Реформы в России в период перехода от административной к рыночной экономики (1992 – 2005 г.г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

О либерализации было объявлено Ельциным в программной речи на Съезде народных депутатов 28 октября 1991 года. Проект президентского указа был подготовлен командой Гайдара 15 ноября. Предполагалось объявить о либерализации цен с 1 декабря 1991 года. Однако затем под давлением других республик бывшего СССР, имевших общую рублёвую зону с Россией, либерализация цен была отложена сначала на 16 декабря 1991 года, а затем на начало января 1992 года. По мнению академика РАН В. М. Полтеровича, дефицит товаров в СССР, наблюдавшийся в конце 1991 года, был «в значительной мере порожден ожиданием будущих изменений, в частности, резкого повышения цен в результате либерализации, о которой было фактически объявлено ещё в октябре 1991».

Содержание работы

Начальный этап рыночных реформ (1992 – первая половина 1993г.г.) 3
Рыночные преобразования в 1993-1998 г.г. 9
Развитие рыночной экономики в России после дефолта 1998г. 14

Файлы: 1 файл

дкр.docx

— 190.27 Кб (Скачать файл)

Появились признаки оживления российской обрабатывающей промышленности. По данным МЭРТ, за первое полугодие 2005 г. прослеживалась опережающая инвестиционная активность обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающими отраслями. Доля всех иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность в первом полугодии составила 28,4%, в то время как на добывающие отрасли пришлось 21,2%. Это вселяет надежду, что российская обрабатывающая промышленность сможет поддерживать свою инвестиционную привлекательность.

Непрерывный рост российской экономики привлекает инвесторов оптовой и розничной торговли, переместивших Россию с 13 на 5 место среди наиболее привлекательных стран для прямых иностранных инвестиций. Стремительно развивается в России и рынок товаров народного потребления. Розничная торговля, индустрия общественного питания и напитков продолжают свой рост. Отчеты A.T. Kearney говорят, что по привлекательности сектора по производству продуктов питания, табачных изделий и одежды Россия в 2004 г. поднялась с 11-го места на 3-е.

Использование доходов от экспорта сырья

Безусловно, позитивное влияние на характер экономического развития в последние годы оказывала исключительно благоприятная ситуация на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов.

Нефтегазовый комплекс является базовым сектором экономики России, играющим ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и активного платежного баланса страны. Определяющее влияние на положение нефтегазового сектора российской экономики оказывает ценовая ситуация на мировом нефтяном рынке. Поскольку более 70% производимой в стране нефти экспортируется в сыром или переработанном виде, а реализация на внутреннем рынке осуществляется по ценам значительно ниже мировых, уровень мировых цен на нефть фактически является основным фактором, определяющим доходы и финансовое положение российской нефтяной промышленности.

Вследствие высоких темпов роста мировой экономики, в первую очередь, роста спроса на сырье со стороны азиатских стран, цены на нефть на мировом рынке в последнее время находились на чрезвычайно высоком уровне. Цена российской нефти Urals на мировом (европейском) рынке в 2004 г. составила в среднем 34,45 долл./барр., или была на 27,4% выше среднего уровня предыдущего года (табл.4).

Таблица 4. Мировые цены на нефть в 1997–2004 гг. (долл./барр.)

Источник: OECD International Energy Agency, OPEC.

Во внешнеэкономическом отношении 2004 г. стал наиболее благоприятным в постсоветской истории России – цены на нефть достигли многолетнего максимума, превышая на протяжении большей части года 30 долл./барр., а в отдельные периоды и 50 долл./барр. Для российской экономики принципиальное значение имеет как уровень спроса на сырьевые товары, так и направление использования доходов за счет внешнеэкономической деятельности. В свете существующей тесной связи между доходами бюджета и доходами ТЭК (рост цены нефти на 1 долл./барр. приводит к росту доходов бюджета на 1–1,5 млрд. долл.) вполне закономерно, что одной из основных в российской экономике стала проблема использования средств Стабилизационного фонда. Быстрый рост связанных с ТЭК бюджетных доходов привел к заметному увеличению Стабилизационного фонда, объем которого, по данным Минфина, на 1 ноября составлял 1 триллион 94,5 миллиарда рублей.

В условиях возрастания влияния в правительстве РФ дирижистского крыла вполне прогнозируемым было поднятие вопроса об использовании этих средств в качестве инвестиций в промышленность. Однако реализация этого предложения означала бы отказ как от собственно стабилизирующей функции Стабилизационного фонда, так и от начатой в 1990-е гг. политики сокращения государственного сектора. Стабилизационный фонд теоретически может быть потрачен на цели текущего финансирования, но тогда он не сможет решить основной задачи – не допускать чрезмерной зависимости государственного бюджета и, соответственно, получателей бюджетных средств от внешнеэкономической конъюнктуры.

Решение этого вопроса стало компромиссным – сочетание расходования части средств Стабилизационного фонда на «инфраструктурные проекты» и досрочное погашение внешнего долга. Последнее уже успешно реализуется. Однако вопрос об устойчивости этого компромисса пока что можно считать открытым. Вокруг Стабилизационного фонда неизбежно продолжится политическая борьба. При наличии источника свободных средств финансовому ведомству очень трудно сопротивляться объединенному давлению отраслевых ведомств и иных групп интересов.

Дальнейшие направления реформ

Важно отметить, что на этапе после дефолта и примерно до 2004 г. экономический рост носил преимущественно восстановительный характер, т.е. опирался на активное вовлечение в производство не задействованных в период кризиса производственных мощностей. А особенностью восстановительного роста является его постепенное затухание, происходящее по мере исчерпания свободных и пригодных для использования мощностей, что и стало заметно в 2003 г. Поэтому в настоящее время необходимо проводить такую политику, чтобы обеспечить переход от восстановительного роста к инвестиционному. Причем зависит это во многом уже не от экономических реформ, а от того, насколько успешно в России будут развиваться политические и правовые институты.

Во многом рынок в России функционирует в настоящее время не идеально. В экономике присутствуют монополизированные отрасли, права собственности пока слабо защищены и все еще велико влияние власти на бизнес. Однако надо помнить, что за прошедшие 15 лет основные рыночные институты возникли в России фактически с нуля. И для решения задачи дальнейшего эффективного экономического развития сейчас недостаточно иметь хорошие экономические законы. Все эти нормы и правила должны эффективно осуществляться на практике, а это требует эффективного госаппарата, и справедливого суда. Российская политическая и бизнес-элита все более сознает важность этих проблем. Особое внимание уделяется сейчас вопросам административной и судебной реформ.

В рамках административной реформы власти пытаются убрать основное препятствие на пути ведения предпринимательской деятельности - административные барьеры. Также идет реформа системы государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Реформа технического регулирования направлена на создание условий для успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. Базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты.

В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Происходит дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику. Прошедшим летом в Налоговый кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2006 г. налогоплательщики получат право сразу списывать 10% капитальных вложений. Дальнейшие шаги в этой области, по словам представителей власти, будут связаны с совершенствованием налогового администрирования, в частности, с упорядочением процедур проверок.

Одним из условий защиты прав субъекта экономической деятельности является эффективное антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции. В этих целях продолжается работа над совершенствованием превентивного контроля над злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

В марте 2005 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов.

В целях инвестиционного обеспечения экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества. В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации. В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан закон о кредитных историях. Закон определяет порядок формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации о своевременности исполнения заемщиками обязательств по кредитам.

Вводятся новые инвестиционные механизмы – особые экономические зоны и частно-государственное партнерство. Летом 2005 г. были подписаны законы «Об особых экономических зонах» и «О концессионных соглашениях», которые должны создать механизмы привлечения частных инвестиций в конкретные проекты, а также способствовать диверсификации российской экономики и региональному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Переход к рынку. Москва: ЭПИцентр, 1990.

  1. Абалкин Л. Размышления о стратегии и тактике экономической реформы. Вопросы Экономики. - №2. - Москва, 1993.

  1. Гайдар Е. Долгое Время. Россия в мире: очерки экономической истории - Москва, 2005.

  1. Ясин Е. Судьба экономической реформы в России. Вопросы экономики - Москва, 1993

  1. Госкомстат России http://www.gks.ru/news/news2.asp

  1. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

  1. История экономики: конспект лекций http://www.e-reading.-bz/bookreader.php/99771/Shcherbina_-_Istoriya_ekonomiki-__konspekt-_lekciii.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы в России в период перехода от административной к рыночной экономики (1992 – 2005 г.г.)