Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:31, курсовая работа
Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII - первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Петр 1…………………..………………………………………….. 5
Заключение…………………………………………………………………..... 10
Глава 2. Реформы Петра 1…………………………………………………..... 11
Заключение……………………………………………………………………. 13
Глава 3. Реформы Петра 1 в области общественного призрения………….. 14
3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I……………………………........ 14
3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению……………………………………………………………………... 22
3.3 Развитие государственной системы помощи детям…………………….. 26
3.4 Социальная защита военнослужащих………………………………..... 29
3.5 Первые исследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)……………………………………………… 30
3.6 Социальная помощь безработным………………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………………...... 37
Список литературы……………………………………………………………. 39
Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь.
Правовые регламентации
Политика секуляризации
Однако и государство начинает
осознавать свою роль и миссию в
деле ликвидации профессионального
нищенства и проведении профилактики
этого явления, создании системы
защиты и помощи нуждающимся. Так, в
регламенте, или уставе, Главного магистрата
от 16 января 1721 г. определена роль полиции
в деле общественного призрения
как одного из субъектов «социальной
политики». В главе Х подчеркивалось,
что «полиция призирает нищих, бедных,
больных, убогих, увечных, прочих неимущих,
защищает вдовиц, сирых и чужестранных
по заповедям Божьим, воспитывает
юных в целомудренной чистоте
и честных науках». В Регламенте
указаны основные институты призрения:
«смирительные дома», предназначенные
для людей «непотребного жития»
В преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутренней регламентации монастыря дается оценка монашеской жизни: «…что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть». Святейшему Синоду было предписано:
1) Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «шпитали по регламенту»;
2) Монахов определить для «служения» отставным военным, лишним монахам, не задействованным на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали;
3) Монахиням «лишним» вместо пашни вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы».
В § 34 подчеркивалось, что призрение
бедных, «престарелых и дряхлых граждан»
лежит непосредственно на магистратах.
Для этих целей они должны быть
пристроены в городские богадельни,
а не жить за счет «пропитания граждан».
Однако категорически запрещалось
призрение «посторонних граждан», т.е.
лиц не из данного города. В § 38
запрещалось всем сословиям призревать
и оказывать милостыню «
Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты. В нее входят:
«а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. - Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;
б) Городские магистраты;
в) помещики во владельческих селениях;
г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».
Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смирительные и прядильные дома, предназначенные прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли госпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться. [4]
Помимо создания государственных
структур помощи и контроля, предпринимаются
попытки организации новых
- Петр I вдвое увеличил венчальный
налог, вторая его часть и
стала направляться на
- он ввел монополию церкви
на продажу восковых свеч, дело
в том, что в нашем верующем
государстве до него свечи
могли продавать кто угодно. А
как бы не был беден человек,
приходя в церковь, он
- так же он ввел церковный сбор в два кармана, в церквях было две кружки на церковь и на государство;
- был введен также налог для всех чиновников кроме солдат в размере 1 копейка с рубля, а в то время можно было напиться и закусить вдвоем на полушку;
- ввел в монастырях обучение
монахинь рукоделиям, а заработанные
средства не выплачивались
- еще он ввел штрафы иноверцам (старообрядцы).
К сожалению, Петр I много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих. [6]
3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению
Становление государственной системы
помощи и поддержки нуждающихся
со второй половины XVII - первой половины
XIX вв. связано с основными
Секуляризация в XVII-XVIII вв. привела
к развитию самостоятельной общественной
мысли, светской науки, а само церковное
сознание уходит в более напряженное
искание чисто церковной «
Процесс помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся в поддержке соотнесен с одним из государственных институтов помощи. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу. И здесь намечаются как позитивные, так и негативные черты данной системы помощи.
Впервые в России на государственном
уровне начинает осуждаться инфатицид.
Детоубийство считается преступлением,
а ребенок становится субъектом
права: ему предоставляются ясные жизненные
гарантии и тем самым обозначается его
место в системе социальных связей. Его
субъектность соотносят не с божественным
началом, а с государственными нормами,
принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация
социально-необходимого поведения и жизненного
сценария личности. Помощь предстает не
как система нравственных императивов,
а как система тех или иных смыслов и задач.
«Зазорные» младенцы мужского пола, рожденные
вне института брака и семьи и попавшие
в детский приют до десятилетнего возраста,
готовятся в матросы. По отношению к детям
помощь выступает как волюнтаристско-
В подходах к идеологии помощи происходит
переоценка видения проблематики клиента.
Если на ранних этапах общественного
призрения нуждающийся
«Пристойность-непристойность»
Таким образом, в государственной
парадигме помощи начинают доминировать
понятия и смыслы иного порядка.
Теологические подходы к
Однако познавательная и практическая модель помощи не ограничивается только «вспомоществованием», материальным обеспечением нуждающихся, оно затрагивает и такие сферы общественной жизни и научной практики, как образование, медицина, деятельность по профилактике социальных патологий. [9]
Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны.
Так какие же модели социальной помощи
возникли благодаря реформам Петра
I? Помощь имела различные стратегии
и поддержку: от материальных до изменения
сценариев жизни самих
- социально-философское;
- социально-административное
- социально-медицинское.
Социально-философское
Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
- призрение детей, вдов, служащих;
- попечение и опеку
- богадельни для людей,
- смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
- губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
- профилактика нищенства;
- школы для детей.
Социально-медицинское
- госпитали и «другие, где болезни лечат»;
- лазареты;
- дома для душевнобольных.
Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения, было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:
во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации;
Информация о работе Реформы Петра I в деле общественного призрения