Региональная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Доказано, что нарастание межрегиональных контрастов и концентрация социально-экономических проблем в отдельных регионах чреваты обострением социальной напряженности, углублением политического кризиса, усилением межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, - замедлением темпов экономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям и необходима активная региональная политика.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

Исключительно высокий  уровень безработицы наблюдается  в республиках Калмыкия, Тува, ряде республик Северного Кавказа, в  ряде областей Нечерноземья, где уровень  бедности особенно велик. Эти регионы  нуждаются в срочной помощи со стороны федеральных властей.

Отрицательное влияние  на изменение геополитической обстановки России оказали процесс распада  СССР и образование новых независимых  государств. К государственным границам выходят сейчас почти все экономические  районы России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации вооруженных сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно, огромных капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально-экономическом положении регионов.

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в  обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в  постепенном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в  социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении  ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция  экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных  регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в  сельской местности и с этой целью  повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство  в аграрной сфере.

Важнейшей задачей  является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с  экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных  народов.

В размещении производительных сил одной из главных задач  остаются освоение уникальных природных  богатств в северных и восточных районах, формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических стандартов.

Предстоит переспециализация новых приграничных районов, создание свободных экономических зон и технополисов для внедрения достижений мировой науки и ускорения экономического и социального прогресса.

В этом процессе все  большая часть задач и мер  по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но это не должно носить стихийный характер. Контроль и направляющее руководство регионами со стороны  государства должны сохраниться.

Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений является организация  межтерриториальных экономических  связей. Основными формами этих связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами  работ и услуг, совместное проведение регионами работ производственного  и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования, демографической  политики.

В условиях становления  рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических связей. В качестве первоочередных направлений взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация экологических проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и реализация отечественных проектов с применением импортной техники, привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и новейших технологий для повышения производительности труда в промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры; привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки управленческих кадров.

В условиях рынка  особенно важно приспособление к  структуре потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение  конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции, интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля. Например, нефтедобывающие регионы стремятся продавать нефть на мировом рынке, а не на внутреннем, так как внутренняя цена одной тонны нефти меньше мировой цены.

Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный  подход к проведению экономических  реформ, ориентированных на средние  условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.

Успех экономической  реформы в России предполагает сочетание  разнообразия конкретных подходов к  решению проблем в отдельных  регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны.

Следует принимать  во внимание, что регионы России сильно различаются по темпам проведения реформ, развитию коммерческих структур и инфраструктуры рынка, внешнеэкономической  деятельности, проникновению иностранного капитала. Значительны различия в  отношении к рыночным реформам населения  индустриальных и аграрных регионов, а также регионов с преимущественно  русским населением и национальных республик.

Межрегиональные экономические  связи представляют собой систему  экономических отношений и интересов  регионов, формирующихся и развивающихся  в процессе функционирования общественного  производства. Эта система обусловлена  разделением и специализацией общественного  труда, размещением производительных сил и природно-географическими  условиями.

Развитие межрегиональных  экономических связей предусматривает  и взаимовыгодный межрегиональный  обмен продукцией, регулируемый соглашениями между субъектами Федерации, городами, отдельными крупными предприятиями.

В настоящее время  регионы стремятся наладить в  своих пределах выпуск продукции  для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В то же время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура региональных рынков определяются не только товарами, производимыми в данном регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.

Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена, горизонтальных связей между  регионами.

В совершенствовании  межрегиональных экономических  связей первостепенное значение имеет  задача расширения вывоза продукции  перерабатывающих отраслей. Так, из районов  Центра и Севера целесообразно наращивать вывоз продукции наукоемких отраслей машиностроения, химико-лесного комплекса, тканей, товаров народного потребления, продукции народных промыслов; из районов  Урала и Поволжья - продукции тяжелого машиностроения, средств транспорта, проката черного и цветного металла, строительной техники, продукции химии органического синтеза.

Из районов Сибири и Дальнего Востока должен преобладать  вывоз продукции нефтехимического и газохимического комплексов, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, продукции лесного комплекса, алмазов, драгоценных металлов, пушнины, продукции рыбной промышленности.

Высокий научный  потенциал европейской части  России позволяет создать в городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде  крупные рынки наукоемкой продукции.

В последнее время  заметен процесс интеграции и  укрепления межгосударственных связей России с суверенными государствами  ближнего зарубежья - с Казахстаном  и Белоруссией, что в значительной мере оживит экономику России и укрепит  рыночные отношения1.

 

 

 

Методы проведения региональной политики

Методы проведения региональной политики

Методы проведения региональной политики -  
- выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;  
- "реанимация" депрессивных районов,  
- "стимулирующая" политика,  
- "компенсирующая" политика.  
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:  
- прямую финансовая помощь;  
- займы на выгодных условиях и налоговые льготы;  
- создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;  
- размещение государственных заказов;  
- политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

 

1 Региональная  политика – основные понятия

Региональная политика - система мер, направленных на регулирование  развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика "субъективна" и динамична. Собственно региональная политика - это  политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Ее сутью является частичное перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую  систему региона и режим налогообложения  предпринимательской деятельности.

Бюджетная политика - механизм формирования и использования  государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между  регионами.

Ценовая политика - государственное регулирование  цен и тарифов, способы и формы  этого регулирования.

Инвестиционная  политика - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

Структурная политика - система мер по поддержке и  реструктуризации предприятий.

Институциональная политика - реорганизация отношений  собственности, управление государственной  собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

Социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие  уровни региональной политики:

Федеральный - определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;

Региональный - выбор  модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в  хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в  той или иной форме государственного контроля.

Под региональной политикой в Российской Федерации  понимается система целей и задач  органов государственной власти по управлению политическим, экономическим  и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью  природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать  с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Алаев Э.Б."Социально-экономическая география" - М.: Мысль, 1983. -316с.

2. Алеева А.Я. Электронное пособие по Экономической географии / А.Я. Алеева, Ю.Ю. Громов, О.Г. Иванова, А.В.Лагутин. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2001.-193с.

3. Алисов Н.В., Хореев  Б.С. Экономическая и социальная  география мира / Н. В.Алисов, Б.С.Хореев. - М.: Гардарики, 2000. - 703 с.

4. Армстронг Х., Тайлор Д.Ж. «Региональная экономика и политика» - L.: Harvester Wheatsheaf, 1993. -413с.

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - М.: ГУВШЭ, 2000. - 521 с.

6. Гусева В.С.  «Регионоведение. Конспект лекций».М.:Эксмо,2007.-159 с.

7. Колосовский Н.Н. «Теория экономического районирования». М.: Мысль, 1969.-456с.

8. Конституция Российской  Федерации.

9. Кретинин В.А., Бордяшов Е.С. Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой // Экономика региона. - № 18. - декабрь 2007г.

10. Ларина Н.И., Кисельников А.А. «Региональная политика в странах рыночной экономики» Учебное пособие/НГАЭ и У - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.-286с.

Информация о работе Региональная политика в России