Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:35, реферат
Цель: Составление представления о правлении и преобразованиях Петром Великим.
Задачи:
1.Изучить реформы и предпосылки реформ Петра Великого;
2.Показать как оценивали ход реформ историки;
3.Показать как оценивались Петровские реформы Ключевским;
4.Анализировать Петровские преобразования;
Введение_____________________________________________________ 3
Цели и задачи ________________________________________________ 4
1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ _________ 5
1.1 Военная реформа ___________________________________________ 6
1.2 Реформа органов власти и управления_________________________ 7
1.3 Реформа сословного устройства русского общества _____________ 8
1.4 Церковная реформа_________________________________________ 9
1.5 Реформа в области культуры и быта __________________________ 10
2. Оценка историками хода реформ_____________________________ 11
3. Петровские реформы глазами Ключевского___________________ 13
Заключение_______________________________________________ 17
Список используемой литературы___________________________ 20
Приложение 1_______________________________________________ 21
«Но все это приходилось делать… спешно и принудительно. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по первоначальному замыслу,… постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу».
«… она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции».
«Она была революцией не по своим целям и результатам, а по своим приемам и по впечатлениям, какое произвела на умы и нервы современников.
Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью».
«Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка…доселе неразрешенная».
Немало места в своих лекциях Ключевский отводит цитированию других людей, оценивающих петровскую деятельность и саму личность Петра.
«Ломоносов называл Петра человеком, Богу подобным, а Державин спрашивал:
Не Бог ли к нам сходил с небес?»
«Князь Щербаков … признает реформу Петра «нужной, но может быть излишней», отвечавшей народным нуждам, но слишком радикальной, не в меру многосторонней».
«…княгиня Дашкова считает, что если бы Петр обладал умом великого законодателя, он предоставил бы правильной работе времени постепенно привести к улучшениям, которые он вводил насилием…»
«в лета юности … он (Карамзин) прославлял просветительскую реформу
Петра. … А двадцать лет спустя … он плакался, что … изменение гражданских учреждений и нравов … прервано было порывистым подавлением духа народного».
«Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петра», - писал Карамзин.
«Славянофилы, особенно Хомяков … густо подчеркнули … вину реформы – в том, что она произвела разрыв в нравственной жизни русского народа …»
А вот цитата из «Истории России с древнейших времен» С. М.
Соловьева:«Всемирно-
1).вывод посредством
цивилизации, народа слабого,
бедного… на историческую
2).соединение
обоих дотоле разобщенных
Западной, в общей деятельности».
И. И. Неплюев писал в своих «Записках» в 1893 году: «Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».
Особенно подкупает
в лекциях Ключевского
Заключение
Подводя итоги
раскрываемой в реферате темы, отмечу
за свое тридцатилетие правления
страной Петр сделал то, что и
хотел сделать с помощью
Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего.
Петровские преобразования в силу различных причин оказались, к сожалению, не лишенными ряда противоречий, среди которых есть и такие, коих можно было, наверное, не допустить.
Поэтому по результатам работы я могу сделать выводы:
Широко привлекая иностранцев к преобразованиям, имея в подчинении многочисленную иноплеменную рать, Петр в то же время никогда не заблуждался относительно истинных намерений и обещаний западных союзников. Иностранных советников держал в известном страхе. Не было в Петре и наивного подобострастия перед Западом. Опора делалась на внутренние ресурсы; попытки вывоза капитала, — а Петр начал чеканить для оживления денежного обращения в России банковую монету, — карались беспощадно. И хотя в предотвращении вывоза капитала он так и не преуспел, но поучительно то, что Петр всеми доступными ему силами с этим боролся.
Для масштабных преобразований нужен волевой и ответственный государственный деятель, обладающий сплоченной командой профессионалов. Под тяжелой дланью Петра росла вместе с ним когорта «птенцов гнезда Петрова».
Разработка технологии реформаторства. На ощупь, сверяя замыслы с результатами, «и мореплаватель, и плотник, и академик, и герой» формировал структуру новой власти — главный инструмент преобразований. Не занимаясь пиаром, он строил обновленную Россию не как прожектер, а как мастеровой. Реформы для Петра были не самоцелью, а лишь орудием укрепления ее мощи и усиления ее влияния в Европе.
После смерти Петра отсутствие преемственности власти в считанные годы во многом обесценило многие усилия титана. И только после победы русской армии в Семилетней войне наша страна сумела восстановить свою роль в Европе.
Одно из основных
и неразрешимых противоречий состояло
в том, что Петр, по мнению историков,
надеялся грозою власти вызвать, пробудить
самодеятельность народа в порабощенном
обществе и через рабовладельческое
дворянство водворить в России европейскую
науку, народное просвещение как
необходимое условие
Из всего сказанного видно, что взглядов на Петра, его эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка. Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе. Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.
Деятельность Петра Великого понятна и близка нам, по той простой причине, что мы как будто переживаем ее в поколениях, в деятельности разных политических и исторических лиц. Вероятно, это ощущение знакомо многим, нашим бабушкам и дедушкам, нашим родителям, а теперь и нам самим.
Список используемой литературы
1.Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991
2.Анисимов Е.В. «Время петровских реформ. О Петре I». Ленинград, 1989г.
3.Баггер Ханс Реформы Петра Великого. Москва,1985 г.
4. Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: Современник. 1990 г.
5.Ключевский В. О. Курс русской истории. – Сочинения. Т.4. - Москва,
1958 г.
6.Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001 г.
Приложение 1
Реформа |
Годы |
Итоги |
Военная реформа |
конец 17- начало 18в.в |
|
Реформы органов власти и управления |
первая четверть 18 века |
|
Церковная реформа |
начало 17 века |
|
Реформа в области культуры и быта |
начало 17 века |
|