Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Цель: Составление представления о правлении и преобразованиях Петром Великим.

Задачи:
1.Изучить реформы и предпосылки реформ Петра Великого;
2.Показать как оценивали ход реформ историки;
3.Показать как оценивались Петровские реформы Ключевским;
4.Анализировать Петровские преобразования;

Содержание работы

Введение_____________________________________________________ 3
Цели и задачи ________________________________________________ 4
1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ _________ 5
1.1 Военная реформа ___________________________________________ 6
1.2 Реформа органов власти и управления_________________________ 7
1.3 Реформа сословного устройства русского общества _____________ 8
1.4 Церковная реформа_________________________________________ 9
1.5 Реформа в области культуры и быта __________________________ 10
2. Оценка историками хода реформ_____________________________ 11
3. Петровские реформы глазами Ключевского___________________ 13
Заключение_______________________________________________ 17
Список используемой литературы___________________________ 20
Приложение 1_______________________________________________ 21

Файлы: 1 файл

Реформы Петра 1).docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

«Но все это  приходилось делать… спешно и  принудительно. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по первоначальному  замыслу,… постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу».

«… она усвоила  характер и приемы насильственного  переворота, своего рода революции».

«Она была революцией не по своим целям и результатам, а по своим приемам и по впечатлениям, какое произвела на умы и нервы  современников.

Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью».

«Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения  и рабства – это политическая квадратура круга, загадка…доселе неразрешенная».

Немало места  в своих лекциях Ключевский отводит  цитированию других людей, оценивающих  петровскую деятельность и саму личность Петра.

«Ломоносов называл  Петра человеком, Богу подобным, а  Державин спрашивал:

Не Бог ли к  нам сходил с небес?»

«Князь Щербаков … признает реформу Петра «нужной, но может быть излишней», отвечавшей народным нуждам, но слишком радикальной, не в меру многосторонней».

«…княгиня Дашкова  считает, что если бы Петр обладал  умом великого законодателя, он предоставил  бы правильной работе времени постепенно привести к улучшениям, которые он вводил насилием…»

«в лета юности … он (Карамзин) прославлял просветительскую реформу

Петра. … А  двадцать лет спустя … он плакался, что … изменение гражданских  учреждений и нравов … прервано было порывистым подавлением духа народного».

«Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых  случаях гражданами России – виною  Петра», - писал Карамзин.

«Славянофилы, особенно Хомяков … густо подчеркнули  … вину реформы – в том, что  она произвела разрыв в нравственной жизни русского народа …»

А вот цитата из «Истории России с древнейших времен»  С. М.

Соловьева:«Всемирно-историческими  следствиями реформы были:

1).вывод посредством  цивилизации, народа слабого,  бедного… на историческую сцену  со значением сильного деятеля  в общей политической жизни  народов;

2).соединение  обоих дотоле разобщенных половин  Европы, Восточной и

Западной, в общей  деятельности».

И. И. Неплюев  писал в своих «Записках» в 1893 году: «Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним  словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что  бы впредь ни делалось, от сего источника  черпать будут».

Особенно подкупает  в лекциях Ключевского характерная  для великих историков прошлого корректность высказываний, ибо «в умах минувших времен надобно осторожно  искать своих любимых мыслей».

 

Заключение

Подводя итоги  раскрываемой в реферате темы, отмечу за свое тридцатилетие правления  страной Петр сделал то, что и  хотел сделать с помощью Европы. Он желал не покупать у Запада готовые  плоды тамошней техники, а усвоить  ее, пересадить в Россию сами производства с их главным рычагом - техническим  багажом.

Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство и после  длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам  Петр не оставил после себя ни копейки  государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго  пользовались, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в  том, что он был не должником, а  кредитором будущего.

Петровские преобразования в силу различных причин оказались, к сожалению, не лишенными ряда противоречий, среди которых есть и такие, коих можно было, наверное, не допустить.

Поэтому по результатам  работы я могу сделать выводы:

Широко привлекая  иностранцев к преобразованиям, имея в подчинении многочисленную иноплеменную рать, Петр в то же время никогда  не заблуждался относительно истинных намерений и обещаний западных союзников. Иностранных советников держал в  известном страхе. Не было в Петре  и наивного подобострастия перед Западом. Опора делалась на внутренние ресурсы; попытки вывоза капитала, — а Петр начал чеканить для оживления денежного обращения в России банковую монету, — карались беспощадно. И хотя в предотвращении вывоза капитала он так и не преуспел, но поучительно то, что Петр всеми доступными ему силами с этим боролся.

Для масштабных преобразований нужен волевой и  ответственный государственный  деятель, обладающий сплоченной командой профессионалов. Под тяжелой дланью Петра росла вместе с ним когорта  «птенцов гнезда Петрова».

Разработка технологии реформаторства. На ощупь, сверяя замыслы  с результатами, «и мореплаватель, и  плотник, и академик, и герой» формировал структуру новой власти — главный  инструмент преобразований. Не занимаясь  пиаром, он строил обновленную Россию не как прожектер, а как мастеровой. Реформы для Петра были не самоцелью, а лишь орудием укрепления ее мощи и усиления ее влияния в Европе.

После смерти Петра  отсутствие преемственности власти в считанные годы во многом обесценило многие усилия титана. И только после  победы русской армии в Семилетней войне наша страна сумела восстановить свою роль в Европе.

Одно из основных и неразрешимых противоречий состояло в том, что Петр, по мнению историков, надеялся грозою власти вызвать, пробудить  самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое  дворянство водворить в России европейскую  науку, народное просвещение как  необходимое условие общественной самодеятельности, «хотел, - по словам О.В. Ключевского, - чтобы раб, оставаясь  рабом, действовал сознательно и  свободно. Однако, совместное действие деспотизма и свободы, просвещения  и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у  нас со времен Петра два века и  доселе неразрешимая».

Из всего сказанного видно, что взглядов на Петра, его  эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной  истории не вызывала столько жарких споров. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка. Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе. Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.

Деятельность  Петра Великого понятна и близка нам, по той простой причине, что  мы как будто переживаем ее в поколениях, в деятельности разных политических и исторических лиц. Вероятно, это  ощущение знакомо многим, нашим бабушкам и дедушкам, нашим родителям, а  теперь и нам самим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1.Анисимов Е.  В. Рождение империи // кн. История  Отечества: люди, идеи, решения. Очерки  истории России IX — начала XX в.  М.: Политиздат. 1991

2.Анисимов Е.В.  «Время петровских реформ. О Петре I». Ленинград, 1989г.

3.Баггер Ханс  Реформы Петра Великого. Москва,1985 г.

4. Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: Современник. 1990 г.

5.Ключевский  В. О. Курс русской истории.  – Сочинения. Т.4. - Москва,

1958 г.

6.Петр Великий:  pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Реформа

Годы

Итоги

Военная реформа

конец 17- начало 18в.в

  • Введение рекрутской повинности в отношении податных сословий в качестве основного принцыпа комплектования массовой регулярной армии
  • Начало подготовки отечественных офицерских кадров
  • Создаются новые воинские уставы, вводится новая единообразная форма, ордена и медали, повышения в чине за воинские отличия
  • Осуществляется перевооружение армии
  • Создан военно-морской флот

Реформы органов власти и управления

первая четверть 18 века

  • Участвуют в составлении законов
  • Зарождение прокуратуры
  • Решения принимались коллегиально
  • Привлечение горожан к управлению
  • Возможность продвижения по службе простым сословиям

Церковная реформа

начало 17 века

  •   Для управления церковью был создан “Святейший правительствующий Синод”
  • Духовенство стало подконтрольным императору
  •   Уничтожение патриаршества

Реформа в области  культуры и быта

начало 17 века

  • Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
  • Стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов
  • Была основана в 1724 г. Академия наук в Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Петра I