Реформы Петра I в деле общественного призрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII - первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Петр 1…………………..………………………………………….. 5
Заключение…………………………………………………………………..... 10
Глава 2. Реформы Петра 1…………………………………………………..... 11
Заключение……………………………………………………………………. 13
Глава 3. Реформы Петра 1 в области общественного призрения………….. 14
3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I……………………………........ 14
3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению……………………………………………………………………... 22
3.3 Развитие государственной системы помощи детям…………………….. 26
3.4 Социальная защита военнослужащих………………………………..... 29
3.5 Первые исследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)……………………………………………… 30
3.6 Социальная помощь безработным………………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………………...... 37
Список литературы……………………………………………………………. 39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.80 Кб (Скачать файл)

Однако административно-насильственными  мерами борьба с профессиональными  нищими не ограничивалась. Петр I понимал, что немало есть бедных людей, которые  нищенствуют не по своему желанию, а  из-за безысходности и невозможности  по состоянию здоровья зарабатывать на хлеб насущный. Следуя примеру французского короля Людовика XIV, царь-реформатор намеревался  во всех губерниях создать приюты-госпитали  «для всякого рода призреваемых». [10]

3.6 Социальная помощь безработным

Трудовая помощь включала следующие  профилактические и реабилитационные функции и формы работы:

- предупреждение безработицы у взрослых - путем организации служб занятости, создания новых и расширения существующих производственных единиц, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, кредитования, обеспечения работой на дому и т.п.;

- ликвидация последствий и предупреждение голода, недорода, стихийных бедствий посредством общественных работ;

- предупреждение безработицы у детей - путем трудового воспитания и профессионального образования в семье, школе, учреждениях «закрытого типа» (приютах, воспитательных домах, специализированных учебно-воспитательных заведениях);

- «трудовая терапия» - в работных домах и домах трудолюбия для взрослых и для детей, в артелях для «босяков»;

- «трудовая реабилитация» - в воспитательно-принудительных колониях для взрослых и детей, воспитательно-трудовых учебных заведениях и др.

Осуществлением трудовой помощи как  альтернативы милостыне, призрению  в различного рода богадельнях, содержанию асоциальных групп населения  в тюремных учреждениях и др. - занимались государственные органы, земские и городские самоуправления, отчасти религиозные организации, частные лица, но более всего - общественные объединения благотворительного характера.

Разумеется, правительство, решая проблемы нищеты, не ограничивалось одними репрессивными мерами. Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов, мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровым бедным, праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы».

Поводом к организации общественных работ в России всегда служили  неурожаи, отнимающий у широких масс населения главный ресурс продовольствия и делавшие, таким образом, особенно жгучей потребность в заработках, без которых при обычных условиях население могло обходиться. Русские неурожаи превращали дурную и недостаточную занятость нашего населения в острую безработицу. Этим и объясняется то обстоятельство, что, в противоположность Западу, призванные бороться с этой безработицей, наши общественные работы являлись почти исключительно работами чрезвычайными. Хотя первые известия о неурожае и голоде в России относятся к 1024 году, общественные работы начались у нас сравнительно поздно. Первые попытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а именно, к царствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайный характер, как, например, работы, устраивавшиеся при Пере I, Анне Иоанновне и Екатерине II. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс становления социальной помощи в России - явление длительного  характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и  поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и  индивидуальных иррациональных действий и поступков. [9]

Система призрения получила целостное  оформление и развитие в эпоху  императорской России. Именное тогда  государственное призрение стало  важным фактором функционирования всей сферы социальной помощи, усиления ее организационного начала. Однако в  тот исторический период оно не было главным компонентом системы  социальной помощи. Определяющая роль здесь принадлежала общественному  призрению, субъектами которого являлись церковь, крестьянские общины, органы местного самоуправления (земства, городские  думы, управы) и др.

Система государственного призрения, существовавшая в России с петровской эпохи до начала ХХ в., была ориентирована  на оказание социальной помощи и поддержки  нуждающимся слоям населения. Среди  ее основных компонентов можно выделить:

- деятельность государства по  увеличению числа богаделен-госпиталей, работных домов, сиротских приютов;

- государственное обеспечение  функционирования приказов общественного  призрения;

- организацию общественных работ;

- социальное обеспечение отставных  чиновников, военнослужащих и их  семей;

- формирование правовых и организационных  основ социального страхования и др. [10]

Таким образом, постепенно складываются новые институты, формы помощи и  поддержки нуждающегося населения. Россия стремится перенять европейский  опыт системы призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новых институтов призрения  осуществляется за счет разрушения прежних: приходской и монастырской систем помощи.

Общественное призрение начинает складываться в определенную систему  со своими светскими институтами, специальным  законодательством, регулирующим деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе среди призреваемых - инвалиды, беспризорные дети, увечные  воины, слепые, глухие и т.д.

Намечаются меры по решению проблем  социальной патологии. Усиливается  борьба с проституцией, профессиональным нищенством, детской безнадзорностью. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее  элементы профессионально-деятельных подходов. [6]

Мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами  Петра I в области общественного  призрения, было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.

Однако многие реформы Петра I проводились  варварскими методами и до предела  обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский  абсолютизм укрепил крепостную зависимость. [9]

Список литературы

  1. Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн.2. - М.: Мысль, 1993, с. 458
  2. http://biographer.ru/biographies/42.html
  3. А.Б. Каменский «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа)»
  4. http://histerl.ru/lectures/18_vek/reformi_petra.htm
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I
  6. Костина Е.Ю. История социальной работы: учебное пособие / Е.Ю. Костина. - Владивосток: ДВГУ ТИДОТ, 2003. - 110 с.
  7. Оконова Н.Д. Отечественная история: учебное пособие: в 2 т. / Н.Д. Оконова; СГУ. - М., 2001. - Ч 1.
  8. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. - Ростов-н/Д, 1999.
  9. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
  10. Циткилов П.Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вуз

 


Информация о работе Реформы Петра I в деле общественного призрения