Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, реферат
Тема реферата – «Реформы Петра I», я выбрала именно эту тему потому, что я хотела узнать как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.
Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.
Введение…………………………………………………………..…………3-4
Предпосылки реформ………………………………………………….……5-7
Характер реформ………………………………………………………….…7-8
Реформы Петра I……………………………………………………...……8-22
Реформы Государственного управления………………………….…8-16
Губернская реформа……………………………………….…….8-10
Сенат и коллегии……………………………………...………..10-12
Реформы местного управления………………………………..12-14
Военная реформа……………………………………………….15-16
Церковная реформа……………………………………………….….16-17
Реформы сословного устройства общества………………………...17-20
Служивое сословие……………………………………………..17-18
Городское сословие…………………………………………....18-19
Крестьянство…………………………………………………....19-20
Реформы в области культуры и быта………………………………20-22
Заключение…..……………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………………24
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра истории и социально-политических дисциплин
РЕФЕРАТ
Реформы Петра I
Исполнитель: М. С. Старченко, ФЭУ, гр. 151
Руководитель: Т. В. Краева
Екатеринбург
2011
Содержание
1. Введение
Тема реферата – «Реформы Петра I», я выбрала именно эту тему потому, что я хотела узнать как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.
Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.
В экономике возникли первые промышленные предприятия мануфактурного, типа, развивались промыслы, ремесла, росла внутренняя и внешняя торговля. Шел процесс общественного и географического разделения труда, на его основе формировался всероссийский рынок. Увеличение внутреннего спроса на сельскохозяйственные продукты, вывоз некоторых из них за границу побуждали помещиков расширять барскую запашку и повышать оброк, создавать в поместьях предприятия по производству поташа, полотна и пр. Это означало, что шел процесс усиления эксплуатации крестьянства.
В стране складывалось абсолютистское государство. Власть царя стала приобретать неограниченный характер, снизилось влияние боярской думы, не собирались Земские соборы. Власть все больше концентрировалась в руках воевод, присылаемых из Москвы, значение земского управления на местах уменьшилось.
В системе общественных отношений сложилась ситуация, при которой каждый социальный слой был обязан нести государственную повинность. Законодательство прикрепило людей к их состоянию, превратив в сословия, обособленные друг от друга.
В духовной сфере наблюдается
проникновение элементов
Необходимо было реорганизовать
армию, построить флот, овладеть побережьем
моря, создать отечественную
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
2. Предпосылки реформ
Однако в целом происшедшие изменения создали лишь минимум условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в мощном рывке и волевых усилиях верховной власти.
3. Характер реформ
Это дало основание некоторым
историкам квалифицировать
4.1 Реформы государственного аппарата
4.1.1 Губернская реформа
Во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII-XVIII вв. в системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее число которых приближалось к 70, сливалась в более крупные образования, часть же создавалась заново. Изменения эти касались, прежде всего, группы приказов военно-оборонительного профиля и территориально-региональных приказов. Так, слились с Посольским приказом Приказ Великой России, Малороссийский приказ, Приказ Великого княжества Смоленского и так называемые четверти. С Приказом Большого дворца слились Конюшенный приказ, Дворцовый судный приказ и Приказ каменных дел. Создание Бурмистрской палаты (с 1 сентября 1699 г. она стала называться Ратушей) и придание ей функций центрального финансового учреждения привело к окончательной ликвидации областных финансовых органов («четвертей») и изъятию финансовых операций из сферы действия нового объединенного Посольского приказа, а также Разрядного приказа, приказов Большого дворца и Казанского дворца. Вместе с тем финансовые функции все еще оставались у Приказа Большой казны и др. К 1708 г. Ратуша собирала около половины всех доходов казны.
Изменения в центральных органах до 1712-1715 гг. носили спонтанный характер и далеко не всегда давали необходимый результат. Это объясняется тем, что все силы и внимание самодержца занимала тяжелейшая война. Так, созданный для управления «потешными полками» Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился в главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с войной появились Адмиралтейский и Военный приказы, Приказ рудокопных дел. Приказ артиллерии и т.д.
Первой попыткой кардинальных административных реформ была губернская реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы. Разумеется, должности губернаторов занимали особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии, сосредоточивший в своих руках высшие военные и гражданские функции, имел помощника (вице-губернатора), обер-коменданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и так называемого ландрихтера (ведал правосудием). Губернии первоначально делились на «уезды» с «комендантом» (т.е. по-старому воеводой) во главе. Однако губернская канцелярия явно не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная административная единица - «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции. Спустя некоторое время вместо «доль» появились «дистрикты», в каждом из которых теперь должно было быть 2 тыс. дворов. Заметим, что при проверке итогов первой ревизии военной администрацией появился еще один дистрикт - полковой, где размещался тот или иной полк, на содержание которого шли налоги данного дистрикта.
В провинции основными административными звеньями были комендант, камерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары в первую очередь отвечали за сбор налогов и выполняли полицейские функции.
4.1.2 Сенат и коллегии
Знаменитый Сенат был «рожден» Петром I как бы экспромтом. Отправляясь в Прусский поход в феврале 1711 г., Петр обнародовал указ: «Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления...». Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вдогонку первому указу 2 марта пришел второй с перечнем полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь Сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.
Практически одновременно с Сенатом Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.). Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах – 1-2 фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом с 1715 г. надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721 г. контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.
Постепенно пробивала себе дорогу и такая форма государственного управления, как коллегия. Еще в 1711 г. был подан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В следующем году появились проекты организации Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии, а в 1715 г. Коммерц-коллегия стала уже функционировать. Тогда же, в 1715 г., начата была проработка вопроса об организации центральных органов управления и изучения опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее важные коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать уже в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий (остальные восемь: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия). Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегии. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.