Республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, налоговая политика и многое другое.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………….
1. Понятия государства………………………………………………………..
2. Признаки государства………………………………………………………
3. Функции государства……………………………………………………….
4. Формы правления…………………………………………………………...
5. Основные компоненты форм правления………………………………….
6. Республиканская форма правления………………………………………..
6.1 Президентская республика………………………………………………..
6.2 Парламентская республика………………………………...……………..
6.3 Смешанная республика…...………………………………………………
7. Форма правления в России…………………………………………………
8. Форма правления в России в советский период………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач. форма правление.docx

— 74.27 Кб (Скачать файл)

Форма правления, то есть порядок  организации и взаимоотношения  высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что  парламент может выразить недоверие  Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства  принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству , то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое  равновесие и устойчивость государственной  власти в целом. В Конституцию  РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить  свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат - Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов - «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может  быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления  в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока правления  первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская  форма правления (смешанная форма  правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество - вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации  государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.

 
8. Форма правления в России в советский период

        Нельзя не сказать о такой форме правления, которая существовала в России, как Советская республика. Советская республика (в социалистических странах) - особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы - Советы народных депутатов. Такая разновидность республиканской формы правления характеризуется полновластием Советов - представительных органов государственной власти. Характерные черты советской республики общепринятые демократические институты: избирательная система права и свободы и др. Единственную систему органов государственной власти составляли особые представительные органы - Советы разных уровней, объединенные строгой иерархией и соподчиненностью. Советам принадлежала вся полнота власти, они представляли политическую основу Советского государства, все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам.

  • по этой причине для данного типа правления характерны были следующие черты: принцип разделения властей не признавался
  • функции парламента выполняли палаты Советов
  • функции президента выполняли коллегиальные президенты - президиумы Советов союзного и республиканского уровней
  • действовал императивный депутатский мандат - депутаты были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае не оправдания доверия.

Не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие «местное самоуправление» не употреблялось). В Советы избирались и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных. По мнению критиков советской системы, Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти. Хотя однопартийная система и по сей день есть в некоторых парламентских республиках, однако и для них, и для советских республик она вовсе не обязательна. Более того, до середины 1920-х годов в Советах избирались не только большевики, но и меньшевики, эсеры и анархисты.

Таким образом, в социалистических республиках формой политической организации общества стали Советы, народные (национальные) собрания . Эти органы сосредоточивали в своих руках и законодательную власть, и контроль за исполнением законов, управлением государством. Им принадлежала вся полнота государственной власти и в центре, и на местах. Исполнительно-распорядительные органы были полностью подотчетны советам. Для этой разновидности республики характерны выборность органов государственной власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих. Республику этого типа отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма.

 

                                             Заключение  
         Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы. Форма государства - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.  
Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Республика - это форма  правления, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед избирателем.

Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве  принадлежит выборным органам - парламенту, президенту.

Основные признаки республики:

  • выборность высших органов власти на определенный срок.
  • возможность участия граждан в управлении делами государства.
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • определенная процедура принятия высшими органами власти своих ре-    шений.

Основные виды республик:

президентская, парламентская, смешанная.

Главное различие между ними состоит в юридической ответственности  правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

Президентская республика - это форма правления, где президент  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент - глава государства, но не глава правительства. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой. Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские и полупарламентские республики. Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что она является полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Истории известна и республика социалистического типа, которую отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизм.

Таким образом, республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту. Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

 

Список литературы:

  1. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в

юридические вузы. Под ред. Академика О.Е. Кутафина.–М.: Юрист,             2001.

  1. Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: «Теис», 1996.
  2. Собрание Законодательства Российской Федерации//Электронная справочная система “Консультант Плюс<span class="Emphasis__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size

Информация о работе Республика как форма правления