Реформы Петра I в деле общественного призрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII - первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Петр 1…………………..………………………………………….. 5
Заключение…………………………………………………………………..... 10
Глава 2. Реформы Петра 1…………………………………………………..... 11
Заключение……………………………………………………………………. 13
Глава 3. Реформы Петра 1 в области общественного призрения………….. 14
3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I……………………………........ 14
3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению……………………………………………………………………... 22
3.3 Развитие государственной системы помощи детям…………………….. 26
3.4 Социальная защита военнослужащих………………………………..... 29
3.5 Первые исследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)……………………………………………… 30
3.6 Социальная помощь безработным………………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………………...... 37
Список литературы……………………………………………………………. 39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.80 Кб (Скачать файл)

Среди указов, направленных против профессионального  нищенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали  побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом»  и ссылали в Сибирь.

Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. «Препровождение» бродящих распространяется как на мужчин, так и на женщин. Появляются органы контроля и надзора в виде Монастырского  приказа, который должен направлять нищих по месту приписки (Указ от 21 января 1712 г.). Нищих «ловили» и  отдавали в «работу». Параллельно  велась борьба и против тех, кто подавал  милостыню. С этой целью в городах  создавались специальные штаты  «нарочных поимщиков». Устанавливалось  взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении  находились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчинников, как мирян, так и представителей духовенства. Определялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз - отсылать мужчин на каторжные работы, женщин - в прядильные дома, детей - на суконный двор и мануфактуры. Разрешалось  старостам и сотским собирать нищим «на хлеб и на одежды», из тех сел и деревень, откуда они  вышли, а за это, если они «ни убогие и ни престарелые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февраля  и 20 июня 1718 г.).

Политика секуляризации монастырских владений была достаточно последовательной и предусматривала не только материальный, но и организационный контроль над  деятельностью церкви. В связи, с  чем появляется Указ о регламентации  жизни монастырей. В «Духовном  регламенте» от 25 января 1725 г. впервые  перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественном зле, предписывается искоренять этот обычай: «Разсуди всяк благоразумный, сколько  тысящь в России обретается ленивых  таковых прошаков, томкож тысящь не делают хлеба и потому нет от них  приходу хлебного». Перед духовенством ставится задача выявить те стороны  милостыни, которые провоцируют  рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыни определить». Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимец и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих…».

Однако и государство начинает осознавать свою роль и миссию в  деле ликвидации профессионального  нищенства и проведении профилактики этого явления, создании системы  защиты и помощи нуждающимся. Так, в  регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции  в деле общественного призрения  как одного из субъектов «социальной  политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает  юных в целомудренной чистоте  и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные  для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» - для женщин «непотребного  женского бытия»; «гошпитали» для  призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» - для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; «другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить  в каждой губернии за счет земских  отчислений. Дальнейшее развитие системы  социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит  в инструкциях о внутренней регламентации  монастырей и о магистрате.

В преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутренней регламентации монастыря  дается оценка монашеской жизни: «…что  же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут  от податей и от лености, дабы даром  хлеб есть». Святейшему Синоду было предписано:

1) Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «шпитали по регламенту»;

2) Монахов определить для «служения» отставным военным, лишним монахам, не задействованным на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали;

3) Монахиням «лишним» вместо пашни вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы».

В § 34 подчеркивалось, что призрение  бедных, «престарелых и дряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитания граждан». Однако категорически запрещалось  призрение «посторонних граждан», т.е. лиц не из данного города. В § 38 запрещалось всем сословиям призревать и оказывать милостыню «посторонним гражданам». Относительно профессионального  нищенства в § 32 особо указывалось, что праздный образ жизни ведет  к различным формам преступлений - «воровству», «разбою». Для предотвращения этого людей, ведущих праздный образ  жизни, необходимо «понуждать» к  ремеслам, работам, «художествам».

Таким образом, при Петре I оформляется  достаточно разветвленная система  социальной защиты. В нее входят:

«а) центральные органы - вначале  Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. - Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;

б) Городские магистраты;

в) помещики во владельческих селениях;

г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».

Характерны в этом отношении  институты призрения, которые можно  условно разделить на институты  социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести  смирительные и прядильные дома, предназначенные  прежде всего для насильственного  привлечения мужчин и женщин к  общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли госпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться. [4]

Помимо создания государственных  структур помощи и контроля, предпринимаются  попытки организации новых источников финансирования общественного призрения. Среди них:

- Петр I вдвое увеличил венчальный  налог, вторая его часть и  стала направляться на государственную  благотворительность;

- он ввел монополию церкви  на продажу восковых свеч, дело  в том, что в нашем верующем  государстве до него свечи  могли продавать кто угодно. А  как бы не был беден человек,  приходя в церковь, он обязательно  покупал свечу. Это свечечный  сбор составлял колоссальную  сумму. Церковь стала больше  получать и Петр не только  увеличил ответственность церкви  по призрению нуждающихся, но  и забирал част средств в  пользу государства;

- так же он ввел церковный  сбор в два кармана, в церквях  было две кружки на церковь  и на государство;

- был введен также налог для  всех чиновников кроме солдат  в размере 1 копейка с рубля,  а в то время можно было  напиться и закусить вдвоем  на полушку;

- ввел в монастырях обучение  монахинь рукоделиям, а заработанные  средства не выплачивались монахиням,  а шли в пользу государства;

- еще он ввел штрафы иноверцам  (старообрядцы).

К сожалению, Петр I много не успел  совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного  ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих. [6]

3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению

Становление государственной системы  помощи и поддержки нуждающихся  со второй половины XVII - первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как  многонациональное государство  с различными этнонациональными  культурами, с определенным экономическим  и военным потенциалом.

Секуляризация в XVII-XVIII вв. привела  к развитию самостоятельной общественной мысли, светской науки, а само церковное  сознание уходит в более напряженное  искание чисто церковной «правды». Отказ от теологических смыслов  в общественном призрении как  критерия истинности и справедливости происходит в период правления Петра I.

Процесс помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся  в поддержке соотнесен с одним  из государственных институтов помощи. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу. И здесь  намечаются как позитивные, так и  негативные черты данной системы  помощи.

Впервые в России на государственном  уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами, принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого поведения и жизненного сценария личности. Помощь предстает не как система нравственных императивов, а как система тех или иных смыслов и задач. «Зазорные» младенцы мужского пола, рожденные вне института брака и семьи и попавшие в детский приют до десятилетнего возраста, готовятся в матросы. По отношению к детям помощь выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем, если раньше решения и поступки такого плана обосновывались необходимостью следования христианским заповедям и требованиям, то в период правления Петра I выдвигается тезис о государственной необходимости. С этих позиций анализируются состояние и наличие в обществе нищих, больных, инвалидов, безнадзорных детей и других категорий нуждающихся.

В подходах к идеологии помощи происходит переоценка видения проблематики клиента. Если на ранних этапах общественного  призрения нуждающийся представлял  определенную ценность для отдельной  личности - заступника, поскольку защита его была наглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял перед государственными институтами, и именно они определяли его необходимость в данной роли. Да и сам человек оценивается  с новых критериальных позиций  как деятель, как носитель общественно  полезного труда. В этом отношении  изменяются и идентификаторы. Деятельность, труд, возможность или невозможность  приносить пользу - вот те критерии, на которых начинает базироваться новая  доктрина помощи.

«Пристойность-непристойность» выступает  в качестве основного критерия «возможности-невозможности» существования данного явления. А отсюда возникает иная классификация  клиентов. Их типология осуществляется не по принципам милостей духовных и телесных, а по возможности или невозможности быть участником совместной жизнедеятельности в обществе. На основе таких подходов начинают формироваться критерии типологии личности нуждающегося, когда его рассматривают с позиций и явлений социальной нормы и социальной патологии.

Таким образом, в государственной  парадигме помощи начинают доминировать понятия и смыслы иного порядка. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается  не в контексте вечности, а в  контексте зримых нужд и проблем  общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. Все это выдвигает  определенные принципы идентификации  социально необходимого поведения, связанного с нормой общественных отношений, которые сопряжены с оценкой  жизненного сценария личности. На основе данных подходов строится познавательная модель помощи нуждающимся в этот период.

Однако познавательная и практическая модель помощи не ограничивается только «вспомоществованием», материальным обеспечением нуждающихся, оно затрагивает и  такие сферы общественной жизни  и научной практики, как образование, медицина, деятельность по профилактике социальных патологий. [9]

Первые годы своего единоличного правления  Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны.

Так какие же модели социальной помощи возникли благодаря реформам Петра I? Помощь имела различные стратегии  и поддержку: от материальных до изменения  сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:

- социально-философское;

- социально-административное или  реформистское;

- социально-медицинское.

Социально-философское направление  подготовило теоретическое обоснование  и предоставило проекты общественного  призрения.

Социально-административное или реформистское  направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:

- призрение детей, вдов, служащих;

- попечение и опеку несовершеннолетних;

- богадельни для людей, потерявших  трудоспособность;

- смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;

- губернские органы защиты и  помощи нуждающихся (комитеты);

- профилактика нищенства;

- школы для детей.

Социально-медицинское направление:

- госпитали и «другие, где  болезни лечат»;

- лазареты;

- дома для душевнобольных.

Законодательная ответственность, организация  и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков  в своих селениях.

Таким образом, мы с уверенностью можем  сказать, что в I четверти XVIII в. реформами  Петра I в области общественного  призрения, было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.

Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:

во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую  возможные изменения социальной ситуации;

Информация о работе Реформы Петра I в деле общественного призрения