Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Тема реферата – «Реформы Петра I», я выбрала именно эту тему потому, что я хотела узнать как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.
Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………3-4
Предпосылки реформ………………………………………………….……5-7
Характер реформ………………………………………………………….…7-8
Реформы Петра I……………………………………………………...……8-22
Реформы Государственного управления………………………….…8-16
Губернская реформа……………………………………….…….8-10
Сенат и коллегии……………………………………...………..10-12
Реформы местного управления………………………………..12-14
Военная реформа……………………………………………….15-16
Церковная реформа……………………………………………….….16-17
Реформы сословного устройства общества………………………...17-20
Служивое сословие……………………………………………..17-18
Городское сословие…………………………………………....18-19
Крестьянство…………………………………………………....19-20
Реформы в области культуры и быта………………………………20-22
Заключение…..……………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

К числу центральных учреждений должен был принадлежать Синод, или  Духовная коллегия. В свое время  после смерти патриарха Адриана  царь назначил на этот пост лишь исполняющего обязанности (местоблюстителя), а выборы патриарха не провел. Причиной тому было сдержанное, если не враждебное, отношение духовенства к преобразованиям царя, причастность духовенства к делу царевича Алексея. В итоге в 1721 г. был образован Синод во главе с президентом, бывшим местоблюстителем престарелым Стефаном Яворским. Фактическим главой Синода был вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович. Именно он сочинил Духовный регламент - свод важнейших организационных и идеологических установлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По Регламенту члены Синода присягали, как и все чиновники, на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». За всем этим незримо стояла не забытая опасность гордыни патриарха Никона. Теми же мотивами были продиктованы принципы коллегиального управления церковью и вменено в обязанность священникам нарушение тайны исповеди в случаях, «грозящих государственным интересам». Внешне все это, по рассказам, выглядело довольно устрашающе. Как пишет Н.И.Павленко, царь, на встрече с иерархами церкви уяснив, что они хотят избрать патриарха, поднял Духовный регламент и заявил: «Вы просите патриарха - вот вам духовный патриарх!» А на ропот недовольных он обнажил кортик и со словами: «А противомыслящим вот булатный патриарх», - ударил им в стол.

В 1718-1722 гг. Сенат был реформирован. В частности, его членами стали все президенты коллегии. Была введена должность генерал-прокурора. С появлением его стала действовать целая армия прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях. Ему же подчинялись и все фискалы империи. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Он мог опротестовать и приостановить решение Сената. Основная функция прокурорского контроля - забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский.

В 1720 г. в Петербурге был  воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат, а на местах вновь  образованы городские магистраты, в  какой-то мере отражавшие сословные  интересы купечества. Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге была учреждена Тайная Канцелярия.

 

4.1.3 Реформа местного управления

Реформа центральных  и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других строго определенными функциями на всей территории страны. Новые органы управления имели коллегиальный характер. При этом все члены коллегии - от президента до асессора - были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Такое положение в свою очередь подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. В новой системе логика развития чиновной бюрократии начисто отвергала старые порядки. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях были уже правонарушением.

Однако строительство новой бюрократической машины государственного управления шло отнюдь не гладко. Первая губернская реформа очень скоро выявила свою неэффективность. Трехуровневое управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719 г. стала проводиться в жизнь вторая губернская реформа. Губернии были сохранены, но основной административной единицей становится провинция. Из 50-ти провинций наиболее важные, «знатные», возглавлялись генерал-губернатором, губернатором, вице-губернатором или обер-комендантом. Во главе остальных стояли воеводы. Провинции, созданные реформой 1719 г., стали предшественницами екатерининских губерний. Губернаторы всех 11-ти губерний имели реальную власть лишь в губернском городе и одноименной провинции. Круг полномочий воеводы был теперь очень широк: «во всем царского величества интерес и государственную пользу тщательно остерегать». Это финансовые, военно-хозяйственные, полицейские, торговые и многие другие направления деятельности. Число и структура провинциальных контор при воеводе не только сохранились, но умножились.

Провинция, как и в  первой реформе, по-прежнему делилась на дистрикты. Во главе их теперь стояли земские комиссары. Они собирали налоги, передавая их в рентерею, ведали полицией. Им подчинялись так называемые нижние земские комиссары, у которых, в свою очередь, были в подчинении сельские сотские и десятские, старосты и разного рода выборные люди, т.е. общинные структуры поддержания порядка.

Поначалу воеводам подчинялись  города и городские магистраты. Но с 1721 г. магистраты подчинялись только главному магистру и городское население было исключено из ведения воевод. В период проведения первой ревизии система гражданской власти была существенно деформирована. В провинциях были созданы переписные канцелярии, а в дистриктах - полковые дворы со штаб- и обер-офицерами и воинскими командами. Переписные канцелярии главенствовали над гражданской администрацией. Помимо прямой обязанности контролировать сбор подушной подати, полковые дворы, подменяя гражданскую власть, выполняли полицейские и даже судебные обязанности. Правда, у воеводы оставалась судебная власть.

Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях - хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, и так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей (исключая монастырских крестьян), а также горожан, не входящих в посад. Во всех остальных случаях действовал городовой (или земский) судья. Это был так называемый единоличный (тоже нижний) суд.

Таким образом, реформаторы  стремились создать суд, не зависимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло. Очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями провинции. В 1722 г. нижние суды были уничтожены. В тех же провинциях, где не было надворных судов, были введены новые провинциальные суды, возглавляемые уже воеводой.

В начале петровских преобразований были попытки внедрить в систему государственного управления сословно-выборное начало (с выборностью бурмистров и товарищей воевод). Однако в итоге лишь в городовых магистратах уцелели принципы выборности бурмистров и ратманов. Главной тенденцией являлось усиление жесткой структуры власти, возглавляемой «самовластным монархом, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». А из всех функций системы нового государственного управления наиболее широко были представлены фискальная, оборонительная и карательно-охранительная.

 

4.1.4 Военная реформа

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в  цепи государственных преобразований начала 18 в.

Более чем 35-летнее царствование Петра насчитывалось всего несколько лет мирного времени. Скудность казенных средств и небольшой лимит времени побуждали Петра 1 к принятию нестандартных решений. Так, на строительство Азовского флотилии царь привлек все общество, что было характерно для деспотического крепостнического государства.

По указу царя были организованы 42 светских и 19 духовных компаний, каждая из которых должна была за два года построить, оснастить  и вооружить один военный корабль. По самым приблизительным подсчетам, стоимость Азовского флота оценивается суммой не менее полумиллиона рублей, что равнялась одной трети доходной части бюджета России в 1701 году.

В начале Северной войны  центр строительства военных кораблей переместился в Санкт-Петербург. По указу Петру 1 был создан Балтийский военно-морской флот, который к концу войны господствовал на море. Всего же к 1725 г. Россия имела 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Петр 1 заложил основу российского военно0морского флота, слава которого была приумножена в веках.

Почти одновременно со строительством Азовского флота Петр 1 начал реформировать  сухопутные силы – заменять дворянскую конницу и ненадежных стрельцов  регулярной армией. Юридически начало постоянной армии было положено указами 1699 года. Новые полки составлялись из «охочих людей» - лично свободных поданных разных сословий, служивших за высокое жалованье, и «даточных людей» - рекрутов. В итоге было сформировано 29 пехотных и 2 драгунских полка с иностранными офицерами во главе, общей численностью в 32 тыс. человек. Наряду с бывшими «потешными» Преображенским, Семеновским и Лефортовым  полками они составляли костяк новой армии. В 1705 г. правительство прекратило прием на военную службу вольнонаемных и перешло к набору рекрутов непосредственно из крестьянского  населения, примерно по одному рекруту с 20 тягловых дворов.

В рекруты записывали только холостых мужчин в возрасте от 15 до 20 лет. Срок службы не был определен, и рекруты фактически становились  пожизненными солдатами. Судьба их была нелегкой. Да и население воспринимало рекрутчину как тяжелую повинность. Рекрутская система складывалась около пяти лет и оказалась достаточно устойчивой и эффективной, просуществовав 170 лет, до тех пор, пока не начали рушиться все институты крепостного права. Структура армии и распорядок военной службы вырабатывались не менее десятилетия. Права и обязанности военных были определены Воинским уставом, изданным в 1716 г.

К концу царствования Петра Великого численность армии  достигла 200 тыс. служащих всех родов  войск, не считая 100 тыс. нерегулярного войска из казаков, татарской и башкирской конницы. Эта армия позволила одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне.

 

4.2 Церковная реформа

Важную роль в утверждении  абсолютизма  играла  церковная  реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из  митрополитов, выполнявшему функции  "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г.  патриаршество  было  ликвидировано, для  управления церковью был  создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье бюрократического аппарата  абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически  изымалась  значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную  реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало  стремление  Петра ликвидировать  немыслимую при самодержавии  петровского  времени  "княжескую" систему церковной  власти. Объявив  себя  фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко  использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь  и каяться на  исповеди  священнику  в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем  противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его  запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь  стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа.

 

 

4.3 Реформы  сословного устройства общества

4.3.1 Служивое сословие

Борьба со шведами  требовала устройства регулярной армии  и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала  одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с низших чинов.

Все прежние разряды  служивых людей были соединены вместе, в одно сословие - шляхтехство. Все  нижние чины (как знатные, так и  мз “простого люда”) одинаково могли  дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были распределены на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы  дворяне обязательно учились  грамоте и математике, а не обученных  лишал права жениться и получить офицерский чин. Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробывало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

 

4.3.2 Городское сословие (посадские и городские люди)

До Петра городское  сословие составляло очень малочисленный  и бедный класс. Пётр хотел создать  в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Информация о работе Реформы Петра I