Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сделать попытку восстановить истинный ход событий проведения реформ и оценить преобразования Петра, с точки зрения современного видения проблем того времени.
Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
• Найти причины и предпосылки петровских реформ.
• Выяснить, является ли эпоха важным фактором преобразований.
• Отразить сущность проведенных Петром реформ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Петр Великий…………………………………………………………. 6
Историография………………………………………………………... 6
Эпоха Петра…………………………………………………………… 8
2. Причины, сущность и проведение реформ…………… 11
Исторические условия и предпосылки петровских реформ……… 11
Военная реформа…………………………………………………….15
2.2.1 Реформа вооружённых сил…………………………………………15
2.2.2 Создание регулярного военно-морского флота……………………18
Реформа органов власти и управления…………………………….22
Реформа сословного устройства русского общества………………26
Реформы в сфере образования и культуры…………………………27
Церковная реформа………………………………………………….30
3. Реформы: значение и последствия……………………………………33
Противоречия в реформаторской деятельности Петра……………..33
Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти XVIII века…………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………… 44
4. Петровские реформы во временной перспективе……………………. 44
4.1 Современные аспекты реформ…………………………………………. 44
4.2 Реформы Петра и особый путь России………………………………… 45

Библиографический список………………………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

уменьшенный вариант Петр Великий.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

    3.2 Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти  XVIII века

Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенных  изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и  сельскохозяйственные  культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

              Серьезные изменения произошли в системе феодальной  собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более  укрепилась  власть  помещиков  над крестьянами. В первой четверти XVIII в.  завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714 г.)  все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и  укрепление  феодального  землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских  повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

              Указ о единонаследии завершил консолидацию класса  феодалов в единый класс —  сословие дворян —  и укрепил его господствующее положение.

              Но здесь  имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии  и  флоте, в аппарате власти   и  управлении. Это  была  постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство  дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

              В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная  подать, которая  изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

              Возрастание феодальной  эксплуатации  не   ограничивалось увеличением податного  обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это время приходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной,    ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размеры подушной подати.

              Крестьянин помимо  подушной  подати  платил  еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных  пополнить  опустевшую в  результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и  управления, регулярных армии и флота и т. п.

              В 1722 г.  был издан "Табель о рангах", который устанавливал обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов.

              В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и  металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

              Особенностью промышленности было то, что она  основывалась на принудительном  труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

              Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в  России  действовало  более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на  поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

              Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по  отдельным  районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали  мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

              Особенностью внешней торговли России этого  периода  было то, что вывоз, составлявший 4,2  млн. руб., вдвое превышал ввоз.

              Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок.               Промышленное строительство  Петровской эпохи  проходило  невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали  в конце XVII в., характерная особенность экономического бума начала XVIII в.  состояла в  определяющей  роли самодержавного государства  в  экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе  экономические  концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым  условием  его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных  товаров  на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних —  "полезных" видов производства, промыслов товаров - влекло за собой ограничение или даже запрещение других -  "неполезных" с точки зрения государства.

              Сильнейшим стимулятором государственного строительства и в целом вмешательства государства в экономическую сферу  стало  неудачное  начало Северной войны 1700-1721 гг. Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного  значения, осуществлялось  не   из абстрактных представлений  о развитии экономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно  и  жестко  детерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием.              Схожая ситуация возникла и в торговле. Создавая  собственную промышленность, государство  создавало (точнее - резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум  прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало  торговлю  примитивным, но очень эффективным  способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг  таких  товаров  постоянно расширялся. Среди них  были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной монополии вело к  волюнтаристскому повышению  цен  на  эти товары внутри страны, а самое главное - к  ограничению, регламентации  торговой   деятельности русских купцов. Следствием стало расстройство, дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торгового  предпринимательства. В подавляющем  ряде  случаев введение государственной монополии означало передачу  права  продажи  монополизированного товара конкретному  откупщику, который  выплачивал  в казну сразу большую сумму денег, а затем стремился с  лихвой  вернуть  их  за счет потребителя  или  поставщика сырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих конкурентов. Петровская эпоха  осталась  в истории русского купечества как подлинное лихолетье.              Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению зыбкой основы, на  которой  в  значительной  степени держалось благосостояние многих богатых купцов, а именно ссудного и ростовщического капитала.

                     Примерно с  конца 10-х годов XVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на запад, и в успешном завершении войны никто не  сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю. Претерпела изменения и промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в принятии  различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

              Особое распространение получила практика  передачи  государственных предприятий  (в  особенности  убыточных  для  казны) частным владельцам или специально созданным для  этого  компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право  беспошлинной  продажи  товаров   и т. д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных  мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на  заграничных мануфактурах.         Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя  какой-то мере экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономику господствующей системы  власти,   т. е.  неосознанно  способствовал развитию  капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое распространение в это  время  в  Западной Европе.

              Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а  акцентов промышленно-торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство Петра не  собиралось  устраняться  из экономики и  даже  ослаблять  свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена с открытых форм принуждения на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая могла направлять экономическую (и не только ее) жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов  в  нужном  государству  направлении. Именно эта работа  и  была  поручена вновь созданным специальным государственным учреждениям.

              Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание  и  начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

              Важно подчеркнуть, что в Швеции, чьи государственные  учреждения послужили  образцом  для  государственной  реформы, подобные коллегии осуществляли политику королевской власти на тех же  теоретических основах. Однако  условия России существенно отличались от шведских не только масштабами страны, принципиальными различиями политической структуры, необыкновенной интенсивностью промышленного строительства силами государства и  на  его  средства, но, прежде всего  особенной  жесткостью  регламентаций, разветвленной системой ограничений, чрезмерной опекой над  торгово-промышленной деятельностью подданных.

              Организация или передача новых предприятий компаниям  или частным предпринимателям  представляли  формы  фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись  и  при  необходимости изменялись государством, имевшим  право, в  случае  их  неисполнения, конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцев было своевременное   выполнение  казенных  заказов; только  излишки сверх того, что  теперь  называется  "госзаказом", предприниматель мог реализовать  на рынке. Это резко снижало значение конкуренции как вечного движителя предпринимательства.

              Активное воздействие  государства  на экономическую жизнь страны - это лишь один аспект  проблемы. Социальные  отношения  в государстве деформировали  черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Речь, прежде всего об  использовании рабочей силы.

              Во время Северной войны государство и владельцы  мануфактур использовали  как  вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян. Однако в конце 10 - начале  20-х  годов  произошли важные преобразования  социального  характера: была резко усилена борьба с побегами крестьян, была осуществлена  детальная  ревизия наличного населения  с последующей фиксацией их социального статуса  и закреплением навечно к месту записи в налоговый кадастр.

              Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности, под сомнение ставилась возможность поставок  продукции в казну. 18 января 1721  г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне  зависимости  от  их  социальной принадлежности, покупать к своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный  шаг  к  превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический  уклад, в  предприятия  крепостнические, в разновидность  феодальной собственности - своеобразную вотчинную мануфактуру. Промышленность России  была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем  крепостнический, пути.

              Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного  промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой  развивающейся  нации, и одновременно существенное  торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали  европейские народы.

              Альтернативой этим указам могла стать только отмена  крепостного права. Однако  такой альтернативы для Петра не существовало. Крепостничество пропитало все  поры  жизни  страны, сознание людей, играло в  России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало  бы  основу  самодержавной власти.

              Из всех преобразований Петра центральное  место  занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

              В начале  реформ  старый  приказной аппарат, унаследованный Петром, не претерпевал качественных  изменений. Увеличение  объемов управленческой деятельности пытались компенсировать ростом числа новых приказов, канцелярий. Но уже в первые  годы  Северной  войны стало ясно, что   обороты   механизма  государственного  управления, главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Радикально решить эту проблему Петр пытался с помощью областной  реформы -создания  новых  административных  образований - губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем  необходимым: устанавливалась прямая  связь  губерний  с полками армии, распределенными по губерниям.

              Областная реформа, отвечая  наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической  тенденции, столь  характерной  уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в  управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению  финансовых и  административных полномочий в руках нескольких губернаторов-представителей центральной власти, но и к созданию на  местах разветвленной  иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Информация о работе Реформы Петра 1