Рефоры Ивана Грозного в середине XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3-6
Глава I. Основные причины и подготовка проведения реформ середины XVI в…………………………………………………………………………………...7
§1. Причины проведения реформ………………………………………..........7-9
§2. Идеологическое обоснование и социальная сущность реформ……......9- 12
§3. Создание Избранной рады и политика сплочения господствующих сословий………………………………………………………………………12-14 Глава II. Реформы середины XVI в…………………………………………….15
§1.Создание приказной системы управления…………………………..…..15-17
§2.Судебник 1550 г………………………………………………………......17-19 §3. Военная реформа…………………………………………………..……..19-21 §4.Земская реформа…………………………………………………….……21-25 §5.Стоглавый собор 1551 г…………………………………………..……....25-26 §6.Финансовая реформа……………………………………………………...26-27 Заключение…………………………………………………………………...28-29
Список использованных источников и литературы…………………...….30-31

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

      На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя (в отличие от довольно архаичного Судебника 1497 года) нормы всех основных разделов тогдашнего права. Принципиальным нововведением было прокламирование в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного  характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика.

    Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть «подписывались под Судебник». Позднее также издаются новые уложения, дополнявшие Судебник.

 

19

     Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличено «пожилое»; усиливается власть феодала над крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступление крестьян; распространяется действие Судебника на вновь присоединенные земли. Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено подавать в холопы детей боярских; введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.

   “ …А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем…”6

    Таким образом,  в середине XVI века в России  начала закрепляться сословно-представительная  монархия в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря  изданию нового Судебника.

§3.Военная реформа

    Военная реформа  началась в 1556 году. В результате  нескольких неудачных походов  стало понятно, что  старый  способ организации армии уже  не пригоден для такого государства,  то есть армия нуждалась в  преобразованиях. Во-первых, был  изменен сам способ набора  в армию, вводятся меры, привлекающие  людей в армию:                                                                 

 « ...установив службу не только с поместьев, но и с вотчин боярских, так что владелец ста четвертей угожей земли должен был идтив поход на коне и доспехе, или вместо себя выслать человека, или внести уложенную за то цену в казну... Иоанн назначил всем денежное жалованье во время похода двойно боярским детям, которые выставляли лишних ратников сверх определенного законом числа».

20

     Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы. Создав такую систему комплектования, Иван получает прочную базу для дальнейших изменений в структуре армии. Ядром войска становится конное дворянское ополчение. Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися  тяглом),небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло. Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства. Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

     К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающие пушки и пищали, пушкари были выделены в особую группу служилых людей «по прибору».

     «В походе 1562 года полевая армия насчитывала  18 тысяч детей боярских. Их сопровождало  до 20-30 тысяч их холопов».7

  Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

    В результате  реформ была создана мощная  боеспособная армия, способная  противостоять сильному и крупному  противнику. Армия XVI века многократно  превосходила армию Московского  княжества XV века, а, создав 

21

такую организацию армии, Иван получает право более жестко требовать с нее, что повышало боеспособность армии.

§4.Земская реформа

      Последняя  из реформ, к которой приступили  в начале 50-х годов и которой  суждено было приобрести особенно  важное значение, - введение земских  учреждений и переход к отмене  кормлений. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной.

     Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших  интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе. Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ. Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, начатая еще при Елене Глинской, и создание взамен их принципиально новых органов местной власти. Это повлекло за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства.

 

22

     Не смотря на изменения, проводимые Еленой Глинской, система кормлений с тех времен сильно не изменилась. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало  все, что не эксплуатировалось княжеским дворцом. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы.

     Первый момент ограничения кормлений в том, что центральное правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

     Изменению подвергаются не только права местных правителей, но сам порядок ведения судебных процедур.

     Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.

     Эти меры можно отнести к попытке придать кормленщикам характер местных правителей в государственном смысле слова и в этом направлении изменить их судебно-административную деятельность. За ней же вводился строгий надзор, который подавлял их бесчинства.

23

     «Средством этого ограничения служил двойной надзор за их действиями, шедший сверху и снизу»8.

     Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Дальнейшая судьба кормлений - спорный вопрос, и ученые расходятся в своих мнениях.

     Так ученый Скрынников считает, что данный институт власти отменен не был. Поборы кормленщиков не были запрещены, а стали более упорядоченными в пользу кормленщиков, так как покушение на доходы первостатейной знати, по-видимому, вызвало противодействие с ее стороны. Правительству пришлось приостановить начатую реформу и вместо отмены кормлений заняться, регламентацией «кормленных» поборов, а в дальнейшем, возможно, происходит возвращение к кормлениям во всей стране в 1555-1556 годах из-за победы над Казанью. Необходимость массовых наград после взятия Казани повлекла широкую раздачу кормлений практически по всем уездам.

     Но совершенно другое мнение имеют Ключевский и Платонов, которые считают, что кормления были отменены. Этот вопрос был решен около 1555 года, и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления.

« ...в грамоте ...15 августа 1555 года, ...царь говорит, что он велел  «во всех городех и волостех учинити старост излюбленных...», которые умели бы их

24

рассудить в правду, а  также сумели бы собрать  и доставить  в государеву казну оброк, установленный  взамен наместничьих поборов» 9.

     Одним из элементов попытки отмены кормлений была, проводимая в это время, земская реформа, сущность которой состояла в том, что некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением, и все ученые единодушны в этом (Ключевский, Рыбаков, Платонов, Сахаров, Карамзин).

     Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Эти новые органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления.

     Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления.

     Процесс становления централизованной власти, выражавшей интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549 годах  становлением целого ряда центральных ведомств - приказов и разрастанием функций канцелярий Большого дворца и Казны. Формирование новых центральных органов власти было ускоренным из-за отмены кормлений и введения институтов самоуправления на местах, а содержание новых учреждений обеспечивалось особыми денежными сборами в их пользу.

     Становление представительных институтов на местах имело оборотной стороной усиление контроля со стороны центра. Это не могло не повлечь перестройки московских учреждений, что диктовалось также разрастающимися государственными потребностями. Происходящая

25

централизация власти привела  к появлению новой структуры  организации власти, но ее характерной  чертой была чрезвычайная дробность  ведомств и отсутствие четкого разграничения  функций между ними. Территориальная  дробность местного управления соединялась  еще с его ведомственной сложностью. В результате преобразований создается огромный бюрократический аппарат, который, конечно, нельзя считать положительным результатом. Однако эту реформу отличает комплексность и целенаправленность. Также считают и большинство историков.

            § 5. Стоглавый собор 1551 года

       СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — “Стоглав”. Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора.

     Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов

26

(запрещение монастырям  основывать новые слободы в  городах и т. д.). Части правительственной  программы, направленные на укрепление  положения Церкви, не встретили  возражений членов Стоглавого  собора и были проведены в  жизнь. Решениями Стоглавого собора  была осуществлена унификация  церковных обрядов и пошлин  на всей территории России, проведена  регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. XVI—XVII вв. “Стоглав” наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.

§6. Финансовая реформа

    Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской  войной. Как известно, война и  реформы требовали огромных средств  и поэтому проводятся различные  финансовые преобразования. К тому  же Россия унаследовала налоговую  систему со времен раздробленности  государства на княжества. В  каждой земле существовали свои  налоги, оброки повинности, соответствовавшие  традиции и поэтому налоговая  система морально устарела и  не соответствовала требованиям  времени.

    Реформа налогообложения  имела несколько направлений.  Первая реформа больнее всего  ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах  была проведена отмена финансовых  изъятий на оплату основных  налогов и разнообразных проездных  и торговых пошлин - основного  источника дохода монастырей.В Судебнике 1550 г. Тарханы (то есть

27

освобожденные от части или  всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена  перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности - "соха" - земельная единица. Были введены  новые налоги: "пищальные деньги", "полоняные". Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов ("ямских денег").

Информация о работе Рефоры Ивана Грозного в середине XVI в