Реформы в России в период перехода от административной к рыночной экономики (1992 – 2005 г.г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

О либерализации было объявлено Ельциным в программной речи на Съезде народных депутатов 28 октября 1991 года. Проект президентского указа был подготовлен командой Гайдара 15 ноября. Предполагалось объявить о либерализации цен с 1 декабря 1991 года. Однако затем под давлением других республик бывшего СССР, имевших общую рублёвую зону с Россией, либерализация цен была отложена сначала на 16 декабря 1991 года, а затем на начало января 1992 года. По мнению академика РАН В. М. Полтеровича, дефицит товаров в СССР, наблюдавшийся в конце 1991 года, был «в значительной мере порожден ожиданием будущих изменений, в частности, резкого повышения цен в результате либерализации, о которой было фактически объявлено ещё в октябре 1991».

Содержание работы

Начальный этап рыночных реформ (1992 – первая половина 1993г.г.) 3
Рыночные преобразования в 1993-1998 г.г. 9
Развитие рыночной экономики в России после дефолта 1998г. 14

Файлы: 1 файл

дкр.docx

— 190.27 Кб (Скачать файл)

приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Специфическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизированными предприятиями.

Макроэкономическая   стабилизация( этап 2 и 3)

Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был ужесточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промышленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым снижением темпов инфляции (потребительские цены в 1993 г. выросли примерно в 9 раз). Третий этап макроэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. российская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и составила 22 % в год.

Денежные реформы

4 августа 1997 года вышел указ  Президента России Б. Н. Ельцина «об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Обмен начался с 1 января 1998 года с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых (образца 1993 и 1995 годов). Учитывая негативный опыт по трёхдневному обмену 50 и 100-рублевых купюр в СССР в 1991 году обмен неденоминированных денег проходил постепенно вплоть до 2002 года.

Все неденоминированные монеты Центрального банка России (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей и коллекционные), вопреки традиции двух предыдущих деноминаций, прекратили быть законным платёжным средством. Внешний вид новых банкнот после деноминации почти не изменился, только из номинала убирались нули. Монеты исчезли из обращения, а вместе с ними и старая банкнота в 1000 рублей (то есть бумажный 1 рубль по номиналу 1998 года).

Также были введены копеечные монеты с изображением Георгия Победоносца (1, 5, 10, 50 копеек) и рублёвые монеты с изображением двуглавого орла (1, 2, 5 рублей). Были монеты с годом чеканки 1997 и 1998, но в обороте они появились именно с 1 января 1998.

Проведенная деноминация российского рубля в определённой мере оказала положительное влияние на состояние денежного обращения: уменьшилось номинальное количество денег, обслуживающих платежный оборот, упростились расчёты населения за товары и услуги, а также бухгалтерский учёт операций, совершаемых как в наличной, так и в безналичной форме. Произошел возврат к привычной денежной системе, копейка вернулась в платёжный оборот.

 

Дефолт (англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.

Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.

После распада СССР Россия в 1990-е годы почти постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг. По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 млрд долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (государственные краткосрочные обязательства/облигации федерального займа) и фондовом рынке - свыше 36 млрд долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд долларов в год.

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

По мнению экспертов, тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились 3 июля 1998 года после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю, сказавшего, что даже в случае исполнения Москвой всех требований фонда, его организация вряд ли сможет организовать заем на 15 млрд долларов, который запросила Россия.

7 июля ЦБ РФ прекратил  выдачу банкам ломбардных кредитов.

        10 июля, комиссия ООН для Европы: "Девальвация  рубля почти неизбежна и даже  желательна. Она может предоставить  российской экономике временное  облегчение".

20 июля МВФ принял решение  выделить России первый транш  экстренных внешних займов в  размере 14 млрд долларов. Угроза девальвации рубля отступила.

24 июля ЦБ РФ понизил  ставку рефинансирования до 60%.

29 июля директор Института  экономического анализа Андрей  Илларионов выступил с резкой  критикой политики ЦБ РФ и  призвал к скорейшему проведению  девальвации рубля.

5 августа правительство  приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.

6 августа МБРР принял  решение выделить России третий  займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 млрд долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа обрушились  котировки российских ценных  бумаг на биржах. Падение цен  на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали  валюту, а к вечеру стало известно  о приостановке операций целым  рядом крупнейших банков.

12 августа резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа рейтинговые  агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.

14 августа у банков  стали появляться первые очереди  вкладчиков, желающих вернуть депозиты.

15 августа президент Борис  Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал  отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенко провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава  правительства Сергей Кириенко  объявил о введении "комплекса  мер, направленных на нормализацию  финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали  дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение  обязательств перед нерезидентами  по кредитам, по сделкам на  срочном рынке и по залоговым  операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: "проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств".

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.

Главным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие рыночной экономики в России после дефолта 1998г.


Особенности развития экономики России в 1999-2004 гг

Если посмотреть на статистические данные, то экономическое развитие России после дефолта и до 2004 г. можно считать вполне успешным.

Период 1999–2004 гг. характеризовался динамичным развитием практически всех секторов и отраслей экономики. За последние 6 лет ВВП России увеличился на 48%, фактическое конечное потребление домашних хозяйств – на 48,1%, инвестиции в основной капитал – на 72%. Повышение деловой активности опиралось на опережающий рост инвестиций по сравнению с динамикой производства и потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. В 2004 г. по сравнению с 1998 г. объем выпуска промышленной продукции увеличились на 53,4%, сельского хозяйства – на 26,4%. Рост производства товаров поддерживался развитой за годы реформ инфраструктурой рынка услуг. При увеличении производства в секторе товаров за 1998–2004 гг. на 57,5% прирост производства рыночных услуг составил 43,4%. Объем услуг связи по сравнению с 1998 г. вырос на 238,7%, а розничной торговли – на 49,3%.

Таблица 2. Индексы основных макроэкономических показателей в 1999–2004 гг. (% к предыдущему году)

Источник: Госкомстат России; Федеральная служба государственной статистики.

Инвестиции

На протяжении 2000–2004 гг. наблюдалась тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП и выпуском продукции базовых отраслей экономики. В 2004 г. президент РФ подписал ряд законов, касающихся развития фондового рынка, в том числе о внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», направленный на защиту средств клиентов – участников рынка ценных бумаг, и в Федеральный закон «Об акционерных обществах», направленный на улучшение инвестиционной деятельности акционерных обществ путем проведения эффективной дивидендной политики и соблюдения финансовой и хозяйственной прозрачности. Приняты нормативные документы по регламентации деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг с точки зрения снижения рисков, развития новых финансовых инструментов для привлечения внешних и внутренних инвесторов, упрощения системы регистрации ценных бумаг, развития системы раскрытия информации эмитентами для инвесторов.

В июле 2004 г. президент РФ подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», позволяющий контролировать деятельность банков и институциональных инвесторов, а также операции с недвижимостью, денежными средствами и ценными бумагами. Недавно также принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности кредитных организаций», направленный на совершенствование правового регулирования процедур предупреждения и осуществления банкротства кредитных организаций.

Иностранные инвестиции в российской экономике

Экономическое развитие в последние 4 года характеризуется ростом объемов иностранных инвестиций в российскую экономику относительно динамики ВВП и показателей деловой активности отечественных инвесторов. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. объем иностранных инвестиций увеличился на 36,4% и составил 40,5 млрд. долл.

На повышение инвестиционной привлекательности российской экономики позитивное влияние оказало повышение международными рейтинговыми агентствами суверенного кредитного рейтинга России, о чем говорилось выше. Сохранилась сформировавшаяся в 2003 г. тенденция к повышению доли прямых инвестиций. В 2004 г. прирост прямых иностранных инвестиции составил 138,9%, и их доля повысилась до 23,3%. Доля прочих инвестиций в совокупных иностранных инвестициях в РФ в 2004 г. осталась на уровне 75,8%, а портфельных – снизилась до 0,8%.

Таблица 3. Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России по видам (в млн. долл.)*

*Без учета  органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных  банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США.  
Источник: Институт экономики переходного периода; Федеральная служба государственной статистики.

В 2003 и 2004 гг. иностранные вложения в российскую экономику опережали объемы деловой активности российских инвесторов в зарубежных странах. За 2004 г. величина иностранных инвестиций в российскую экономику на 6,74 млрд. долл. превысила российские вложения за рубежом. В 2003 г. аналогичный показатель оценивался в 6,44 млрд. долл.

По данным международной консалтинговой компании А.Т. Kearney, в 2004 г. основные инвесторы в нефтяную и газовую отрасли назвали Россию вторым наиболее перспективным рынком в мире после Австралии.

Хотя основной объем прямых инвестиций достается сектору нефти и газа, в последние годы началась более активная иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети.

Информация о работе Реформы в России в период перехода от административной к рыночной экономики (1992 – 2005 г.г.)