Рефоры Ивана Грозного в середине XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3-6
Глава I. Основные причины и подготовка проведения реформ середины XVI в…………………………………………………………………………………...7
§1. Причины проведения реформ………………………………………..........7-9
§2. Идеологическое обоснование и социальная сущность реформ……......9- 12
§3. Создание Избранной рады и политика сплочения господствующих сословий………………………………………………………………………12-14 Глава II. Реформы середины XVI в…………………………………………….15
§1.Создание приказной системы управления…………………………..…..15-17
§2.Судебник 1550 г………………………………………………………......17-19 §3. Военная реформа…………………………………………………..……..19-21 §4.Земская реформа…………………………………………………….……21-25 §5.Стоглавый собор 1551 г…………………………………………..……....25-26 §6.Финансовая реформа……………………………………………………...26-27 Заключение…………………………………………………………………...28-29
Список использованных источников и литературы…………………...….30-31

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

10

касающиеся формы правления  и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними  делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли. Удивительная дальновидность его политического мышления заключалась  в том, что в своей теоретической  схеме он определил структуру  и форму деятельности ведущих  звеньев государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего  государственного строительства, предугадав пути его развития.

     В 1549 г. И. С. Пересветов подал Ивану IV две челобитные (Малую и   Большую) с проектами различных государственных и социальных преобразований. Свои реформаторские идеи и предложения он изложил в контексте анализа причин поражения Византии – некогда могущественного и блистательного государства. При этом ассоциативные параллели с русской действительностью носят оттенок не только критики, но и заинтересованного предупреждения. В качестве положительного образца греческому царству противостоит турецкое, зарекомендовавшее себя многочисленными победами. Метод  противопоставления страны-победительницы поверженной стране позволяет Пересветову  дать анализ причин поражения, т.е.  выступить с критикой такого социального и политического устройства, которое привело страну к гибели, и изложить под видом выяснения причин победы положительные аспекты, якобы имевшие место в стране-победительнице и заключавшиеся, по его мнению, в социально-политических формах и порядках Османской империи.

     В системе государственных преобразований И. С. Пересветова центральное место занимает военная тема. Он обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический

11

порядок собирания и распределения  доходов. И. С. Пересветов предлагает полную ликвидацию наместничества. Вельмож (бояр) обеспечивать "из казны царские  кто чего достоит", а налоги "со всего царства своего из всех городов  и волостей и из поместий" собирать в единую царскую казну при  помощи особых чиновников (сборщиков), находящихся на царском жалованье. При наличии денег в государстве  можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности.Пересветов последовательно проводит принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов в противовес местнической системе иерархического распределения благ и почестей. Отношение к воину со стороны царя и высшей военной администрации предполагается заботливое и уважительное .И. С. Пересветов предусматривал не только увеличение численности войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал он также и ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно самой тяжелой из них – холопства, считая это мероприятие необходимым для улучшения качества воинской службы.

     Судебная реформа у Пересветова, равно как финансовая и военная, прежде всего имеет своей целью уничтожение наместничества. Во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых непосредственно верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины (присуд) взимать в казну, "чтобы судьи не искушалися и неправдою бы не судили". Судят судьи по Судебным книгам, по которым они и "правят и винят".   Перед законом все должны быть равны, и суд, "нашед виноватого", обязан "не пощадить и лучшего". Жалованье "прямые судьи" получают прямо из государевой казны. Здесь Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и образовании единой централизованной судебной системы.  Из общей судебной системы И. С. Пересветов выделяет воинский суд, который в армии осуществляется высшим начальством,

12

 знающим своих людей.  Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый  пошлиной, по единому для всех  Судебнику. Пересветов предусматривал  довольно суровые наказания для судей, отправляющих правосудие. Например, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах судебного учреждения в назидательных целях.

     Таким образом, И. С. Пересветов в своих представлениях близок именно к модели сословно-представительной монархии, развивая принципы политической теории, намеченные Максимом Греком, Зиновием Отенским и Федором Карповым.

§3.Создание Избранной  рады и политика сплочения господствующих                                                                                    сословий.

     Как было сказано выше, в 1545-1547 годах было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, принял титул «царя».

Последовательные неудачи  попыток различных «боярских  партий» навсегда утвердиться у  верховной власти. Недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола. Недостаточные  способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к  созданию своеобразной правительственной  группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной  позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». « ...Выдвинулось и стало около престола  несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада»4. Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не                                                                                                            13                                                                                                                            блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.

     Итак, на политическую авансцену времен «Избранной Рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий Алексей Федорович Адашев. Помимо них в «Избранную Раду» вошли князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии.

     Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV  27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и холопах и других «многих дел», а бояре же рассматривались источником «сил», «обид» и «продаж».

     «Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений»5. В результате речь Ивана IV дала толчок к проведению широкой программы правительственных преобразований.

    Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.  Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветов.

Реформы Избранной рады:

 

14

  • 1549 г. Первый Земский собор – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
  • Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
  • Стоглавый собор 1551 г. – унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
  • Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
  • Формирование приказной системы: Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы.

 

 

 

 

 

15

                     Глава II . Реформы середины XVI в.

                   §1.  Создание приказной системы  управления       

    Зарождение приказов как учреждений относится к началу XVI в. Приказы – это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, иногда носили временный характер и ликвидировались после решения какого-либо конкретного вопроса. Но чаще они были результатом ''приказа'' определенной отрасли государственных дел одному из дворцовых дьяков. В отличие от предыдущего периода при дьяке образовывалась группа подчиненных ему подьячих, а сам приказ постепенно превращался в постоянно действовавшее учреждение. Эти первые приказы помещались или во дворце, или в самостоятельных зданиях вблизи дворцовых построек (''избах''), отчего и носили иногда такие названия (например, Разрядная изба, Ямская изба и т.д.).

     Решающую роль  в окончательном превращении  этих зародышей первых приказов  в полноправные учреждения сыграли  бурные события середины XVI в., связанные  с правлением Ивана Грозного. Именно на приказы было возложено  первым русским царем и его  правительством проведение в  жизнь крупных преобразований. В  результате к концу царствования  Грозного окончательно сложилась  система приказов, состоявшая из 23 учреждений. В своей основе она  сохранилась до конца существования  самих приказов, т.е. до начала XVIII в.

    Всеми финансами  государства ведала казна. Но  в определенное время приказ  казны занимается также курированием  южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными  учреждениями; земский – осуществлял  полицейские функции; ямской (почтовый) – отвечал за бесперебойные  связи Москвы с внутренними  районами страны; разбойный 

 

16

занимался разбором уголовных  дел; разрядный – ведал комплектованием  армии, он же заведовал постройкой крепостей  и пограничными городами; поместный  – заведовал государственными землями  и т.д.

   Существовало множество  мелких приказов (конюшенный, аптекарский  и т.п.) и целая сеть финансовых  приказов.

      К организации сети финансовых приказов привели реформы в области финансов, изменившие систему сбора налогов с населения. Главным из них был приказ Большого прихода, куда стекалась основная часть собираемых средств. Чтобы лучше и правильнее оценивать платежеспособность жителей отдельных местностей, были организованы особые финансовые приказы – ''четверти'' (''чети''), отвечавшие за определенные районы страны. Каждый из них получил название по основному из подведомственных ему городов (Галицкая, Владимирская, Новгородская, Нижегородская, Устюжская четверти). Территориальный характер носили и приказы, создаваемые для управления вновь присоединенными к России областями. После взятия Казани и Астрахани был организован приказ Казанского дворца. Такого же рода учреждение было задумано в ходе Ливонской войны для присоединенных земель Прибалтики. Оно получило наименование Городового приказа, т.к. занималось в основном укреплением ливонских городов. Приказ был ликвидирован после потери временно завоеванных территорий.

     Довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления в целом – отсутствие четкого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории.   Окончательное оформление приказов как

 

17

учреждений произошло  в конце XVI в., когда для каждого  из них были установлены определенный штат и бюджет.

     Для приказного делопроизводства характерно появление штата «служилых» людей, обязанностью которых была работа с документами. Во главе приказов стояли судьи из думных чинов, а при них дьяки (их могло быть несколько). В подчинении у дьяков находились подьячие, подразделявшиеся на «старых» (старших), «средней руки» (средних) и «молодших» (младших). Структурными подразделениями приказов были столы или повытья.

     Ответственность за всю работу с документами, т.е. за делопроизводство, возлагалась на дьяка. Старшие подьячие заведовали структурными частями приказов, готовили проекты документов (черновики), средние подьячие делали выписки и наводили справки по рассматриваемому вопросу, хранили дела в сундуках и ларях, опечатывали их, младшие — переписывали документ набело. Надо сказать, приказы XVI в. не сумели отделаться от многих недостатков предшествовавших органов центрального управления – казны и дворцов. Функции приказов часто переплетались, и, помимо главного дела, они занимались большим количеством иных проблем.

§2. Судебник 1550 года

      Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты – сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

     В феврале 1549 года царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства – первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как

18

они издевались над ним  самим. Затем он призвал забыть все  обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора – «Собор Примирения». На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников  и предоставили им право на суд  самого царя.

     Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян. Впрочем, обе эти категории населения и в дальнейшем не играли на соборах большой роли. Появление сословно-представительной монархии означало, что теперь все важнейшие разрешения будут санкционированы представителями господствующего класса.                      

Информация о работе Рефоры Ивана Грозного в середине XVI в