Республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, налоговая политика и многое другое.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………….
1. Понятия государства………………………………………………………..
2. Признаки государства………………………………………………………
3. Функции государства……………………………………………………….
4. Формы правления…………………………………………………………...
5. Основные компоненты форм правления………………………………….
6. Республиканская форма правления………………………………………..
6.1 Президентская республика………………………………………………..
6.2 Парламентская республика………………………………...……………..
6.3 Смешанная республика…...………………………………………………
7. Форма правления в России…………………………………………………
8. Форма правления в России в советский период………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач. форма правление.docx

— 74.27 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Теория  государства и права»

на тему: Республиканская форма правления

 



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ            АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

   

Выполнила:

Студентка 1 курса

 

Группы «ЗЮР-106»

 

Маслова Анна Михайловна

Проверила:

Малахова О.В


 

 


Содержание

 

Введение………………………………………………….…………………….

3

1. Понятия государства………………………………………………………..

4

2. Признаки государства………………………………………………………

4

3. Функции государства……………………………………………………….

6

4. Формы правления…………………………………………………………...

7

5. Основные компоненты форм правления………………………………….

9

6. Республиканская форма правления………………………………………..

11

6.1 Президентская республика………………………………………………..

12

6.2 Парламентская республика………………………………...……………..

14

6.3 Смешанная республика…...………………………………………………

15

7. Форма правления в России…………………………………………………

16

8. Форма правления в России в советский период………………………….

19

Заключение…………………………………………………………………….

21

Список литературы……………………………………………………………

23


 

Введение

 

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной  властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они  актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, налоговая политика и многое другое.

Государство как  сложное и многомерное явление  может быть рассмотрено с разных сторон. Традиционно государство  рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин «государство» служит для  обозначения аппарата управления, выделившегося  из общества и стоящего над ним.

Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать  как ассоциацию, члены которой  объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного характера.

Данное определение  характеризует государство как  политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.

Государство - объединение  множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие  государственно-правовых институтов и  соответствующих отношений.

Внешним выражением содержания государства выступает его форма.

От формы государства  в значительной степени зависит  политическая жизнь в обществе и  устойчивость государственных институтов.

Одним из элементов формы  государства является форма государственного правления, характеризующая организацию  верховной государственной власти, порядок образования её органов  и их взаимоотношения с населением.

Форма правления имеет  основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и функционирования государства.

Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе.

 

  1. Понятия государства

Государство –  исторически развивающееся явление.

С поступательным развитием общества изменяется и  государство, его цели и задачи, управляющие  структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. Все множество определений понятия "государство" можно условно разделить на несколько групп.

  1. Понимание государства как союза людей, как сообщества (Аристотель, Гуго Гроций, Б. Чичерин и др.). Подобному пониманию соответствует и такое определение: "государство... есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания"
  2. Понимание государства как механизма, машины, орудия (В.И. Ленин, А.Н. Радищев и др.). Французские политологи Б. Бади и П. Бирнбаум сегодня рассматривают государство как машину власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами
  3. Отождествление государства и аппарата государства свойственно западной политологии. Так, П. Пернталер рассматривает государство как систему, управляющую обществом, как особый аппарат, выделившийся из общества.

Современный уровень  знаний позволяет рассматривать  государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определенной территории и вместе с тем не отрицается взгляд на государство, предложенный Гумпловичем: государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.

Государство - это  единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

 
2. Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

  1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение.

На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

  1. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той  реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

  1. Государственный суверенитет. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

а) универсальность  ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);

в) наличие у  нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

  1. Неразрывная связь государства и права. Без права, государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму.

При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое правовое государство.

 

3. Функции государства

Функции государства- основные направления его деятельности, в которых реализуется социальное предназначение государства. Функции государства традиционно определяют как основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене. Они выражают его сущность, роль и назначение в жизни общества.

Функции государства  устанавливаются в зависимости  от основных задач, стоящих перед  государством на том или ином этапе  его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. В зависимости от:

  1. Продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер).
  2. Значения – на основные и не основные.
  3. В какой сфере общественной жизни они осуществляются – на внутренние внешние.

Внутренние функции  государства – это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

К их числу можно отнести следующие:

  • Функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ , согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);
  • Экономическую функцию (формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и др.);
  • Функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);
  • Функцию социальной защиты ( прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудится – об инвалидах, пенсионерах, студентах и др., кроме того государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);
  • Экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);
  • Культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Информация о работе Республика как форма правления