Реформы органов управления при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

В ХVII в. Правительство стало обращаться к иноземцам для удовлетворения наиболее насущных материальных своих потребностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чём особенно чувствовалась отсталость России.
Такое же стремление было присуще и Петру, для которого обращение к западному опыту стало следствием решения вполне практических вопросов государственного, военного, строительства, снабжения армии, создания флота в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Губернская реформа…………………………………………………………….5
2.Сенат и коллеги……………………………………………………………...….9
3.Реформа местного управления……………………………………………......18
4.Реформа церкви…………………………………………………………….….20
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список используемой литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ контрольная.docx

— 59.37 Кб (Скачать файл)

Права Мануфактур-коллегии были такими же, как и Берг-коллегии, только распространялись они на предприятия  и их владельцев в легкой промышленности: парусно-полотняные, суконные, шелковые и другие мануфактуры.

В сферу забот Коммерц-коллегии входила торговля, но не вся, а только внешняя. Она осуществляла "дирекцию" над всеми таможнями, поощряла отечественное кораблестроение, опекала русских и иноземных купцов, занятых во внешней торговле, поддерживала связи с русскими послами за границей на предмет рыночной конъюнктуры и другое.

Вместо Поместного приказа, ведавшего в  XVII веке земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Поместное землевладение к тому времени было уже ликвидировано. В связи с этим обязанности Вотчинной коллегии отличались от обязанностей Поместного приказа. Вотчинная коллегия ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли, сыске беглых крестьян, рекрутов и другим.

Новым учреждением в центральном  аппарате была Юстиц-коллегия, выполнявшая  одновременно административные и судебные функции. Она ведала надворными и  нижними судами и по отношению  к ним являлась апелляционной  инстанцией. Коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, долговые обязательства, акты о продаже вотчин, духовные завещания, доверенности и другим.

На правах коллегий существовало еще два учреждения. Это Синод  и Главный магистрат.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 году был издан обширный (из 56 глав) Генеральный  регламент, определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности.

Во-первых, Генеральный регламент  устанавливал права и обязанности должностных лиц в коллегиях. Регламент установил строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим.

Во-вторых, Генеральный регламент  определял порядок ведения делопроизводства во всех учреждениях и установил обязанности канцелярских служителей: секретаря, нотариуса, актуариуса, регистратора.

Помимо Генерального регламента существовал еще и Адмиралтейский регламент. В его составлении, опубликованного 5 апреля 1722 года, как известно, деятельное участие принимал Петр. Своеобразие Адмиралтейского регламента состояло в том, что он не оставлял в неведении ни одного должностного лица, наставляя, что ему надлежит делать, а главное, как выполнять свои обязанности.

 

  1. Реформа местного управления.

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России".

На местах Главному магистрату подчинялись городовые магистраты. Они пришли на смену Ратуше и земским избам. Специфика Главного магистрата состояла в том, что этот орган купеческого самоуправления в столице, как и магистраты в городах, в отличие от коллегий являлся выборным учреждением. Лишь обер-президент и президент Главного магистрата были назначены царем.

Что касается городских магистратов, то их согласно регламенту, надлежало выбирать из верхних слоев городского населения..

Цель создания Главного магистрата и магистратов в городах состояла в соблюдении правосудия среди горожан - все они подлежали суду этих учреждений по гражданским и уголовным делам, за исключением случаев, когда иск к горожанину предъявлял человек, не принадлежавший к посаду, и наоборот.

Еще одна особенность Главного магистрата и магистратов в городах  состояла в том, что на них возлагалась  забота о полиции. Само по себе это  обстоятельство не вызвало бы удивления, если бы регламент Главного магистрата возлагал на полицию только функции блюстительницы порядка, но и включил в ее компетенцию и попечительство о благоденствии городских жителей. Регламент обязывал Главный магистрат "споспешествовать правосудию, соблюдению добрых порядков и нравоучения, принуждать всех к труду, приносить довольство во всем потребном к жизни человеческой", призирать нищих и совершать множество прочих благодеяний.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. население стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии: первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера; вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения  выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.

По европейскому образцу  создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья  и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.

Деление на гильдии оказалась  чистейшей формальностью, так как  проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.

 

  1. Реформа церкви

Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви подчинить себе светскую власть - это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола.

На дороге Петра стала  еще одна проблема - раскольничество. Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие  в общих повинностях: поступать на службу, военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли. Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости.  Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров". В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности выполнял Феофан Прокопович. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ.

Духовный регламент -  это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью.

Церковь отныне полностью  подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата.

Не только внешний вид  управления церковью изменился, но и  внутри церкви произошли радикальные  изменения. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу,  заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.

 

Заключение.

Изложенное дает основания утверждать, что в годы административных преобразований сложился бюрократический механизм управления страной: была создана стройная иерархия унифицированных учреждений, руководствовавшихся в своей работе регламентами, инструкциями и наставлениями. Регламентации подверглась не только деятельность учреждений с четко разграниченными функциями, но и каждый шаг должностного лица, права и обязанности которого тоже были очерчены соответствующими указами и наставлениями. Наконец, регламентировано было и движение такого неодушевленного предмета, как бумага: соответствующие указы и наставления определяли порядок продвижения документов по ступеням бюрократической иерархии снизу вверх и сверху вниз.

Контроль за деятельностью государственного аппарата, по идее, должен был свести до минимума независимость государственного механизма. Но взяточничество и казнокрадство процветало.

Мне хотелось бы отметить, что  созданная при Петре новая  система управления стала шагом  вперед в государственном строительстве: она заменила отличавшийся архаизмом приказной строй и в условиях феодального правопорядка положила начало законности.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует прежде всего отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. Но итоги реформирования органов власти и управления можно назвать противоречивыми.

К его положительным результатам  можно отнести отмирание сословно-представительных органов управления (Земские соборы, приказы). При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали в себе развитие,  выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них - унификация, централизация и дифференциация функции государственного управления.

С другой стороны, реформы  тормозились отсутствием должных  форм контроля соблюдения законности высших чиновников государства со стороны императора.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем  отсталость России не была полностью  преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  принуждения.

Роль Петра Великого в  истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой истории.

 

Список литературы:

Анисимов Е. В. Время петровских реформ. М.: Изд-во "Мысль", 1989.

Головатенко А. История России: спорные проблемы, изд. Школа-пресс, 1994г.

Каменский А.Б. Российская империя  в XVIII в.: традиции и модернизация. – М., 1999г.

Ключевский В. О. Русская  история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн.1. М.: Изд-во "Мысль", 1993г.

Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России.- М.,2003г.

Павленко Н. И. Петр Великий. М.: Изд-во "Мысль", 1994.

Черкасов П. П. История  императорской России от Петра Великого до Николая II. М., 1994г.

 


Информация о работе Реформы органов управления при Петре I