Реформы Ивана Грозного: цели, сущность, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Рассматривая современное экономическое и политическое состояние России, ее внешнюю и внутреннюю политику, роль на международной арене, нельзя не обращаться к истории становления власти на Руси, ее развитию и влиянию на жизнь общества, ведь, как известно, история развивается по спирали, и истоки современных событий надо искать в прошлом страны.
В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину XVI века, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни.

Содержание работы

I.Введение. 3
II.Личность Ивана Грозного. 4
III.Геополитическая ситуация в России на период правления ИванаIV 7
IV.Реформы Ивана IV. Первый период. 12
1. Иван IV и Избранная Рада.
2. Программа реформ
3. Приговор о местничестве.
4. Судебник 1550 года.
5. Церковная реформа. Стоглавый Собор.
6. Реорганизация приказов.
7. Земельная реформа
8. Военная реформа
9. Разрыв с Избранной Радой. Итоги реформ.
V.Второй период реформ. Опричнина: причины, суть, последствия 26
VI.Заключение 29
VII.Список использованной литературы. 30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

1. Приговором одного  царя.

2. Приговором царя  с боярами.

3. Устным приказом  царя ("государевым словом").

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной  процедуры от содержания закона. Привлечение или не привлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых  законов и для большинства  их отмечено участие бояр в "приговорах" об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса  о законодательстве дает возможность  сделать еще один вывод большой  важности об огромной роли приказов в  законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое  выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

Церковная реформа. Стоглавый  Собор

Значительная реформа  была проведена в церковной жизни. В 1551 г. состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку  его решения были записаны в книге, состоящей из ста глав. Главными задачами церковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единого пантеона русских святых. Это было необходимо для того, чтобы ликвидировать накопившиеся во времена феодальной раздробленности различия в совершении церковных обрядов и почитании святых. Другая задача состояла в поднятии авторитета церкви, который был подорван некоторым падением нравственности духовенства (злоупотребления церковных служащих, разврат, пьянство).

Кроме того, на заседании  церковного собора правительство Ивана IV выступило с предложением ликвидации монастырского землевладения, но оно не было принято ввиду несогласия осифлянского большинства собора. Но все же удалось несколько ограничить монастырское землевладение за счет аннулирования в пользу Ивана IV княжеско-боярских земель, пожалованных монастырям в годы его малолетства, начиная с 1533 г. Монастырям запрещалась покупка земель без царского разрешения, а потомки удельных княжат не имели права без ведома царя передавать свои земли церкви "на помин души". Этим правительство взяло под контроль монастырское землевладение. В конечном итоге церковная реформа была осуществлена на основе компромисса между иосифлянским большинством духовенства и нестяжательски настроенным правительством.

 

Реорганизация приказов.

Следующая правительственная  реформа касалась реорганизации  органов центрального управления - приказов. Важнейшими приказами стали: Посольский, Разрядный, Поместный, Челобитный, Разбойный и земский. Приказная  система управления способствовала ликвидации остатков феодальной раздробленности и укрепляла централизацию государства.

Посольский приказ ведал  внешнеполитическими делами. Возглавил  его дьяк Иван Михайлович Висковитый.

Разрядный приказ был  своего рода штабом вооруженных сил  и ведал дворянской конницей.

Поместный приказ ведал  распределением поместий между служилыми  людьми.

В ведении Адашева  была Челобитная изба. Это учреждение должно было принимать челобитные на имя царя и проводить по ним  расследования. Это был высший контрольный  орган.

Разбойный приказ занимался борьбой против "разбоев" и "лихих людей".

Земской приказ управлял Москвой, отвечал за порядок в  ней.

 

 

 

 

 

 

 

Земельная реформа.

 

Главное место в программе  правительственных мероприятий  занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят "Царские вопросы", пять посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать "недостаточного" за счет "лишков" земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.

Одним из важнейших актов  политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого  приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики в отношении двух важнейших  категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения:

Первое, что бросается  в глаза - это последовательно  проведенный принцип восстановления "старины", понимаемый как восстановление тех порядков, которые были при Василии III, и ликвидации тех "новшеств", которые относятся ко времени после Василия III. Приговор дает яркую характеристику монастырской экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во время боярского правления. Экспансия шла по четырем направлениям:

1) приобретение поместных  и черных земель за долги;

2) насильственный захват  земель "у детей боярских и  у христиан";

3) расширение владений  путем подкупа писцов;

4) постановка монастырских  починков "на государевых землях".

Эта характеристика методов  и путей увеличения монастырями  своих земельных владений, применявшихся  монастырями в годы боярского  правления, дается с вполне определенной целью - полной ликвидации результатов  монастырской экспансии: в отношении  всех земель, приобретенных монастырями в годы боярского правления, предписывалось "сыскати, чьи земли были исстари, за тем же земли и учинити".

Ставя под правительственный  контроль дальнейший рост монастырского  землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд мероприятий, сводящих на нет все те успехи, которые сделало монастырское землевладение за годы господства княжеско-боярской реакции.

Наряду с монастырским землевладением другой категорией земель, о которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года, является княжеское землевладение. В вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и других городов, как и в вопросе о монастырском землевладении, приговор восстанавливал нарушенную после Василия III "старину" и означал возвращение к той политике по отношению к княжескому землевладению, которая проводилась до времени господства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века. Сформулированная в приговоре политика характеризуется одной особенностью: Вводимые ограничения относительно вотчинного землевладения не носили всеобщего характера, а распространялись лишь на три княжеских рода и на определенную группу местностей Русского государства. Такой "местный" характер не являлся случайным.. Таким образом, приговор 11 мая, знаменующий собой начало политики борьбы правительства Ивана IV за ликвидацию экономической основы мощи княжат, - их вотчин, - наносил первый удар по наиболее мощной группе бывших независимых феодалов - княжат.

Выражением той же самой политики являются и положения  приговора 11 мая, направленные против всех вотчинников в целом Твери и других перечисленных в нем местностей. Все эти местности представляли собой территории бывших самостоятельных феодальных государственных образований, вошедшие в состав Русского централизованного государства во второй половине XV века и в первые десятилетия XVI века. Установление контроля центрального правительства над вотчинным землевладением этих местностей выражало собой политику борьбы за подчинение бывших феодальных землевладельцев удельных княжеств правительству Русского централизованного государства.

 

Военная реформа.

"Уложение о службе" 1556 года завершает не только  выработку правовых основ поместного  землевладения, но вместе с  тем является и завершением  процесса перестройки армии Русского  государства - процесса, начало которого падает еще на вторую половину XV века и который заключался в создании армии нового типа на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности. Уложение 1556 г. установило порядок прохождения воинской службы, согласно которому каждый феодал (вотчинник и помещик) был обязан с определенного количества земли (150 десятин) выставлять установленное количество воинов на конях и в полном вооружении. Те феодалы, которые выставляли воинов больше нормы, получали денежное вознаграждение, а тот, кто выставлял воинов меньше нормы, платил штраф. Такой порядок содействовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от службы. Этой же цели служили периодические военные смотры. У неявившихся на службу или смотры отбирались поместья и вотчины. Принятие Уложения о службе способствовало повышению боеспособности русских войск, что было немаловажно для проведения Иваном IV активной внешней политики.

 

Разрыв Ивана IV с Избранной  радой.

Реформы Избранной рады сыграли положительную роль в  укреплении централизованного государства, но не завершили этот процесс. Еще оставались пережитки феодальной раздробленности в виде самостоятельного сильного удела - Старицкого княжества и Новгородской земли, сохранявшей все еще черты обособленности.

В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной рады. Тогда шла напряженная, постоянная реформационная деятельность. У Избранной рады, видимо, не было тщательно разработанной программы действий. Идеи рождались у правителей в самом процессе преобразований, они учились у жизни как бы на ходу. Не все удалось осуществить.

В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой, и она  прекратила свое существование. Причина  падения правительства Адашева состояла в том, что между ним и царем возникли разногласия по вопросу о путях дальнейшей централизации страны. Избранная рада в течение десяти лет проводила реформы, темп осуществления которых перестал устраивать Ивана IV. Он хотел ускорить централизацию, ускоренная централизация требовала террора прежде всего потому, что еще не был сформирован аппарат государственной власти. В годы правления Избранной рады суд кормленщиков на местах был заменен управлением через выборных из местного населения. Но выполняющие свои управительские функции "на общественных началах" и фактически из-под палки губные и земские старосты - это еще не аппарат власти. Центральная власть была еще очень слаба, не имела своих агентов на местах. Замена реформистского пути террористическим не нашла поддержки у Избранной Рады и была ей отвергнута. В результате всех этих разногласий правительственный кружок Сильвестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале.  Отсюда вытекает сопротивление Сильвестра и Адашева тем или иным начинаниям царя и упорство в проведении в жизнь собственных предначертаний. Так столкнулись две силы, два властолюбия. Увы, властолюбивый подданный не может надеяться на победу в конфликте с властолюбивым монархом. Конфликт разрешился падением Избранной рады.

 

Второй период реформ. Опричнина: причины, суть, последствия.

После измены приближённого  человека, разрыва с Избранной Радой, неудач в войне политика Ивана Грозного становится всё более и более жестокой: «сердце Иваново… кипело гневом, волновалось подозрениями. Все добрые Вельможи казались ему тайными злодеями, единомышленниками Курбского: он видел предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал доносов и жаловался, что их мало: самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к истязанию»

3 декабря 1564 года царь  неожиданно уехал из Москвы, взяв с собой жену и сыновей, иконы и всю казну, приближенных своих с их семьями, а к Рождеству прибыл в Александровскую слободу. И только 3 января 1565 года прислал он митрополиту Афанасию список в котором были указаны «измены боярские и воеводские и всяких приказных людей» И царь «положил свой гнев» на священнослужителей и бояр, казначеев и служащих, и на семьи их. Он объяснил причину своего отъезда тем, что был не в силах больше терпеть предательства окружающих его людей. А к простому народу Москвы отправил Иван Васильевич другую грамоту, в которой он писал чтоб люди сомнений в себе не держали, гнева на них нет. Царь  соглашался вернуться, но с определёнными условиями: он требовал выделения себе особого удела (опричнины), где вся власть принадлежала бы царю, туда входили самые важные и богатые земли и города. Остальная же часть государства стала называться земщиной, в которой власть формально принадлежала Боярской думе. На землях опричнины царь усиленно «сажал» дворян, разоряя старинные удельные владения, выселяя представителей аристократии на земли земщины. В опричнине сложилась своя система государственного управления.

Царь получил право  казнить всех изменников, конфисковать их имущество. Таким образом, главным качеством опричнины стал террор против феодальной знати и церковной иерархии. Опорой были дворяне, из которых состояло опричное войско: был сформирован отряд первоначально в 1000 затем в 6000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Опричники являли собой подобие западноевропейского военно-монашеского ордена. Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — заутрене, в восемь начиналась обедня.

Настоящему разгрому подверглись территории, где были сильны позиции боярства. Главными деяниями в 1565-1572 стали карательные походы на Тверь и Новгород с массовыми расправами над их жителями, а так же террор против всех недовольных политикой царя. В это время стала наиболее видны различии политики Ивана Грозного до 1560 и после.

Причины такой жестокой политики в первую очередь стоит  искать в самой личности Ивана  Грозного. Его недоверчивый, подозрительный и жестокий нрав, безусловно, является самой главной причиной террора поразившего страну, и обусловлен он тем как Иван IV воспитывался. Царь, по сути, совершенно не умел отличать друзей от врагов, он не терпел критики и считал, что люди, которые указывают ему на его ошибки, желают ему зла, а те кто в открытую льстил ему, попадали в круг приближённых к нему людей. К другим причинам относятся:

Информация о работе Реформы Ивана Грозного: цели, сущность, последствия