Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:53, контрольная работа
В ХVII в. Правительство стало обращаться к иноземцам для удовлетворения наиболее насущных материальных своих потребностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чём особенно чувствовалась отсталость России.
Такое же стремление было присуще и Петру, для которого обращение к западному опыту стало следствием решения вполне практических вопросов государственного, военного, строительства, снабжения армии, создания флота в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Губернская реформа…………………………………………………………….5
2.Сенат и коллеги……………………………………………………………...….9
3.Реформа местного управления……………………………………………......18
4.Реформа церкви…………………………………………………………….….20
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список используемой литературы……………………………………………...24
Царь, однако, был лишен
возможности неспособного боярина
заменить другим представителем дворянства,
более одаренным и
По-иному происходило комплектование Сената. Сенатор не чин, а должность. Назначение в Сенат, как и освобождение от присутствия в нем, производились царем, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большей, чем у боярина. В этом проявлялась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной, монархии.
Отмеченные особенности Сената выкристаллизовались много позже, а мартовским указом 1711 года Петр учредил высшее правительственное учреждение, которому суждено было стать одним из его самых долговечных административных начинаний. Сенат существовал свыше двух столетий, но, создавая его, Петр, по-видимому, не предполагал пользоваться услугами этого учреждения длительное время. Создавался Сенат в спешке, без четких представлений о его правах, обязанностях и месте в правительственном механизме. Это явствует из последовательности издаваемых царем указов. Сначала, 22 февраля, был обнародован указ о составе Сената. Следуя букве указа, Сенат должен прекратить существование, как только царь возвратится из "отлучки", то есть из похода к южному театру военных действий.
В список сенаторов царь
заложил новый принцип
Создание нового учреждения венчает несколько указов, обнародованных 2 марта 1711 года. Важнейшим из них является так называемый Указ о послушании Сенату. Он обязывал духовных, военных, земских высших и нижних чинов быть послушными сенатским указам "так, как нам самому, под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря". Сенату, таким образом, предоставлялись столь же безграничные права, как и права царствующего государя. Единственное различие состояло в том, что царские указы, как и сам царь, считались безгрешными, в то время как Сенат мог совершить "неправедный" поступок.
Следующий указ определял
круг обязанностей Сената, являясь
своего рода продолжением указа от
28 февраля, и включал девять пунктов.
Хотя он имел три редакции, лично
составлялся и
В канун отъезда из Москвы, 5 марта 1711 года, Петр издал еще один указ Сенату. Он определил порядок обсуждения дел в Сенате: "...голосы иметь равные и у всяких указов подписывать всем своими руками". Но главное значение указа от 5 марта состояло в учреждении нового, дотоле в стране не существовавшего института - фискалов. О них сказано было глухо: "Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлетца известие".
Создание Сената и учреждение фискалов положило начало реформам высших и центральных учреждений.
Реформа центрального управления
проводилась параллельно с
В состав Сената по указу 1718 года входили президенты всех коллегий. Главной его задачей было выносить постановления по запросам коллегий, которые они самостоятельно решить не могли из-за отсутствия прецедентов.
Указ о должности сразу же определил высокое место Сената как хранителя государственных интересов.
Важной функцией Сената стало назначение и утверждение практически всех чиновников в новые учреждения. Интерес представляют правила, согласно которым в России впервые вводилось тайное голосование. Эти правила называются "Образ баллотирования" и датированы 18 февраля 1720 года. Петр, автор "Образа", казалось, предусмотрел мельчайшие детали процесса баллотировки.
Столь детальнейшее описание
всех нюансов голосования
В истории государственной реформы особое место занимает указ от 12 января 1722 года. Указ углубил реформу Сената, заложил в его основу некоторые новые принципы, усилившие значение Сената в системе управления. Главными должностями в Сенате стали генерал-прокурор и прокурор. Другим новым должностным лицом, появившимся в Сенате в 1722 году, был генерал-рекетмейстер.
Учреждение должности генерал-рекетмейстера преследовало две цели: освободить царя от разбирательства подаваемых лично ему челобитных и повести решительное наступление на волокиту и противозаконные действия коллегий и канцелярий. С уверенностью можно сказать, что генерал-рекетмейстер не мог справиться ни с той, ни с другой задачей.
Еще меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в предотвращении волокиты и неправедных решений. Царь вооружил рекетмейстера чисто бюрократическими средствами борьбы с бюрократией: рекетмейстер, получив жалобу, должен был разбираться не столько в существе принятого какой-либо канцелярией решения, сколько в своевременности как прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Можно догадаться, сколь ограниченными возможностями обладал рекетмейстер, чтобы оказывать реальное воздействие на работу бюрократического механизма, захлебывавшегося от потока бесчисленных жалоб, справедливых и сутяжнических.
Реформа Сената включала введение еще одной новой должности - герольдмейстера. Она была учреждена 5 февраля 1722 года одновременно с опубликованием инструкции и назначением герольдмейстером стольника Степана Колычева. Главная обязанность Герольдмейстерской конторы - учет дворян, выявление среди них годных и негодных к службе, регистрация чинов и перемещений как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстера находились дворяне, уклонявшиеся от службы, - так называемые нетчики, а также дети, которым предстояло служить в будущем. В обязанность Герольдмейстерской конторы вменялось также создание учебного заведения для детей "знатных и средних дворянских фамилий", в котором надлежало "обучать экономии и гражданству", то есть специальностям гражданского профиля. Герольдмейстерской конторе инструкция поручала также сочинение гербов. Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала на поприще учета дворянства.
Если рассматривать то, что у административных преобразований отсутствовал четкий и продуманный план действий, то это можно легко объяснить - царю было не до них в годы, когда враг вторгся в пределы России и на карту ставилось будущее страны. Военная обстановка отпустила царю мало времени, чтобы всерьез и основательно заняться гражданскими делами. Такую возможность Петр получил только в 1712 году, когда позади остались и победоносная Полтава, и кошмары Прутского похода. Именно в начале этого года он издал указ об организации коллегии для внешней торговли, "чтоб оную в лучшее состояние привесть". Новому учреждению Петр дал иностранное название "коллегия", но оно не внесло ничего нового в принципы организации центрального аппарата. Понадобилось несколько лет, чтобы мысль о замене старинных приказов коллегиями приобрела четкую форму.
В 1715 году царь проявляет заботу об изучении структуры государственного аппарата в странах Западной Европы. Два месяца спустя царь дает Ягужинскому новое поручение - сыскать в каждую коллегию по специалисту, причем "лучше б не старых, дабы могли языку обучится".
Переломной вехой в проведении административной реформы можно считать 1718 год. Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них, обусловленные особенностями России структурные изменения.
Установление перечня коллегий, определение их прав и обязанностей прошли долгий путь совершенствования и поисков. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 года. В списке значится всего лишь шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Следующий список коллегий, тоже составленный Петром, не датирован, но скорее всего относится к 1719 году. В нем значится уже девять коллегий, причем царь наряду с их перечнем коротко изложил компетенцию каждой из них. В список включены четыре новые коллегии: Штатс-контор-коллегия, Берг-коллегия, Ревизион-коллегия и политическая коллегия.
Следующий этап - укомплектование коллегий руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 года президентом коллегии Иностранных дел был назначен канцлер Г. И. Головкин, Камер-коллегии - князь Д. М. Голицын, Юстиц-коллегии - А. С. Матвеев, Ревизион-коллегии - Князь Я. Долгорукий, Воинской коллегии - два президента: фельдмаршал А. Д. Меншиков и генерал А. А. Вейде, Адмиралтейской коллегии - генерал-адмирал Ф. М. Апраскин, Коммерц-коллегии - П. А. Толстой, Штатс-контор-коллегии - И. А. Мусин-Пушкин, Берг- и Мануфактур-коллегий - Я. В. Брюс. Этот список по сравнению с предшествующим содержит два уточнения: место Политической коллегии заняла коллегия Чужестранных дел, а Берг-коллегия получила новое наименование - Берг- и Мануфактур-коллегия.
Совершенствование коллегиальной системы продолжалось и последующие годы, и в итоге к концу царствования Петра центральный аппарат представляли 11 коллегий.
Сразу же выделилась группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства - Военная, Адмиралтейская и Коллегия иностранных дел. Эти три первые коллегии занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Петр армии, флоту, дипломатии, а также благодаря той огромной роли, которую играли в управлении их президенты.
В ведомстве Коллегии иностранных дел находились отношения России с другими государствами. Эта коллегия имела предшественника - Посольский приказ.
Выход России на международную арену значительно усложнил дипломатическую службу. Раньше связи с иностранными государствами осуществляли периодически отправляемые туда посольства, которые выполняли разовые поручения. Теперь в важнейших западноевропейских государствах, а также в Османской империи была установлена постоянная дипломатическая служба. Равным образом и в России действовали дипломатические представители Англии, Франции, Австрии, Швеции и других государств.
Нужно отметить, что коллегия Иностранных дел была единственной, не располагавшей регламентом. Его в какой-то степени заменил указ от 13 февраля 1720 года. Вся деятельность коллегии должна была протекать в глубокой тайне, поэтому указ определял пути ее достижения.
Военная коллегия заменила множество приказов, имевших касательство к вооруженным силам на суше. Эта коллегия занималась комплектованием, вооружением, снаряжением, экипировкой и обучением армии. В ее ведении находились также гарнизонные полки. Военная коллегия была единственной, куда Петр назначил двух президентов.
Новым учреждением, не имевшим предшественников в XVII веке, являлась Адмиралтейская коллегия. Ее возникновение было связано с превращением России в морскую державу, с созданием военно-морского флота. Как и военная, Адмиралтейская коллегия занималась комплектованием и обучением экипажей кораблей. В ее ведении находились верфи, на которых сооружались корабли, а также военно-морские крепости.
Финансами страны заведовали три коллегии. Обязанности между ними распределялись следующим образом: доходами ведала Камер-коллегия. Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. Только казна могла продавать соль, вино и табак. Поэтому в ведении Камер-коллегии состояли питейные заведения, а также магазины по продаже соли и табака.
Штатс-контор-коллегия получила свое наименование от своего назначения - она вела книгу, именуемую генеральным штатом государства. Весь придворный, военный, управленческий, духовный, дипломатический и медицинский контингент был разбит на 15 разрядов, на содержание каждого из них ассигновывалась определенная сумма. Таким образом, Штатс-контор-коллегия ведала расходами государства.
Ревизион-коллегия осуществляла контрольные функции как за поступлением сборов в бюджет государства, так и их расходованием.
Важное значение в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленные коллегии.
Попечение над черной и цветной металлургией осуществляла Берг-коллегия. В ее ведении находились казенные и частные металлургические заводы, рудники, а также владельцы заводов. Она выдавала разрешения на постройку заводов, а также предоставляла промышленникам различные привилегии.