Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сделать попытку восстановить истинный ход событий проведения реформ и оценить преобразования Петра, с точки зрения современного видения проблем того времени.
Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
• Найти причины и предпосылки петровских реформ.
• Выяснить, является ли эпоха важным фактором преобразований.
• Отразить сущность проведенных Петром реформ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Петр Великий…………………………………………………………. 6
Историография………………………………………………………... 6
Эпоха Петра…………………………………………………………… 8
2. Причины, сущность и проведение реформ…………… 11
Исторические условия и предпосылки петровских реформ……… 11
Военная реформа…………………………………………………….15
2.2.1 Реформа вооружённых сил…………………………………………15
2.2.2 Создание регулярного военно-морского флота……………………18
Реформа органов власти и управления…………………………….22
Реформа сословного устройства русского общества………………26
Реформы в сфере образования и культуры…………………………27
Церковная реформа………………………………………………….30
3. Реформы: значение и последствия……………………………………33
Противоречия в реформаторской деятельности Петра……………..33
Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти XVIII века…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………… 44
4. Петровские реформы во временной перспективе……………………. 44
4.1 Современные аспекты реформ…………………………………………. 44
4.2 Реформы Петра и особый путь России………………………………… 45

Библиографический список………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

уменьшенный вариант Петр Великий.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)


24

 

                                         

 

Федеральное агентство по образованию

 

  Саратовский государственный социально-экономический университет

 

Кафедра экономической и политической истории России

 

 

 

 

 

 

                                                  Курсовая работа на тему:

 

 

Реформы Петра I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

        Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….. 3

1.      Петр Великий…………………………………………………………. 6

Историография………………………………………………………... 6

Эпоха Петра…………………………………………………………… 8

2.      Причины, сущность и проведение реформ…………… 11

Исторические условия  и предпосылки петровских реформ……… 11

Военная реформа…………………………………………………….15

2.2.1 Реформа вооружённых сил…………………………………………15

2.2.2 Создание регулярного военно-морского флота……………………18

Реформа органов власти и управления…………………………….22

Реформа сословного устройства русского общества………………26

Реформы в сфере образования и культуры…………………………27

Церковная реформа………………………………………………….30

3.      Реформы: значение и последствия……………………………………33

Противоречия в реформаторской деятельности Петра……………..33

Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти  XVIII века…………………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………… 44

4. Петровские реформы во временной перспективе……………………. 44

4.1 Современные аспекты реформ…………………………………………. 44

4.2 Реформы Петра и особый путь России………………………………… 45

 

Библиографический список…………………………………………………..  47

 

 

 

 

Введение.

История России богата захватывающими событиями и волнующими загадками. Имена прославленных полководцев и государственных деятелей не потеряли своего блеска и по сей день. Бесчисленное множество уроков можно извлечь из наследия прошлого. Перед нами встают во  всем своем величии подвиги и грандиозные свершения русского народа, сумевшего создать поистине великое государство. Но немало и иных примеров может подать нам история: примеров того, как низко может пасть человек, как власть и богатство развращают слабых сердцем, к каким роковым ошибкам могут привести необдуманные действия.

Но для того чтобы достичь могущества, русскому народу пришлось пройти нелегкую полосу испытаний и кризисов, сопровождавшуюся бесчисленными восстаниями, заговорами и волнениями. Этот печальный период в истории России называют периодом кризиса.

Но в 1682 году царем был провозглашен Петр Алексеевич Романов, который в дальнейшем вывел Россию на новый уровень развития, провозгласив ее империей, а себя императором. Петр первым привез европейскую цивилизацию в Россию.

По теме реформ и непосредственно личности Петра I имеется сравнительно много источников, и на первый взгляд, данная тема достаточно полно и подробно освещена. В первую очередь эту тему подробно освещает Богданов А.П. в своей работе «Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей», и Буганов В. И. в работе  «Петр  Великий  и  его  время». В этих работах историки очень подробно и четко рассматривают жизнь и эпоху Петра, что очень важно для оценки его преобразований, ведь все что им было сделано, это непосредственный результат жизни и приобретенного жизненного опыта, своего рода учение. Но время, в которое жил Петр, это всего лишь один из критериев оценки его преобразований, так же историками подробно описано детство и развитие императора как личности.

Научно-теоретическое значение изучение темы личности Петра определяется ключевой ролью этой проблемы в оценке петровских преобразований, споры о которых начались еще в XIX века. Эпоха петровских реформ заняла важное место в историческом процессе, поскольку долгие годы являлась предметом споров западнической и славянофильской школ. Отголоски этих споров ощутимы и в современной российской исторической науке. Проблема личности Петра и его преобразований вполне актуальна и сегодня, - не смотря на всю противоречивость, в отечественной истории она стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего не себя, ни других, служения Российскому государству.
Российское государство за свою многовековую историю пережило самые разные периоды западного влияния, знало оно и самых разных реформаторов и преобразователей. Однако личность Петра и дух его преобразований могут являться своеобразным эталоном служения государству, что собственно и определяет современность данной темы. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на объективные тенденции развития, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII- го, отнюдь не такого стремительного, как XX-й, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени.
Созданное Петром I новое "регулярное" государство не только существенно повысило эффективность государственного правления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, - до 1917 г.2 Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичность петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно и при оценке личности Петра I, его преобразований, которые уже с XVIII в. служат предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке.

Цель данной работы - сделать попытку восстановить истинный ход событий проведения реформ и оценить преобразования Петра, с точки зрения современного видения проблем того времени.

Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:

                        Найти причины и предпосылки петровских реформ.

                        Выяснить, является ли эпоха важным фактором преобразований.

                        Отразить сущность проведенных Петром реформ.

 Рассмотреть современные аспекты реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Петр Великий

1.1 Историография

 

    Младший сын царя Алексея Михайловича Петр родился от второго брака царя с Натальей Нарышкиной 30 мая 1672 года. В отличие от своих сводных старших братьев Федора и Ивана он отличался крепостью здоровья подвижностью. Первые три с половиной года маленький Петр был окружен заботой царской четы. Но такое положение продолжалось не долго, до смерти царя в 1676 году. По приказу нового царя и крестного отца Федора, Петра с пяти лет  стали обучать грамоте. Первым его учителем стал Никита Зотов. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.

                 Петр не только постиг веление времени, но и отдал  на  службу этому велению  весь  свой  незаурядный  талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу  государственный размах. Петр  властно  вторгался  во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Петр I был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Как говорилось выше, невозможно рассматривать деятельность Петра, не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику.

Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Эти свойства его личности в значительной мере объясняется условиями среды и характером эпохи. В конце XVII в. царь ушел из дворца на улицу, с вершин общества спустился до самого его дна, окунулся в слободскую жизнь иноземных поселенцев. Ни одному русскому человеку того времени не было доступно такое разнообразие взглядов. Петр закрывал глаза на сословные различия, религиозные распри, национальную вражду, ему были близки понятия, нравы и обычаи разных слоев общества, он был способен к критическому анализу, сопоставлению русского с иноземным и т.д.
Многие критики Петра утверждали, что он более завоеватель, чем преобразователь. Но отношение Петра к войне показывает, что материальные и политические выгоды для него стояли выше успехов военного оружия. Для него война была не целью, а средством, он понимал ее как бедствие временное, но необходимое для благосостояния народа и национального развития. Петр не походил не стяжателя военной славы и "великого завоевателя". Завоевания его были необходимы для создания в России предпосылок для развития европейской цивилизации.
Петр был несомненно передовым человеком в современной ему Европе. Однако, при этом он совершенно не мог сдержать своего темперамента, ему был свойственен циничный разгул и грубые солдафонские развлечения. Невоздержанный в гневе, он имел склонность к созерцанию пыток и казней, был жесток, коварен и неразборчив в средствах на войне и в борьбе с внутренними врагами. Эти темные стороны характера неотъемлемая часть личности Петра, хотя и они частично оправдываются низким уровнем нравственности той эпохи и его нервным заболеванием.
Петр Великий представляет совершенно неординарную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно разрешил запросы времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха Петра

Эпоха петровских реформ заняла важное место в историческом процессе, поскольку долгие годы являлась предметом споров западнической и славянофильской школ. Отголоски этих споров ощутимы и в современной российской исторической науке. Российское государство за свою многовековую историю пережило самые разные периоды западного влияния, знало оно и самых разных реформаторов и преобразователей. Однако, личность Петра и дух его преобразований могут являться своеобразным эталоном служения государству, что собственно и определяет современность данной темы. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов не только в российской, но и европейской истории. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII-го, отнюдь не такого стремительного, как XX-й, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени.
Созданное Петром I новое "регулярное" государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, - до 1917 г.   Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее, мы можем анализировать огромный  процесс развития и роста Российского государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном  выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия “- царя батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

   Существует «революционная» концепция, по которой реформы не имели почти ничего общего с предшествовавшим развитием страны. Ярким выразителем одной из крайних точек зрения в рамках «революционной» концепции был С.М. Соловьев, который своей «Историей России» сделал крупный вклад в научное исследование эпохи правления Петра. Он интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое, и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую.

Однако, в противоположность славянофилам, Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные.Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства»[1]. Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

Богословский, не придерживаясь четко материалистических позиций, представлял реформы как радикальный и полный разрыв с прошлым.

Схожая точка зрения, но с позиций марксистской историографии приводилась М.Н. Покровским и Б.И. Сыромятниковым - оба этих историка основывают свое мнение относительно революционного характера преобразований на переменах в расстановке классовых сил в начале 18 века.

В западной литературе также имеются отдельные примеры оценки реформ как революции или, по крайней мере «трансформации».

Существует еще один взгляд на эту проблему, более нейтральный, а именно - «эволюционная» концепция. Среди ученых, отстаивающих эту концепцию необходимо выделить В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова. Эти историки, глубоко исследовавшие допетровский период, и в своих опубликованных курсах лекций по отечественной истории, настойчиво проводящие мысль о  преемственности между реформами Петра и предшествовавшим столетием. Они категорически против данной Соловьевым характеристики 17 века как эпохи кризиса и распада. В противоположность такому взгляду они утверждают, что в этом столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям».

По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.

Начиная с середины тридцатых годов для советских историков было характерно убеждение в том, что сущность петровской России по сравнению с 17 веком не изменилась. Но в то же время и советские и западные историки едины во мнении, что реформы Петра дали резкий толчок к акселерации важных тенденций развития России, именно эта черта в первую очередь придает петровской эпохе ее особый характер.

 

 

 

 

 

 

 

                2.Причины, сущность и проведение реформ

2.1 Исторические условия и предпосылки петровских реформ

Информация о работе Реформы Петра 1