Региональная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Доказано, что нарастание межрегиональных контрастов и концентрация социально-экономических проблем в отдельных регионах чреваты обострением социальной напряженности, углублением политического кризиса, усилением межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, - замедлением темпов экономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям и необходима активная региональная политика.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

Естественно предположить, что бюджетные перечисления между  разными уровнями управления России характеризуются существенными  различиями. Формально имеет место  процесс "дележа снизу вверх", в ходе которого предположительно стандартные (общенациональные) доли доходов от отдельных налогов, собранных на местном уровне, передаются центру, а затем перераспределяются из центра в регионы.

Финансовые механизмы  региональной политики сегодня являются мощнейшим рычагом ее действительного  становления.

 

 

 

I. Региональная  политика   России:                 

 концепции, проблемы, решения.    

 Любая политика - это цели и задачи,  преследуемые и решаемые

людьми в связи  с  их  конкретными  интересами,  а  также  методы,

средства и институты,  с помощью который данные интересы формиру-

ются, отстаиваются и защищаются.    

 Региональной  политикой  можно считать лишь такую систему на-

мерений и действий,  которая реализует интересы государства в от-

ношении  регионов и внутренние интересы самих регионов методами и

способами,  учитывающими природу современных региональных процес-

сов,  и  которая осуществляет все это преимущественно в структуре

меж- и внутрирегиональных связей.    

 Региональная  политика - это целостное и самодостаточное зве-

но политической основы общества,  без которого последнее, а также

каждый человек  в отдельности и природная  среда могут лишь случай-

но и без гарантированного успеха существовать на каждой  конкрет-

ной территории,  оставаясь "наедине" с государством, его экономи-

ческой, внешней, внутренней и иной политикой.    

 Всякая политика  хороша настолько,  насколько ей удается под-

держивать баланс различных интересов.  Региональная политика - не

исключение.  Она  в той мере политика и в той мере эффективна,  в

какой достигнут  и стабилизирован компромисс  между  региональными

интересами государства  и местными интересами самих регионов.     

 Объединительной  идеей и государственной,  и  местной  регио-

нальной политики может и должна стать устойчивость,  стабильность

меж- и внутрирегиональных отношений.    

 Ведущим, жизненно  важным интересом России ныне  стало недопу-

щение  необратимой  территориальной  дезинтеграции   государства.

Главным  же интересом каждого региона - блокирование необратимого

распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, при-

родоресурсных  и иных отношений;  обеспечение на этой основе ста-

бильного и согласованного развития всех элементов  локализованной

сферы,  соответствующего потребностям человека, общества и приро-

ды. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, обще-

социального и  иного  общего  потенциала есть мощный внутрирегио-

нальный потенциал,  который можно  реализовать  исключительно  на

местном уровне - и  это одна из первейших задач региональной поли-

тики и самих  регионов, и государства.    

 Региональная  политика, намечаемая и проводимая  самими регио-

нами, - это то,  что должно делаться для согласованного и взаимно

неразрушающего  развития  всех элементов пространственно локализо-

ванной сферы  на конкретной территории и с учетом местных условий.

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспо-

собность региональной политики на местах.    

 Объект региональной  политики - взаимосвязи и отношения  между

регионами.    

 Главный региональный  интерес России в настоящее  время должен

быть осознан  как минимизация негативных проявлений территориаль-

ной дезинтеграции  на уровне субъектов  Федерации,  как  поддержка

местных преобразований,  как  создание общероссийских условий для

того, чтобы каждый субъект Федерации максимально  использовал свой

внутренний потенциал  и во все меньшей мере претендовал  на скудные

возможности государственной  помощи.    

 Местные интересы  определяются  обеспечением полнокровного и

сбалансированного существования на  данной  территории  человека,

общества и  природы,  гарантирование  их согласованного воспроиз-

водства на базе задействования ресурсов и  полномочий,  государс-

твенно признаваемых местными.    

 Фундаментальными  методами региональной политики  можно  счи-

тать разъяснение  ее содержания, смысла и практической пользы для

всех без исключения сторон,  согласительно-договорные процедуры с

развернутым закреплением условий,  обеспечивающих интересы регио-

нального развития, формирование соответствующей правовой базы.    

 Только с  сознанием  общественной необходимости региональной

политики, с ее разработкой  и реализацией появится  возможность  к

решению общероссийских проблем:  начавшееся хозяйственное обособ-

ление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отно-

шениях региональных  структур власти и управления с общегосударс-

твенными; национально-этническое развитие и  дополнительное  обо-

собление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социально-

го и общественно-политического  характера;  формирование собствен-

ной региональной  ресурсной  базы социально-экономического разви-

тия; экологическая стабильность и другие условия устойчивого раз-

вития регионов (особенно северных территорий);  выделение и функ-

ционирование регионов со специфическими статусами (свободные эко-

номические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологи-

ческого бедствия и т.п.) и др.

 

 

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос  основных направлений экономических  реформ на региональный уровень, всемерная  поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение  региональных социально-экономических  проблем, рациональное использование  природных ресурсов. Главная цель региональной политики  в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается  в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие  основные задачи:

сохранение единого внутреннего  рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

повышение благосостояния населения  в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической  напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональная политика России

2.1 Задачи региональной  политики России, проблемы, пути  решения

В условиях становления  и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов  Федерации необходима выработка  четкой и действенной региональной политики в проведении экономических  реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления  экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное  самоуправление, предпринимательство  на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы  и рационального использования  природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики  России, проведение жесткой федеральной  налоговой политики, укрепление общероссийского  рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Число федеральных  региональных программ при этом должно быть ограниченно, они могут быть разработаны для программно-целевых  территориально-производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими программами  должны быть созданы специальные  государственные органы. В управлении программами должны участвовать  и местные органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным  капиталом для финансирования этих программ.

Государственное регулирование  крупномасштабных региональных программ предусматривает создание специальных  фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных  и иностранных инвесторов, предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью истощения  запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате при изъятии  земельных площадей под строительство  предприятий, введение поощрительных  цен за экологически чистую продукцию  и т.д.

В управлении региональными  программами особенно важно разграничение  компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные  органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.

Для осуществления  задач научного прогнозирования  и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил  Российской Федерации на период до 2005 года, который должен включать научные  обоснования рациональной специализации  всех регионов России.

Комплексный прогноз  должен отражать структурную перестройку  в регионах, процессы демонополизации  и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению  отставаний в уровнях развития отдельных  регионов, развитие межрегиональных  и внешнеэкономических связей с  учетом конъюнктуры внутреннего  и мирового рынка.

Процессы дезинтеграции  экономики России, особенно проявившиеся в последние годы, ставят перед  федеральными и местными органами управления задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи), общей денежно-кредитной  системы, единой налоговой системы, общего контроля над экспортом и  импортом продукции.

На всем пространстве Российской Федерации должен функционировать  единый рынок, основными принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и  капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная  конкуренция производителей, разных форм собственности.

В условиях становления  и развития рыночных отношений важнейшей  является проблема формирования рынка  труда и межрегиональное регулирование  занятости. В настоящее время  сложились три типа районов с  особенностями воспроизводства  и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы - Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы - районы Севера; 3) оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Урал, промышленные узлы юга Сибири, Нижегородская область.

В этих регионах необходимы государственная поддержка развития предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций, в том  числе и иностранных, меры по рационализации миграционных процессов.

Важнейшим условием укрепления единого экономического пространства России является формирование рациональной системы расселения.

Укрепление единого  экономического пространства России зависит  от создания рынка капиталов путем  развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков, фондов товарных и сырьевых ресурсов.

Большими возможностями  в вопросах обеспечения предприятий  различных регионов материально-техническими ресурсами и населения продовольствием  обладают создающиеся многоотраслевые  структуры холдингового типа, объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.

В современном региональном развитии проявляются черты общего экономического кризиса России, усиливающаяся  дезинтеграция экономического пространства и различные стартовые условия  отдельных регионов при их вхождении  в рынок. К этому следует прибавить  нестабильность в политическом отношении, межэтническую напряженность, являющуюся следствием незавершенности и противоречивости национально-государственного устройства России.

В особенно трудных  условиях находятся сейчас регионы  с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия, а также регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Информация о работе Региональная политика в России