Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сделать попытку восстановить истинный ход событий проведения реформ и оценить преобразования Петра, с точки зрения современного видения проблем того времени.
Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
• Найти причины и предпосылки петровских реформ.
• Выяснить, является ли эпоха важным фактором преобразований.
• Отразить сущность проведенных Петром реформ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Петр Великий…………………………………………………………. 6
Историография………………………………………………………... 6
Эпоха Петра…………………………………………………………… 8
2. Причины, сущность и проведение реформ…………… 11
Исторические условия и предпосылки петровских реформ……… 11
Военная реформа…………………………………………………….15
2.2.1 Реформа вооружённых сил…………………………………………15
2.2.2 Создание регулярного военно-морского флота……………………18
Реформа органов власти и управления…………………………….22
Реформа сословного устройства русского общества………………26
Реформы в сфере образования и культуры…………………………27
Церковная реформа………………………………………………….30
3. Реформы: значение и последствия……………………………………33
Противоречия в реформаторской деятельности Петра……………..33
Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти XVIII века…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………… 44
4. Петровские реформы во временной перспективе……………………. 44
4.1 Современные аспекты реформ…………………………………………. 44
4.2 Реформы Петра и особый путь России………………………………… 45

Библиографический список………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

уменьшенный вариант Петр Великий.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:

 - активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

 - интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);

 - реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

 - переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

 - тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";

 - оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

 - реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

 - размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I. Страна стояла накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки петровских реформ?

              Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

              Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

              Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

              Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

              Россия XVII века самим ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

              Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, росли  кустарные промыслы,  ремесла,  развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделялся  от  деревни.  Выделялись промысловые и  земледельческие  районы.  Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

              XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа, "требовались народом".              Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

        Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг. Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти. Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий. Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Военная реформа

2.2.1 Реформа вооружённых сил

В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что войну – держателю поместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации.

«С 1705 года правительство делает следующий шаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии, потребности которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров. Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра Первого оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых и стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизовано. Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными государства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостнический характер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже.

Основу армии составляла пехота. Наряду с пехотными полками были созданы гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю.

Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части.  В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии.

Высшей тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии.

Действия армии направлялись её мозгом – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал-фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по важнейшим вопросам ведения военных действий.

        В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы»[2].

        Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг преобразователя. Важное значение для организации армии имел табель о рангах, но он имел значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключал возможности обратного движения.

         Табель был объявлен 24 января 1722года. Указ о табеле не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.

«Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собой Пётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл». Все эти чувства хорошо отражены в преамбуле Морского устава 1720 года».[3]

 

 

                        2.2.2 Создание регулярного военно-морского флота

        «Строительство петровского флота, как известно, началось в Воронеже в 1695 – 1696 годах. Сам Пётр был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские  базы, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик; ныне Палтийски). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов, которая позволяла беспрепятственно ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли».[4]

На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к  которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума  постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.

Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке  кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора.  Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в  соседних пристанях.

Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда.

           Азовская победа привела ко многим переменам в России.

           Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже,  в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян. Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало  2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь. В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии –  город Сардам.

Информация о работе Реформы Петра 1