Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Тема реферата – «Реформы Петра I», я выбрала именно эту тему потому, что я хотела узнать как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.
Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………3-4
Предпосылки реформ………………………………………………….……5-7
Характер реформ………………………………………………………….…7-8
Реформы Петра I……………………………………………………...……8-22
Реформы Государственного управления………………………….…8-16
Губернская реформа……………………………………….…….8-10
Сенат и коллегии……………………………………...………..10-12
Реформы местного управления………………………………..12-14
Военная реформа……………………………………………….15-16
Церковная реформа……………………………………………….….16-17
Реформы сословного устройства общества………………………...17-20
Служивое сословие……………………………………………..17-18
Городское сословие…………………………………………....18-19
Крестьянство…………………………………………………....19-20
Реформы в области культуры и быта………………………………20-22
Заключение…..……………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Уральский государственный  лесотехнический университет

Кафедра истории  и социально-политических дисциплин

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Реформы Петра I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: М. С. Старченко, ФЭУ, гр. 151

Руководитель: Т. В. Краева

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………..…………3-4
  2. Предпосылки реформ………………………………………………….……5-7
  3. Характер реформ………………………………………………………….…7-8
  4. Реформы Петра I……………………………………………………...……8-22
    1. Реформы Государственного управления………………………….…8-16
      1. Губернская реформа……………………………………….…….8-10
      2. Сенат и коллегии……………………………………...………..10-12
      3. Реформы местного управления………………………………..12-14
      4. Военная реформа……………………………………………….15-16
    2. Церковная реформа……………………………………………….….16-17
    3. Реформы сословного устройства общества………………………...17-20
      1. Служивое сословие……………………………………………..17-18
      2. Городское сословие…………………………………………....18-19
      3. Крестьянство…………………………………………………....19-20
    4. Реформы в области культуры и быта………………………………20-22
  5. Заключение…..……………………………………………………………22-23
  6. Список литературы…………………………………………………………24

 

 

 

1. Введение

 

Тема реферата – «Реформы Петра I», я выбрала именно эту тему потому, что я хотела узнать как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.

На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.

Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.

В экономике возникли первые промышленные предприятия мануфактурного, типа, развивались промыслы, ремесла, росла внутренняя и внешняя торговля. Шел процесс общественного и географического разделения труда, на его основе формировался всероссийский рынок. Увеличение внутреннего спроса на сельскохозяйственные продукты, вывоз некоторых из них за границу побуждали помещиков расширять барскую запашку и повышать оброк, создавать в поместьях предприятия по производству поташа, полотна и пр. Это означало, что шел процесс усиления эксплуатации крестьянства.

В стране складывалось абсолютистское государство. Власть царя стала приобретать  неограниченный характер, снизилось  влияние боярской думы, не собирались Земские соборы. Власть все больше концентрировалась в руках воевод, присылаемых из Москвы, значение земского управления на местах уменьшилось.

В системе общественных отношений сложилась ситуация, при  которой каждый социальный слой был обязан нести государственную повинность. Законодательство прикрепило людей к их состоянию, превратив в сословия, обособленные друг от друга.

В духовной сфере наблюдается  проникновение элементов западной культуры в высшие элитные круги, что никак не сказывалось на культуре широких слоев населения.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого  уклада России нужен был умный  и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

 

2. Предпосылки реформ

  1. Насущная необходимость преобразований обуславливалась следующими факторами:
    • Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран  нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
    • Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны и в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.
    • «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиции правящего сословия, его мобилизации  и обновления, а также совершенствования государственного аппарата  управления и армии.
    • Для преодоления отсталости, внешнеполитической и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
    • Духовный кризис общества, вызванный начавшимся обмирщением сознания и еще более углубившийся в связи с расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, признанных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой – вернуть страну в лоно европейской цивилизации.
    • В целом в конце XVII в. Россия переживал структурный кризис, наиболее ярким проявлением которого было ее отставание в военной сфере.
  2. Возможность петровских преобразований создавалось в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.
    • В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества. Рост числа служилых людей, происходивший как за счет увеличения площадей пахотных земель, так и укрепление системы крепостничества.
    • В экономической сфере – это развитие ремесел, проявление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли и политики протекционизма.
    • В политической сфере – проявление черт абсолютистской монархии.
    • Во внешней политике – присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции ( вхождение России в Священную Лигу).
    • В духовной сфере – обмирщение культуры; первый опыт преобразование, притом в самой консервативной области жизни – религиозно-церковной; изменение в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.

Однако в целом происшедшие  изменения создали лишь минимум  условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в мощном рывке и волевых усилиях верховной власти.

 

  1. Опыт предшественника. Свидетельством того, что изменения назрели, стали реформы предшественника Петра I  - царя Федора Александровича (1676-1882), отменившего местничество, установившего новый принцип налогообложения и готовившегося другие преобразования. Они не только подготавливали эпоху   Петра I, но и представляли собой иной. Более привычный для России вариант обновления, осуществляемого без насильственной ломки старых структур, а за счет их постепенного приспособления к новым условиям.
  2. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. и вобравшая в себя все из противоречия. Петр I  осознал необходимость изменений, по-своему оценил цели реформ и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.

 

3. Характер реформ

  1. Методы проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменения жизни определили насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание называть их «революцией сверху»
  2. Социальные последствия. Внешне резкий разрыв с «Московской Русью» и православной традицией при весьма низко уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации – самодержавия и крепостничества.

Это дало основание некоторым  историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы (и даже как контрреволюцию); задержавшие развитие российского общества.

  1. Социально-политическое содержание.  Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее опорой абсолютизма. Эти изменения происходили на базе усиления  крепостничества, что дает основание характеризовать их как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.
  2. С цивилизационной точки зрения, реформы стали опытом модернизации, определенно радикальный  характер который не соответствовал  внутреннему  развитию страны и потребностям общества, а был обусловлен внешними  обстоятельствами и личностью царя. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начла   XVII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:
  • Поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;
  • Ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;
  • Растущей централизацией и бюрократизацией управления, которые были направлены на укрепление самодержавного государства.

 

 

                              4.1 Реформы государственного аппарата

4.1.1 Губернская реформа

       Во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII-XVIII вв. в системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее число которых приближалось к 70, сливалась в более крупные образования, часть же создавалась заново. Изменения эти касались, прежде всего, группы приказов военно-оборонительного профиля и территориально-региональных приказов. Так, слились с Посольским приказом Приказ Великой России, Малороссийский приказ, Приказ Великого княжества Смоленского и так называемые четверти. С Приказом Большого дворца слились Конюшенный приказ, Дворцовый судный приказ и Приказ каменных дел. Создание Бурмистрской палаты (с 1 сентября 1699 г. она стала называться Ратушей) и придание ей функций центрального финансового учреждения привело к окончательной ликвидации областных финансовых органов («четвертей») и изъятию финансовых операций из сферы действия нового объединенного Посольского приказа, а также Разрядного приказа, приказов Большого дворца и Казанского дворца. Вместе с тем финансовые функции все еще оставались у Приказа Большой казны и др. К 1708 г. Ратуша собирала около половины всех доходов казны.

Изменения в центральных  органах до 1712-1715 гг. носили спонтанный характер и далеко не всегда давали необходимый результат. Это объясняется тем, что все силы и внимание самодержца занимала тяжелейшая война. Так, созданный для управления «потешными полками» Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился в главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с войной появились Адмиралтейский и Военный приказы, Приказ рудокопных дел. Приказ артиллерии и т.д.

Первой попыткой кардинальных административных реформ была губернская реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы. Разумеется, должности губернаторов занимали особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии, сосредоточивший в своих руках высшие военные и гражданские функции, имел помощника (вице-губернатора), обер-коменданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и так называемого ландрихтера (ведал правосудием). Губернии первоначально делились на «уезды» с «комендантом» (т.е. по-старому воеводой) во главе. Однако губернская канцелярия явно не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная административная единица - «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции. Спустя некоторое время вместо «доль» появились «дистрикты», в каждом из которых теперь должно было быть 2 тыс. дворов. Заметим, что при проверке итогов первой ревизии военной администрацией появился еще один дистрикт - полковой, где размещался тот или иной полк, на содержание которого шли налоги данного дистрикта.

В провинции основными  административными звеньями были комендант, камерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары в первую очередь отвечали за сбор налогов и выполняли полицейские функции.

 

4.1.2 Сенат и коллегии

Знаменитый Сенат был  «рожден» Петром I как бы экспромтом. Отправляясь в Прусский поход  в феврале 1711 г., Петр обнародовал  указ: «Определили быть для отлучек  наших правительствующий Сенат, для управления...». Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вдогонку первому указу 2 марта пришел второй с перечнем полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь Сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.

Практически одновременно с Сенатом  Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.). Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах – 1-2 фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом с 1715 г. надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721 г. контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.

Постепенно пробивала себе дорогу и такая форма государственного управления, как коллегия. Еще в 1711 г. был подан проект организации  особой коллегии для руководства горной промышленностью. В следующем году появились проекты организации Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии, а в 1715 г. Коммерц-коллегия стала уже функционировать. Тогда же, в 1715 г., начата была проработка вопроса об организации центральных органов управления и изучения опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее важные коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать уже в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий (остальные восемь: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия). Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегии. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.

Информация о работе Реформы Петра I