Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации
Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Вятская государственная сельскохозяйственная
академия»
Домашняя контрольная работа
По курсу
«История экономики»
Вариант № 35
Реформы в России в период перехода
от административной к рыночной экономики
(1992 – 2005 г.г.)
Выполнила: __________ Чупракова
Юлия Сергеевна
Специальность: Экономика и
менеджмент в АП
Курс: 3
Группа: ЭУбзу-310
Форма обучения: заочное – сокращенное
Год поступления: 2013
Ф.И.О. преподавателя: ________ Гагаринов
Виктор Ильич
Регистрационный № в деканате___________
Регистрационный № на кафедре___________
Киров – 2014
Содержание
- Начальный этап рыночных реформ
(1992 – первая половина 1993г.г.) 3
- Рыночные преобразования в
1993-1998 г.г.
9
- Развитие рыночной экономики
в России после дефолта 1998г.
14
Начальный этап рыночных
реформ (1992 – первая половина 1993г.).
Либерализация экономии
О либерализации было объявлено
Ельциным в программной речи на Съезде
народных депутатов 28 октября 1991 года.
Проект президентского указа был подготовлен
командой Гайдара 15 ноября. Предполагалось
объявить о либерализации цен с 1 декабря
1991 года. Однако затем под давлением
других республик бывшего СССР, имевших
общую рублёвую зону с Россией, либерализация
цен была отложена сначала на 16 декабря
1991 года, а затем на начало января 1992 года. По мнению академика РАН В. М. Полтеровича,
дефицит товаров в СССР, наблюдавшийся
в конце 1991 года, был «в значительной мере
порожден ожиданием будущих изменений,
в частности, резкого повышения цен в результате
либерализации, о которой было фактически
объявлено ещё в октябре 1991». Либерализация цен была осуществлена
2 января 1992 года. При этом предприятия
и учреждения розничной торговли получали
право самостоятельно устанавливать цены
на свою продукцию, отменялись ограничения
на импорт. Вместе с вышедшим вскоре указом
о свободе торговли и ускорением приватизации
государственных предприятий это означало
конец советской командно-административной
экономической системы и переход к рыночной экономике.
В январе 1992 г. был сделан первый
шаг на пути к рыночной экономике: цены
на большинство товаров и услуг стали
свободными, была ликвидирована почти
вся централизованная система распределения
ресурсов. Контроль над 80 % оптовых и 90
% розничных цен был единовременно отменен
2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами
на ряд товаров первой необходимости (хлеб,
молоко, детское питание, лекарства и пр.),
а также энергоносители и транспорт. Однако,
оставаясь под контролем, эти цены были
повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены
цены практически на все потребительские
товары. В России в 1992 г. рост цен по сравнению
с 1991 г. составил 2508 %'. К концу 1992 г. цены
выросли примерно в 100—150 раз при росте
средней заработной платы в 10—15 раз.
В середине 80-х гг. в момент распада
СССР его доля в мировом промышленном
производстве составляла около 20 %, а в
мировой торговле — лишь около 1 %. В эпоху
плановой экономики внешнеэкономическая
деятельность была исключительно монополией
государства. В ноябре 1991 г. был подписан
Указ Президента Российской Федерации
«О либерализации внешнеэкономической
деятельности на территории РСФСР». С
1 июля 1992 г. был введен единый рыночный
курс рубля, определяемый по результатам
торгов на Московской межбанковской валютной
бирже. Правительство отказалось от механизма
множественности курса рубля, т. е. применения
специальных курсов рубля при покупке
государством части экспортной выручки
в твердой валюте у экспортеров, при выделении
валютных ресурсов бюджетным организациям
и пр. С сентября 1993 г. на основе свободного
рыночного валютного курса в России начался
переход к конвертируемости рубля. Кроме
того, монополия государства на ведение
внешнеторговых операций была ликвидирована,
и всем хозяйственным субъектам было предоставлено
право выхода на мировой рынок.
В 1992 г. либерализация цен стала
центральным элементом экономических
реформ в России. Либерализация цен вызвала
пятикратное их увеличение в течение трех
месяцев. В росте цен и развитии инфляции
сыграли свою роль многие факторы: высокий
уровень монополизации, резкое увеличение
заработной платы, повышение цен на сырье,
бегство от денег. Либерализация цен призвана
была сбалансировать спрос и предложение,
создав основу для структурных преобразований.
Однако добиться стабилизации в финансовой
сфере не удалось, а спад промышленного
производства продолжался. Либеральные
реформы были призваны обеспечить преодоление
экономического кризиса в стране, но добиться
этого долго не удавалось. Только на седьмом
году реформ, в конце 1998г., стал наблюдаться
рост производства.
Разгосударствление
Первым нормативным актом, знаменующим
начало преобразований собственности
стал закон «Об индивидуальной трудовой
деятельности», который легализовал мелкий
частный бизнес и аренду на основе семейного
подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О
кооперации в СССР». Термин «приватизация»
появился в лексиконе российских реформаторов
только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят
Закон о предприятиях и предпринимательской
деятельности, в соответствии с которым
в России разрешалось учреждать различные
формы индивидуальной трудовой деятельности.
Только 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные
положения программы приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской
Федерации», в которых определялась процедура
приватизации и даже общие суммы доходов
от нее в государственный бюджет.
Приватизация в России проходила
в три этапа, первый этап начинается с
1992года:
ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). Ей предшествовали законодательные
акты Верховного Совета РСФСР, принятые
летом 1991 года, которые предусматривали
выкуп государственных предприятий и
их преобразование в акционерные общества.
Для упорядочения приватизации был принят
закон «Об именных приватизационных счетах
и вкладах в РСФСР», согласно которому
каждый гражданин России получал именной
приватизационный счёт, на который должны
были зачисляться денежные суммы, предназначенные
для оплаты приватизируемого государственного
имущества. Закон не разрешал продажу
приватизационных вкладов другим лицам.
Этот закон, однако, не был осуществлён,
и вместо него была проведена ваучерная
приватизация.
На данном этапе
была создана законодательная
база приватизации, которая закрепляла
права акционеров, коллективных
и индивидуальных собственников. В
августе 1992 г. был издан указ президента
«О введении системы приватизационных
чеков в Российской Федерации». Все граждане
России имели право на получение одного
ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая
определялась как стопятидесятимиллионная
(1/150 млн) доля всего государственного имущества
РФ. Выдача ваучеров производилась с октября
1992 г. до конца января 1993 г. Граждане России
получили 146 064 млн ваучеров . Ваучеры не
были персональными, их можно было продавать,
передавать другому лицу, вкладывать в
ценные бумаги. Население получило ваучеры
и возможность приобретения на них акций
предприятий. Ваучерный этап приватизации
завершился к 8 июля 1994 г . На эту дату в
России было приватизировано 75,4 % предприятий
торговли, 66,3 % общепита, 76,4 % обслуживания
населения. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП
страны стало производиться в негосударственном
секторе.
Бывший министр экономики
экономист Андрей Нечаев так прокомментировал
ваучерную схему:
С точки зрения применявшейся
модели приватизации номинал ваучера
не имел никакого значения. Ваучер определял
лишь право что-то купить при приватизации.
Реальная его стоимость зависела от конкретной
приватизационной ситуации на конкретном
предприятии. Где-то на ваучер можно было
получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле
на нём можно было написать и 1 рубль, и
100 тысяч рублей, что не изменило бы его
покупательную способность ни на йоту.
По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу
номиналом принадлежала Верховному совету.
Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то
рациональную основу, решили привязать
его к стоимости основных фондов на душу
населения.
Общая оценка проведенной в
России приватизации собственности имеет
негативный характер: в реальности произошло
перераспределение накопленной столетиями
собственности в пользу относительно
небольшой группы граждан за счет ущемления
интересов основной части населения. Приватизация
в России носила в основном номенклатурный
характер с широким участием представителей
теневой экономики. По информации Левада-Центра,
оценки населением ваучерной приватизации
в основном резко негативны. Лишь 10 % полагают,
что «это был шаг к тому, чтобы люди стали
собственниками», а 3 % — что это была попытка
«оказать людям материальную поддержку».
Большинство (61 %) видят в этой акции «показуху,
которая ничего не изменила», 13 % — средство
для обогащения чиновников. При этом только
5 % опрошенных считают, что их семья выиграла
от приватизации госсобственности, 68 %
— что они скорее проиграли от этого. Поэтому
всего 12 % готовы поддержать закрепление
собственности за ее нынешними владельцами,
а 72 % склоняются к тому, чтобы вскрыть
беззакония, связанные с приватизацией.
Макроэкономическая стабилизация
(1 этап)
Макроэкономическая стабилизация
была достигнута в России в три этапа.
Первый этап был реализован в 1992 г. и не
дал ощутимых результатов. Именно на этом
этапе правительство России прибегло
к методам «шоковой терапии»: в первые
пять месяцев проводилась жесткая финансовая
и денежно-кредитная политика. Всплеск
инфляции, резкое падение уровня жизни
населения, значительный дефицит государственного
бюджета явились итогом реформ 1992 г.
Земельная реформа
Целью реформы было провозглашено
значительное увеличение производства
сельскохозяйственной продукции на основе
развития новых производственных отношений
на селе. создания новых форм организации
сельскохозяйственного производства.
Основой реформы явился принятый
в начале 1991 г. Земельный кодекс Российской
Федерации, которым установлены формы
собственности на землю: государственная
собственность граждан, коллективная
совместная и коллективно-долевая. Земельным
кодексом определена компетенция местных
органов власти в регулировании земельных
отношений. В частности, местные Советы
народных депутатов наделены правом передавать
землю в собственность, предоставлять
земельные участки во владение и пользование.
Аграрная реформа в России,
как и в других странах Содружества, набрала
наибольшие темпы в 1992 г., особенно в первой
его половине.
Таблица: Данные по созданию
крестьянских (фермерских) хозяйств в
странах СНГ представлены в таблице (информация
Статкомитета СНГ):
Страны |
Число крестьянских
хозяйств, единиц |
Площадь
1 хозяйства,
га |
на 1.01.1992г. |
на 1.07.1992г. |
на 1.10.1992г. |
|
Азербайджан |
92 |
230 |
219 |
36 |
Армения |
164,5 |
228,8 |
228,8 |
1,8 |
Беларусь |
739 |
1830 |
1990 |
19 |
Казахстан |
3333 |
7762 |
7762 |
274 |
Кыргызстан |
4070 |
7252 |
9370 |
26 |
Молдова |
5 |
284 |
284 |
3 |
Россия |
49 тыс. |
127,4 тыс. |
148,7 тыс. |
42 |
Таджикистан |
4 |
4 |
4 |
25 |
Туркмения |
100 |
100 |
100 |
11 |
Узбекистан |
1868 |
4378 |
4700 |
8 |
Украина |
2098 |
9650 |
11612 |
19 |
|
|
|
|
|
Реформа в России в 1992 г. шла
по следующим направлениям:
- расширение земельных площадей
в личных подсобных хозяйствах населения
(в 1992 г. по сравнению с 1989 площади увеличились
в среднем в 1,4 раза);
- выделение земель для коллективного
садоводства и огородничества;
- перерегистрация колхозов и
совхозов, создание различных форм и структур
организации сельскохозяйственного производства.
По данным Госкомстата РФ, к
октябрю 1992 г.:
- перерегистрацию прошли 10.6
тыс. колхозов и совхозов. (42% от общего
их числа);
- коллективы 4.5 тыс. хозяйств
(43% от числа перерегистрированных) приняли
решение о сохранении статуса своего предприятия;
- образовано более 308 обществ
открытого типа, 3,8 тыс. товариществ с ограниченной
ответственностью и смешанных товариществ;
- 608 сельскохозяйственных кооперативов;
- 27,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;
- 296 колхозов и совхозов перешли в подсобные хозяйства предприятий и организаций;
- создана 681 ассоциация крестьянских
хозяйств и 1349 прочих формирований.
В России число фермерских хозяйств
к весне 1993 г. по-видимому, достигнет 200-220
тысяч. Будет происходить и дальнейшая
реорганизация колхозов и совхозов. Этому
способствуют Минсельхоз, его органы на
местах, а также исполнительная власть.
Вместе с тем, в последнее время
в России создается меньше фермерских
хозяйств, а часть фермеров ликвидирует
их. Это связано с целым рядом причин, в
числе которых не последнюю роль играет
отсутствие профессиональной подготовки
и навыков ведения хозяйств; отсутствие
агросервиса и оптового рынка сельскохозяйственной
продукции с развитой инфраструктурой.
Следует также отметить, что нередко для
фермерских хозяйств выделяются худшие
земли (заболоченные, каменистые, заросшие
кустарником), вдали от жилья и часто вразброс.
Рыночные преобразования
в 1993-1998 г.г.
Продолжение разгосударствление
Далее следовала денежная приватизация
(1995—1997 гг.). Второй этап приватизации
начался с момента вступления в силу Указа
Президента РФ, утвердившего «Основные
положения государственной программы
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации после
1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации,
характеризовался переходом к продаже
пакетов акций предприятий за деньги преимущественно
на инвестиционных торгах. Для 1995—1997 гг.
стало также характерным использование
различных нестандартных методов приватизации:
залоговые аукционы, передача федеральных
акций регионам в качестве покрытия федерального
долга, конвертация долгов в ценные бумаги
и др. В результате процесса приватизации
в России на 1 января 1996 г. осталось менее
89 тыс. государственных предприятий, состоявших
на самостоятельном балансе, вместо 240
тыс. до начала приватизации.