Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Цель: Составление представления о правлении и преобразованиях Петром Великим.

Задачи:
1.Изучить реформы и предпосылки реформ Петра Великого;
2.Показать как оценивали ход реформ историки;
3.Показать как оценивались Петровские реформы Ключевским;
4.Анализировать Петровские преобразования;

Содержание работы

Введение_____________________________________________________ 3
Цели и задачи ________________________________________________ 4
1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ _________ 5
1.1 Военная реформа ___________________________________________ 6
1.2 Реформа органов власти и управления_________________________ 7
1.3 Реформа сословного устройства русского общества _____________ 8
1.4 Церковная реформа_________________________________________ 9
1.5 Реформа в области культуры и быта __________________________ 10
2. Оценка историками хода реформ_____________________________ 11
3. Петровские реформы глазами Ключевского___________________ 13
Заключение_______________________________________________ 17
Список используемой литературы___________________________ 20
Приложение 1_______________________________________________ 21

Файлы: 1 файл

Реформы Петра 1).docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление:

 

Введение_____________________________________________________ 3                                                                                               

Цели  и задачи ________________________________________________ 4                                                                                         

1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ _________ 5        

1.1 Военная реформа ___________________________________________ 6                                                                                   

1.2 Реформа органов власти и управления_________________________  7                                              

1.3 Реформа сословного устройства русского общества _____________  8

1.4 Церковная реформа_________________________________________ 9

1.5 Реформа в области культуры и быта __________________________ 10

2. Оценка историками хода реформ_____________________________ 11 

3. Петровские реформы глазами  Ключевского___________________  13

    Заключение_______________________________________________  17

    Список используемой литературы___________________________ 20

Приложение 1_______________________________________________ 21

Приложение 2_______________________________________________ 22

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких  исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо  противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников  и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался  его деятельностью. А позднее  историк Карамзин обвинял Петра  в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы  назвал "блестящей ошибкой".

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой  царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в  отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными  орудиями. Она не имела выхода к  морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать  внешнюю торговлю. Не имела поэтому  Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам  и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне  неохотно покидали свои поместья для  военных походов, их вооружение и  военная выучка отставала от передовых  европейских армий.

Между старым, родовитым  боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили  непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские  земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого  уклада России нужен был умный  и талантливый руководитель, незаурядный  человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

История России до Петра  Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны  жизни народа, в то время как  другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить  взрывной эффект Петровских реформ в  России. Люди прошлого, XIX века, воспринимали их острее, глубже. Вот что писал  о значении Петра современник  Пушкина историк М. Н. Погодин  в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы  всех наших нитей соединяются  в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее  и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все  еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда  не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

 

 

Цели  и задачи:

Цель: Составление представления о правлении и преобразованиях Петром Великим.

 

Задачи:

1.Изучить реформы  и предпосылки реформ Петра Великого;

2.Показать как оценивали ход реформ историки;

3.Показать как оценивались Петровские реформы Ключевским;

4.Анализировать Петровские преобразования;

 

 

    1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой  серьезную опасность для независимости  русского народа.

Промышленность по своей  структуре была крепостнической, а  по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого  дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной  государственный аппарат, во главе  которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области  духовной культуры. В народные массы  просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных  людей.

Россия XVII века самим ходом  исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем  могла обеспечить себе достойное  место среди государств Запада и  Востока.

Следует отметить, что  к этому времени истории нашей  страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли  кустарные промыслы, ремесла, развивалась  торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда —  основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся  от деревни. Выделялись промысловые  и земледельческие районы. Развивалась  внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо  оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и  химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы  открыли ряд новых земель в  Сибири.

Белинский был прав, когда  говорил о делах и людях  допетровской России: "Боже мой, какие  эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам  Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально  всех сторон жизни русского государства  и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и  управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также  в области культуры и быта.

Следует отметить, что  основной движущей силой петровских реформ стала война.

 

1.1 Военная реформа

 

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных  сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется  поместное дворянское ополчение  и стрелецкое войско. Основу армии  стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным  штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в  соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр I.

Развитие металлургии  способствовало значительному росту  производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые  произведено соединение холодного  и огнестрельного оружия — к ружью  был примкнут штык, что значительно  усилило огневую и ударную  мощь войска.

В начале XVIII в. впервые  в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской  флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота  осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии  и флота потребовало новых  принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед  другими имевшими в то время формами  комплектования. Дворянство освобождалось  от рекрутской повинности, но для нее  обязательна была военная или  гражданская служба.

 

1.2 Реформы органов власти и управления

 

В первой четверти XVIII в. был  осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать  старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая  система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил  титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы  приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась  Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые  входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и  управления на местах. Страна была разделена  на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял  назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший  в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что  губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили  друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система  органов власти и управления имела  четко выраженный продворянский  характер и закрепляла активное участие  дворянства в осуществлении своей  диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и  формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

1.3 Реформа сословного устройства русского общества

Петр ставил своей целью  создание могущественного дворянского  государства. Для этого нужно  было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для  достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все  дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно  было прежде всего распространить среди  дворян образование. Петр установил  новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Информация о работе Реформы Петра I