Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:29, реферат
Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Доказано, что нарастание межрегиональных контрастов и концентрация социально-экономических проблем в отдельных регионах чреваты обострением социальной напряженности, углублением политического кризиса, усилением межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, - замедлением темпов экономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям и необходима активная региональная политика.
1. Региональная политика в России
Для любого федеративного государства, а особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути - главным способом регулирования экономического развития своих территорий.
В России, в силу
ее территориальных особенностей, привязка
стратегии социально-
Главные задачи эффективной
региональной политики – выравнивание
экономического положения субъектов
РФ; формирование в каждом регионе
ресурсов для обеспечения развития
региональной экономики и достойной
жизни граждан. Решение этой проблемы
строится на принципах федерализма,
социально-экономической
Формами реализации этих принципов выступают:
- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
- участие государственных органов в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации на пути осуществления федеральных программ регионального развития с долевым государственным финансированием.
Основной способ
реализации региональной экономической
политики состоит в распределении
промышленной деятельности между регионами
таким образом, чтобы избежать неполной
занятости трудовых или капитальных
ресурсов в угнетенных районах и
нежелательной перегрузки более
процветающих районов, следовательно,
особое значение в региональной политике
придается возрождению районов,
которые находятся в
- налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности;
- бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами;
- ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования;
- инвестиционная политика - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений;
- структурная политика - система мер по поддержке и реструктуризации предприятий;
- социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей. Социальный аспект направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды;
- институциональная политика.
Инструментами проведения региональной политики являются:
а) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;
б) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов;
в) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.
Взаимодействия региональных и центральных органов власти в 1992 - 1993 годах определялись в основном стремлением центра к системному реформированию экономики, а регионов - к защите от "негативных" последствий реформ. При этом часть регионов стремилась максимально использовать возникающие в процессе реформ возможности для экономического продвижения, другая часть пыталась скорректировать само направление экономического реформирования.
Эти взаимодействия проходят в весьма сложной политической обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным возможностям ветвей власти, в условиях ослабленности институтов национальной государственности, высокого уровня социальной направленности, ограниченной лояльности силовых государственных структур. Как разворачивалось это противостояние, какова динамика взаимодействия центра и регионов? Особая острота проблемы в том, что во-первых, качественно видоизменяются экономические отношения, которые находятся в начале длительного этапа становления рынка; во-вторых, качественно обновляются и также находятся на начальном этапе не менее длительного становления федерализм и местное самоуправление.
Структуризация
власти на федеральном уровне традиционно
рассматривалось как
Администрация Президента.
Региональная политика
федеральных властей в
2) согласование
интересов территорий с
Экономическая составляющая
региональной политики рассматривается
президентскими структурами скорее,
как средство решения, как они
считают, действительных проблем - сохранение
целостности государства и
Распад Федерации рассматривается администрацией как постоянная угроза. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ).
Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление "новой региональной стратегии российского государства", направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным целям".
Реалистичность постановки таких целей весьма сомнительна.
Единственное, что
можно серьезно обсуждать в идеологических
построениях президентских
Наиболее противоречива
позиция президентской команды
относительно определения реального
статуса регионов. С одной стороны,
утверждается, что регионы не являются
субъектами экономических отношений,
с другой - что регионы обладают
определенными полномочиями в регулировании
экономического поведения на их административной
территории. Возможный выход из такого
конфликтного положения видится
в создании Федерального фонда регионального
развития, ориентированного на поддержку
экономических депрессивных регионов
и формируемого за счет территориальной
ренты, изымаемой в более
Правительство.
В отличие от президентской
администрации
Правительство также занимает более жесткую позицию относительно претензий региональных властей на руководство деятельностью экономических субъектов.
Региональная политика правительства, блокирована межведомственными противоречиями.
В итого региональная политики свелась к разрешению межнациональных проблем
Несмотря на предположение
о том, что новые структуры
представительной власти на федеральном
уровне станут лоббистскими машинами
региональной администрации, пока что
нет подтверждения таким
Государственная дума отличается лоббированием интересов отдельных отраслей ( в основном АПК, ТЭК и финансовые структуры).
Совет Федерации
все глубже увязает в разбирательстве
межнациональных проблем. Частично
это объясняется согласием
Отсутствие скоординированной региональной политики обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов. С одной стороны, федеральным властям удалось уверить региональные элиты в своей готовности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило уровень претензий на общее изменение курса), с другой - произошли существенные изменения в структуре местных элит. Положение отраслевых элит в регионах ослабло в связи с продолжающимся экономическим спадом и приватизацией, меняющими "статусные веса" участников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами регионов, однако при этом не превращаются в региональные по крайней мере в сознании правящих элит. Руководители регионов обеспокоены обеспокоены проблемами локальных рынков труда, неплатежей и кризисом сбыта на местных предприятиях, однако считают, что локально данные проблемы решены быть не могут.
89 административных
территорий в рамках
Согласно новой конституции, республики пользуются определенными привилегиями, что служит источником недовольства со стороны других субъектов Федерации. Часто утверждается, что республики имеют привилегированное положение при осуществлении бюджетной политики и что их права по контролю за использованием природных ресурсов превышают аналогичные полномочия остальных регионов.
Федеративный договор
1992 года, на котором обосновывается
разделение прав и обязанностей между
федеральными и более низкими
административными уровнями, является
нечетким и противоречивым в части,
касающейся контроля за природными ресурсами;
к тому же тот факт, что большинство
республик беднее многих областей и
краев, мог бы в принципе объяснить
различную структуру движения бюджетных
средств между центром и
В то время как
в 1992-1993 годах реформистское крыло
российского правительства
Позицию многих представителей местной элиты - бывшие работника аппарата, коммунистической партии, директора крупных предприятий, господствующие на провинциальной политической арене можно выразить так: "Стабилизация, но не на моей территории".
Местные политические руководители в России оказывают давление на центр с целью сохранения дотаций производителям в своих регионах и склонны оттягивать начало структурной перестройки в них.
Можно предположить,
что разные регионы должны были бы
проводить различную
В ходе статистического
анализа факторов, влияющих на темпы
малой приватизации в 77 регионах России
в 1992 году, было обнаружено, что статистически
значимыми оказались лишь различные
политических ориентаций местных руководителей
и удельный вес нерусских во всем
населении. Влияние других факторов
оказалось незначительным. Это же
справедливо в отношении