвещения идеями императрицы  Екатерины 2, Александр был одушевлен  мыслью распространить просвещение  во всей России, считая его главным  и естественным основанием народного  благосостояния. Чрез несколько дней по вступления на престол, Александр  отменил все стеснительные указы  Павла 1 насчет образования. Издал повеления  о пропуске без досмотра цензуры  иностранных книг для университетов. Быстро были восстановлены запустевшие  учебные поведения, всем дозволено  свободно ездить за границу. «Искусства и литература, не стесняемые более  приветствовали своего августейшего покровителя».

Но можно  заметить и существенные изменения, которые произошли  в политики просвещения Александра 1. В отличие  от односторонней мысли Екатерининских времен, что  образование должно приготовить добронравных граждан, в царствование Александра 1 она  претерпела явные изменения:  оно  желало просвещение ума и сердца, соединение знания научного с благонравием и благородством души. Вместо прежних  слов – образование благовоспитанных -  стали употреблять - «образование полезных граждан на службу отечества  и распространения в нем нужных знаний»

Значит, образовательная политика в первую очередь расценивалось  как государственная задача.

Также считается, что первую реформу  просвещения провел Александр 1.До этого  что не было прогресса? Не было государственной  системы образования.

Вот как Троицкий характеризует причины проведения реформы образования у Александра 1: «Тройная нужда заставляла царизм реформировать эту область: требовались  подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также  квалифицированные специалисты  для промышленности и торговли; наконец, в связи с распространением по России либеральных идей необходимо было упорядочить народное образование, чтобы более бдительно осуществлять контроль над ним».

Время Александра важно для просвещения  в том, что составляет эпоху в умственном развитии России, именно тогда началась закладка научного и «серьезного»  образования, когда скрепилась связь  между односторонним обучением  при Петре Великом и сердечном  воспитании Екатерины 2.

Итак, окруженный образованными  друзьями –идеалистами, молодой государь  стал заботиться о просвещении в  самых широких размахах. « К  распространению наук и художеств, Столь необходимых для благоденствия  народов» в 1802 году открылось Министерство Народного Просвещения. «…мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность и чего мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия ко благу общему...»

Впервые в России возникло центральное ведомство  для управления делом народного  образования с определенным кругом обязанностей и прав административной власти. Особым разделом «Манифеста...» определялся круг деятельности министра народного просвещения. В ведении Министерства находились все учебные заведения «…кроме предоставленных особенному попечению любезнейшей родительницы нашей императрицы Марии Федоровны и находящихся по особенному повелению нашему от управления других особ или мест; типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ведомством;»

Это новое учреждение явилось  могущественным средством для распространения знаний в России. Первым министром был назначен граф П. В. Завадовский, бывший председатель Комиссии о народных училищах.Для нас важны не столько личность Заводского, сколько документы, вышедшие из Министерства народного просвещения. Первым, узаконившим государственную систему образования  в России, были утвержденные 24 января 1803 г. « Предварительные правила народного просвещения». Они имели 3 главы : « О заведении училищ», « О распоряжении училищ по учебной части», «О распоряжении училищ по хозяйственной части».

Фактически Правила устанавливали  структуру и систему управления образованием. Исключительно важным и для той поры  смелым было сформулированные в этом документе  принципы организации бессословных учебных заведений, бесплатность их обучения на низших его ступенях, преемственность  учебных  заведений.

Все учебные заведения  подразделялись на 4 ступени: «Для нравственного образования граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяются четыре рода училищ, а именно: 1) приходские; 2) уездные; 3) губернские или гимназии и 4) университеты».

5 ноября 1804 г. Был издан Устав учебных заведений, подведомых университетам, который  явился основополагающим законодательным актом в истории отечественного высшего образования.  Содержание «Устава...»  выражено полнее и детальнее, чем «Предварительных правил...» 1803 г.

Многие принципиальные положения  Устава остались неизменными и в  современных университетах (ученые степени, должности и звания, порядок  устройства университетов и мн. др.), а следовательно, возвращение к  истории не может не вызывать теоретического и практического интереса у историков.

 Рассмотрим подробнее  основные положения данного Устава.

Приходские училища с одногодичным курсом обучения  могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. 
В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых отделов из книги «О должностях человека и гражданина», которая с 1786 года применялась в народных училищах как официальное пособие, рассчитанное на воспитание чувства преданности самодержавию. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю. 
Уездные училища с двухгодичным сроком обучения  создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств — и в большем числе. В городах малые училища преобразовывались в уездные. 
Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». 
В учебный план уездных училищ были включены закон божий, изучение книги «О должностях человека и гражданина», российская грамматика, а там, где население употребляет другой язык, сверх этого грамматика местного языка, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики и естественной истории, начальные правила технологии, относящиеся к хозяйству края и его промышленности, рисование — всего 15 учебных предметов.Все предметы преподавались двумя учителями; их недельная нагрузка равнялась 28 часам. Каждый учитель обязан был преподавать 7—8 предметов. 
Уездные училища финансировались лучше, чем малые училища. В то время как малые училища содержались за счет пожертвований, собираемых приказами общественного призрения, уездные частично содержались за счет государственного бюджета, а также за счет местных сборов, путем обложения населения. Это положительно сказалось на росте числа уездных училищ.

Гимназии учреждались в каждом губернском городе на базе главных  народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые  средние школы. «На основании предварительных правил народного просвещения в каждом губернском городе должна быть одна гимназия».

Курс обучения в гимназии продолжался  четыре года.  Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Курс обучения в гимназии продолжался четыре года. В разделе Преподавание учебных предметов читаем : «Учение в гимназиях начинается с тех предметов, которые следуют за оконченными в уездных училищах»., что является подтверждением принципа преемственности учебных программ.

Вся территория России была разделена на 6 учебных  округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.


Информация о работе Реформы и сфере образования при Екатерине II и Александре I