Республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, налоговая политика и многое другое.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………….
1. Понятия государства………………………………………………………..
2. Признаки государства………………………………………………………
3. Функции государства……………………………………………………….
4. Формы правления…………………………………………………………...
5. Основные компоненты форм правления………………………………….
6. Республиканская форма правления………………………………………..
6.1 Президентская республика………………………………………………..
6.2 Парламентская республика………………………………...……………..
6.3 Смешанная республика…...………………………………………………
7. Форма правления в России…………………………………………………
8. Форма правления в России в советский период………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач. форма правление.docx

— 74.27 Кб (Скачать файл)

Внешние функции  государства – представляет собой  основные направления деятельности государства на международной арене.

К их числу можно  отнести следующее:

  • Функцию обороны страны (базируется в принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);
  • Функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);
  • Функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.).

 

  1. Формы правления

Внешним выражением содержания государства выступает его форма.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

От формы государства  в значительной степени зависит  сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Формы государства, так же, как и его сущность, и содержание никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Основными элементами формы  государства являются форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим.

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства  как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Эту сторону формы государства  определяют структура и полномочия высших органов государственной  власти страны, порядок их образования  и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Термин «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира. Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.

Форму правления нельзя отождествлять  с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

 

  1. Основные компоненты формы правления

Форма правления - характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Понятие форма государственного правления (или просто форма правления) отвечает на вопрос, кто правит в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. При характеристике формы правления необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
  • характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
  • порядок образования;
  • степень участия населения в формировании.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений  главы государства, высших органов  законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически  складывается в процессе борьбы и  взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.

В зависимости от особенностей формы правления все государства  подразделяются на монархии и республики.

Следует отметить, что форма  правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства, словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент  организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.

Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с  известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

  • Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);
  • Структура органов верховной власти (законодательные органы - парламент; исполнительные органы - президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства - монарх, президент );
  • Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
  • Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
  • Взаимоотношения государственных органов с населением.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на:

  • монархические (абсолютные, конституционные)
  • республиканские (президентские, парламентские)

Таким образом, форма государства - это способ организации политической власти, совокупность внешних признаков государства. Форма государства имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления; определенный способ территориального устройства, взаимоотношений центральной, региональной, местной властей; совокупность определенных приемов и методов осуществления государственной (политической) власти.

Форма правления, являясь одним из элементов формы государства, характеризует порядок образования, структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.

 

6. Республиканская форма правления

Республика ( от лат. Res publika - публичное, общенародное дело ) - это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика - дело народа).

Республике присущи следующие  признаки:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных  конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

Преимущественный приоритет  прав личности над государственными.

Юридическими свойствами республиканской формы правления  являются:

  1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
  2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
  4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
  5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

Исторически республика как  форма правления сложилась еще  в Древнем мире. Примером тому могут  служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц - аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Однако в то время институты  демократии были еще неразвиты, а  рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Современные республики бывают трех видов:

  • президентская республика;
  • парламентская республика;
  • парламентско-президентская (смешанная) республика.

Информация о работе Республика как форма правления