Реформы Ивана Грозного: цели, сущность, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Рассматривая современное экономическое и политическое состояние России, ее внешнюю и внутреннюю политику, роль на международной арене, нельзя не обращаться к истории становления власти на Руси, ее развитию и влиянию на жизнь общества, ведь, как известно, история развивается по спирали, и истоки современных событий надо искать в прошлом страны.
В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину XVI века, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни.

Содержание работы

I.Введение. 3
II.Личность Ивана Грозного. 4
III.Геополитическая ситуация в России на период правления ИванаIV 7
IV.Реформы Ивана IV. Первый период. 12
1. Иван IV и Избранная Рада.
2. Программа реформ
3. Приговор о местничестве.
4. Судебник 1550 года.
5. Церковная реформа. Стоглавый Собор.
6. Реорганизация приказов.
7. Земельная реформа
8. Военная реформа
9. Разрыв с Избранной Радой. Итоги реформ.
V.Второй период реформ. Опричнина: причины, суть, последствия 26
VI.Заключение 29
VII.Список использованной литературы. 30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

        Все завоевания 1556 года уменьшили крымскую опасность. Иван IV понимал, что за спиной Крыма стоит Османская империя, и не спешил вести военные действия против него, ограничившись строительством оборонительной черты из лесных завалов (засек) – засечные черты и крепостей, что несколько сдерживало набеги крымских татар. Устройство Засечной черты оправдало себя уже в 1572 году, когда крымский хан Девлет-Гирей со 120-тысячным войском был наголову разбит в 50 км от Москвы.

           Завоевание Казани создало оплот для дальнейшего продвижения на восток к богатствам Урала и Сибири, издревле привлекавших внимание россиян своими землями, лугами, лесами, пушниной, рыбой, золотом, серебром, железом.

           После победы над Казанью и присоединения Астрахани основным вопросом во внешней политике для Ивана IV становится балтийский вопрос. Хозяйственное развитие страны требовало выхода к берегам Балтийского моря. Это было необходимо,  прежде всего, для развития торговли и усиления политических и культурных связей с передовыми странами Западной Европы.

Когда-то Русь имела свободный выход к Балтийскому морю, но постепенно шведы и Орден Ливонских рыцарей захватил все морское побережье. Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными товарами. Иван IV решил отвоевать старые русские города на Балтике, так как во второй половине ХVI века сложилась благоприятная обстановка для войны за Ливонию. Обеспечив безопасность своих восточных границ,  России могла приступить к решению балтийского вопроса. Ливония, созданная в XIII веке немецкими рыцарями-меченосцами, представляла собой в XIV веке слабое государство, по сути разделенное между Орденом, епископами и городами. Орден возглавлял его лишь формально. Вместе с тем Орден, опираясь на поддержку других государств, препятствовал установлению контактов России с западноевропейскими странами. Непосредственным же поводом к началу Ливонской войны послужил вопрос о "юрьевской дани" (Юрьев, впоследствии названный Дерпт (Тарту), основал еще Ярослав Мудрый). Согласно договору 1503 года за него и прилегающую территорию должна была уплачиваться ежегодная дань, что, однако, не делалось. К тому же Орден заключил в 1557 году военный союз с литовско-польским королем.

        Война началась в январе 1558 году успешными действиями русских войск. Были взяты Нарва, Тарту и к лету 1559 года русские вышли к балтийскому побережью, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Но вскоре под влиянием внешних и внутренних обстоятельств, ход войны начал меняться.

        Русское дворянство поддерживало войну, так как было очень заинтересовано в прибалтийских землях. Феодальная знать выступала против войны, так как ее мало интересовали балтийские берега. Они считали, что война на Западе отвлекает от борьбы с крымскими татарами. Бояре считали, что необходимо нанести удар по Крымскому ханству и обеспечить безопасность своих вотчин.

        Учитывая сложную обстановку внутри страны, Иван IV в самый разгар военных успехов согласился на летнее перемирие в 1559 году и предпринял поход в том же году в Крым, который закончился ничем, но за это время резко изменилась обстановка в Прибалтике. Соседние с Россией государства не хотели ее усиления на Балтике, а потому предприняли меры к тому, чтобы не допустить Россию к балтийским берегам. В результате Россия оказалась лицом к лицу с Литвой, Швецией, Данией, Польшей.

        В 1560 году военные действия возобновились, но русские стали терпеть поражения. В это же время Крымский хан совершил набег на Россию.

        Неудачи в войне были усугублены изменой в 1564 году князя А.М.Курбского, военноначальника и приближенного Ивана IV, который бежал от царя в Литву, опасаясь за свою жизнь.

            Во второй половине 70-х годов началось русское наступление в Прибалтике, приведшее к овладению ее территорией. Однако успехи были недолгими. С 1578 года по 1582 год русские потерпели ряд поражений. И в 1582 году было заключено перемирие с Речью Посполитой , а в 1583 году – со Швецией. За Россией сохранился небольшой участок балтийского берега с устьем Невы. 25-ти летняя война закончилась, во время которой крестьянство изнемогало под бременем наборов и налогов. Неудача в войне была следствием отсталой экономики России, не выдержавшей 25-ти летней войны, набегов крымских татар, опричной политики внутри страны, которая сильно подорвала военную мощь России.

      Таким образом, Россия XVI века находилась в тяжелом социально-экономическом положении. Причин этому было много. Всего за полвека до этого Россия оформилась как централизованное государство, обрела независимость, перенеся два века татаро-монгольского ига, будучи отброшена назад и отставая от западноевропейских стран. Суровый климат не позволял целиком обеспечивать население сельскохозяйственной продукцией, внешней торговле мешали агрессивные соседи и отсутствие выхода к морю. Один из наиболее простых и рациональных путей состоял в усилении  и централизации власти в руках монарха, как противовес зарождающейся крепостной системе. Но это в свою очередь неизбежно порождало внутренние социальные противоречия. В этих условиях единственное возможное решение-путь реформ. Что и осуществил Иван IV  в первый период своего правления. 

 

 

 

 

 

 

Реформы Ивана IV. Первый период.

 

Программа реформ

 

Особенно государственный  и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

"Этот план, - говорит В. О.  Ключевский, - начинался срочной  ликвидацией тяжб земства с  кормленщиками, продолжался пересмотром  Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков, выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления". Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с "освященным собором" (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации, - это вопрос о боярских детях и их интересах, все три пункта которые посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения "сил", "обид" и "продаж" по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане  трактуется вопрос о боярах. Бояре  рассматриваются как основной источник насилий, "обид" и "продаж", причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко "всем боярам" носило характер ультимативного требования под угрозой опал и "казни" для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV. Закон 28 февраля был принят без участия "всех бояр": добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение "всех бояр" текст нового закона и он был принят на заседании "ближней думы" с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных  с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: "выступление царя защитником интересов "детей боярских", будущего дворянства, несомненно начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины".

Приговор о местничестве

Местничество являлось одним из тех институтов феодального  государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

Московские великие  князья (а затем цари) вели упорную  борьбу против местничества, так как  местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако, феодальная знать, в свою очередь упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.

Особую остроту местничество и местнические счеты приобрели  в военно области. Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах. Это лишало командование армии возможности оперативного руководства войсками и, напротив, позволяло княжатам и боярам, недовольным политикой правительства, саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.

В ноябре 1549 года был издан  приговор о местничестве. Он состоял  из двух частей. Первая часть приговора  посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях - невоеводах.

По своему содержанию приговор формально представляет собой  акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. В рамках признания правомерности местничества находится и другая группа норм, формулируемых приговором: о порядке регулирования тех случаев, когда служебные отношения между теми или иными служилыми людьми не соответствуют местническим счетам между ними. Однако существо приговора 1549 г. заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

Таким образом, как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках "без мест" и в запрете "местничаться" во время похода.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 40-50 годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики правительства и продемонстрировал формы и пути реализации этой политики.

Судебник 1550 года

В 1550 г. Иваном IV и его  правительством был составлен новый  законодательный кодекс - Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но значительно расширенный, лучше систематизированный и учитывающий накопившуюся судебную практику. В нем нашли отражение вопросы центрального и местного управления, положения феодалов и крестьян. Судебник 1550 г. подтвердил существующее право крестьянского перехода в Юрьев день, но увеличил плату за пожилое (денежная компенсация феодалу за уход крестьянина), что затруднило переходы крестьян и являлось очередной мерой в их закрепощении. В целях укрепления государства были значительно ужесточены наказания, вплоть до смертной казни за разбои, вооруженные выступления против феодальных порядков. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков, берущих взятки, ограничивались судебные полномочия наместников и волостелей, а также усиливался контроль со стороны местных и центральных органов над их деятельностью. Судебник 1550 г. устанавливал твердый порядок управления страной и содействовал централизации.

Издание Судебника было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

1 Доклад царю, мотивирующий  необходимость издания закона

2 Приговор царя, формулирующий  норму, которая должна составить  содержание нового закона.

Само же составление  закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов, то вторая стадия законодательного процесса - "приговор" - осуществляется для различных законов по-разному:

Информация о работе Реформы Ивана Грозного: цели, сущность, последствия