Реформы Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:56, реферат

Описание работы

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3
1.Важность, актуальность поставленной проблемы ......................... 3
2.Цели и задачи реферата ..................................................................... 4
3.Аннотация имеющейся по данной проблеме литературы.............. 4

II. Реформы Ивана Грозного........................................................... 8

1.Россия перед реформами....................................................................8
1) Краткая характеристика личности царя............................8
2) Боярское правление. Времена Елены Глинской ....................9
3) Приход к власти Ивана IV ....................................................13
4) Характер нового государства..............................................14
2. Необходимость реформ...................................................................15
3.Реформы.............................................................................................17
1)Избранная рада........................................................................17 2) Первый Земский собор. Принятие нового Судебника.........18
3) Ограничение кормлений и изменение органов управления..20
4) Изменение церкви. Культура в 50-е годы.............................23
5) Дипломатические и торговые контакты............................25
6) Изменение налоговой системы..............................................25
7) Реформы армии.......................................................................26
8) Местничества.........................................................................28
9) Земельное законодательство................................................28

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................32

Список использованной литературы.................................................................34

Файлы: 1 файл

реферат!!!!.docx

— 101.83 Кб (Скачать файл)

4)Изменение церкви. Культура в 50-е годы.

 

Одобрив Судебник, Иван провел в Москве Собор Слуг Божьих. Собор, который утвердил все постановления  Иоанна.

Вслед за законодательной  реформой, последовали изменения  в церкви, также одобренные на Стоглавом  соборе. Их проведение было предназначено  для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества.

Собор провел ряд мер, которые  принесли положительный эффект. Принимаются  меры, ограничивающие права церкви, воспитываются «грамотные» служители  церкви, также проводятся изменения  самой службы, ее унификация. Потому что внутри самой церковной организации  существовали различия в составе  «святых» и не было строгого порядка  в исполнении церковных обрядов, отсутствовала строгая система  внутреннего распорядка.

« ...многие постановления Собора были полезны для церкви и

имеют свое несомненное достоинство. Таковы его определения о заведении  училищ при церквах, об учреждении старост  для надзора за благочинием духовенства, защите судебных прав клира, мысль об исправлении церковных книг, об истреблении  соблазнительных пороков духовенства, суеверий и зловредных обычаев народных»47.

Изменения, проводимые в  церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам  государства, хотя для этого еще  не пришло время. Чтобы утвердить  новое отношение государства  к церкви, создается ряд трудов, проповедовавших новые выгодные идеи.

Например, появившаяся в 50 г. Валаамская беседа, проповедовала  идею о несовместимости монашеского  жития с владением населенных земель отвергая претензии духовенства на участии в государственном управлении.

Решения, принятые в 1551 году на Стоглавом соборе, сделали его  наиболее знаменитым. Налицо - комплексность  реформ, тесное взаимодействие с церковью, тенденция к единству.

Продолжая изменения церкви, Иван IV пытается обогатить культуру России и «просветить» ее с помощью  западной культуры. Это были годы реализации грандиозных замыслов.

«Иоанн ...предложил ...вывести  оттуда в Москву не только ремесленников, художников, аптекарей, типографщиков, но и людей   искусных в древних  и новых языках - даже феологов!»48.

Из этой выдержки видны  обширные планы Ивана Грозного обогащения культуры с Запада, которым, к сожалению, не удалось исполниться полностью, так как столкнулись с политикой  Ганзы и Ливонского ордена, боявшегося нашего просвещения. Но многие из приглашенных в Россию были ей полезны в деле гражданского образования. В результате развивается публицистика, иконопись и другие виды искусства.

«Настала неповторимая, но краткая пора расцвета русской публицистики»49.

Наступает период усиленного развития культуры России, во всем обусловленный  политикой проводимой государем, хотя из противодействия со стороны различных  противников государства, он был  очень краток. Реформы церкви обуславливались  укреплением самодержавия и интересами государства, таким образом, они  были необходимы, ведь тогда церковь  играла огромную роль во всех областях жизни страны и без изменения  ее не возможны дальнейшие преобразования.

 

 

 

5)Дипломатические и торговые контакты.

 

Этот период можно считать  периодом расцвета дипломатических  и торговых отношений со странами Запада. Примером этого служит установление дипломатических отношений с  Англией в 1533 году, а позже и  установление с ней торговли. Торговля с западом была транзитной, так  как проходила через посредничество Ливонии, что уменьшало прибыльность торговли. Это, конечно, не устраивало ни царя, ни российскую аристократию. Но с началом контактов с Англией  у России резко усилился интерес  к европейской торговле. Однако вести  торговлю через  Белое  море  было неудобно, так как тому мешали жестокие естественные условия, и поэтому  развивалась торговля через Балтийское  море. Чтобы  улучшить эту ситуацию в 1556 году строится новый порт.

«Иоанн дал наконец торговую жалованную грамоту англичанам, установив в ней, что они могут свободно купечествовать во всех городах России, без всякого стеснения и не платя ни какой пошлины... С того времени пристань св. Николая ...оживилась и сделалась важным торговым местом»50.

Чтобы привлечь иностранных  купцов, своим российским запрещается  ездить в Ливонию, так как иностранцы могли свободно у нас  торговать, но этот план оказался неудачным.

«Западные торговые суда продолжали плавать в Ригу, Ревель и

немецкую Нарву, минуя  русский «город», не имевший ни торговой биржи, ни налаженного товарооборота, ни складов»51.

Для поддержания прибыльности торговли Иван Грозный создает благоприятные  условия для ее развития. Причиной этого является  не только  прибыль  казны, государя, аристократии, но необходимость  средств для проведения преобразований в стране. Таким образом, развитие торговли способствовало дальнейшему развитию общества, хотя меры принятые для этого вряд ли можно назвать завершенными.

6)Изменение налоговой системы.

 

Период реформ 50-х годов  совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы  требовали огромных средств и  поэтому проводятся различные финансовые преобразования. К тому же Россия унаследовала налоговую систему со времен раздробленности  государства на княжества. В каждой земле существовали свои налоги, оброки повинности, соответствовавшие традиции и поэтому налоговая система  морально устарела и не соответствовала  требованиям времени.

Реформа налогообложения  имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила  по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

В Судебнике 1550 г. Тарханы (то есть. освобожденные от части  или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности – «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие  за десятилетия платежные способности  крестьян.

Несмотря на строгое направление  увеличения налогового пресса, оскудение  дворянства вынудило казну сделать  серьезные уступки военному сословию.

«Отныне служилые люди платили  гораздо меньшие налоги со своих  земель, чем крестьяне с Севера и монастыри. Налоговые льготы должны были приостановить ...разорение мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской  армии»52.

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они  были направлены на увеличение доходов  государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. Эти преобразования отличались комплектностью и конструктивностью. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере. Еще раз, можно  заметить, явный прадворянский характер преобразований.

7)Реформы армии.

 

С Казанской войной также  оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года. В результате нескольких неудачных походов стало  понятно, что  старый способ организации  армии уже не пригоден для такого государства, то есть армия нуждалась  в преобразованиях.

Во-первых, был изменен  сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию:

« ...установив службу не только с поместьев, но и с вотчин боярских, так что владелец ста четвертей угожей земли должен был идтив поход на коне и доспехе, или вместо себя выслать человека, или внести уложенную за то цену в казну... Иоанн назначил всем денежное жалованье во время похода и двойное боярским детям, которые выставляли лишних ратников сверх определенного законом числа»53.

Войско уже комплектовалось  не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились  казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы.

«...усмиренные народы казанские  давали нам ратников; а князья черкесские приезжали служить царю с многолюдными конными дружинами»54. Создав такую систему комплектования, Иван получает прочную базу для дальнейших изменений в структуре армии. Ядром войска становится конное дворянское ополчение.

Появляется постоянный вид  войск - стрельцы. Они формировались  в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных  огнестрельным оружием. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися  тяглом), небольшим  денежным пожалованием, сохраняя право  на мелкую торговлю и ремесло.

Модернизация и хорошие  условия для жизни стрельцов  во второй половине XVI века сделали  постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского  государства.

Благодаря изменениям, проведенным  в армии, ее вооружение приобрело  некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или  кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется  появление артиллерии. Увеличивается  артиллерийский парк, обслуживающие  пушки и пищали, пушкари были выделены в особую группу служилых людей «по  прибору».

Спорным вопросом в реформе  армии является численность войска. Первый полюс этого вопроса представляет Скрынников. Он считает, что армия  была небольшого состава:

«В походе 1562 года полевая  армия насчитывала 18 тысяч детей

боярских. Их сопровождало до 20-30 тысяч их холопов»55.

 Большинство ученых  придерживаются мнения, что войско  к концу XVI века насчитывало  свыше 100 тысяч человек. Эту  точку зрения можно подтвердить  мнением Карамзина:

«Имев под Казанью 150000, Иоанн чрез несколько лет мог выводить в поле уже до трехсот тысяч всадников и пеших»56.

Таким образом, я считаю, что численность войска, скорее всего, была близка или равнялась 100 тысячам  человек, поскольку несколько десятков тысяч воинов не могли представлять крупную армию, а тот период времени  характеризуется важными военными победами.

В результате реформ была создана  мощная боеспособная армия, способная  противостоять сильному и крупному противнику. Армия XVI века многократно  превосходила армию Московского  княжества XV века, а, создав такую организацию  армии, Иван получает право более  жестко требовать с нее, что повышало боеспособность армии.

8)Местничества.

 

К реформе армии относится  ограничение местничества в 1549-1550 годах, которое играло важную роль в управлении армией. Так как местничество - это  назначение воевод по их роду или «отечеству», а способность к ратному делу имела второстепенное значение, в  этот момент местничества приобретает  особую остроту. В армии с особой отчетливостью выступала реакционная  роль этого института власти. Отмена этого института в XVI веке столкнулась  бы с мощным противодействием знати, потому что он обеспечивал ее монопольное  право на руководящую роль важнейших  органах государства. Поэтому реформаторам пришлось действовать в строго определенных рамках.

Царские указы о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность  назначения в  помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать  советам своего заместителя.

Чтобы предотвратить саботаж  во время походов, на время военных  мероприятий местничество ограничивалось. Таким образом, ни каких серьезных  мер по местничествам принято  не было.

«Приговор сохранил местничество, но ослабил его негативные последствия  в практической деятельности»57.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических ре-

форм 50-х годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики формы и  пути реализации этой политики. Ни о  каком серьезном законодательном  ограничении местничества не было и  речи, но можно заметить, что в  реформе были попытки устранить  серьезные недостатки данного института. Смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в  полках «без мест» и в запрете  «местничаться» во время похода.

9)Земельное законодательство.

 

Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный  вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в  первом крупном предприятии в  области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания.

«Реформа выдвинула чиновный принцип, в основе которого лежали такие  признаки, как знатность и служебное  преуспевание»58.

По этому было решено испоместить «избранную тысячу»-1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства.

В процессе реализации приговора  от 3 октября 1550 года была

составлена так называемая Тысячная книга, включающая в себя списки всех детей боярских, вошедших в  состав «тысячи».

В список «лучших слуг»  были внесены имена удельных князей - Бельского, Мстиславского и Глинского, а также доброй половины Боярской думы... Тем не менее, удельные владыки  превращались в государевых помещиков, которым указ предписывал при  необходимости жить не в своих  удельных столицах, а в подмосковном поместье,  чтобы быть готовым  в посылки.

Информация о работе Реформы Ивана Грозного