Революционная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

П. А. Кропоткин с полным основанием может быть отнесен к ученым-энциклопедистам. О масштабах его научных интересов убедительно свидетельствует уже перечень его работ по самым разным отраслям знаний - географии, геологии, биологии, философии, истории, литературе. Значительную часть трудов Кропоткина составляют теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда.

Файлы: 1 файл

П.А.Кропоткин.docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

  Годы  эмиграции не укротили свободолюбивый  дух Кропоткина. На Западе Петр  Алексеевич близко познакомился  со многими деятелями русского  и международного революционного  движения, особенно анархистского.  Под угрозой ареста участвовал  в Международном социалистическом  конгрессе в Генте (Бельгия). Во  Франции выступал на собраниях  и митингах, посвященных годовщине  Парижской Коммуны. В Швейцарии  во время разгона рабочей демонстрации  мятежный князь отбивал знамя  у нападавших полицейских, дрался, получал удары. Дважды (в 1897 и  1901 гг.) ездил в Канаду, где активно  вел пропаганду своих взглядов. В эмиграции заявил о себе  как один из крупнейших революционеров-публицистов.  В 1879 г. в Женеве начал издавать  газету "Бунтарь". 

  Царское  правительство вело слежку за  Кропоткиным как опасным политическим  преступником. "Священная дружина" - организация, созданная при Александре III с целью пресечения революционного  движения и имевшая заграничную  агентуру, - вынесла Кропоткину смертный  приговор. Не оставляло его без  внимания и французское правительство.  В конце 1882 г. группы анархистов  с целью обострения политической  обстановки произвели в Лионе  несколько взрывов. Власти Франции  и Швейцарии усилили репрессии  против лидеров анархистского  движения, в том числе и Кропоткина, непричастного к этим акциям. В числе других он был арестован  по обвинению в принадлежности  к уже не существовавшему Интернационалу  и приговорен к пяти годам  тюремного заключения. В защиту  Кропоткина выступили прогрессивные  деятели: философ Г. Спенсер,  поэт А Суинберн, писатель В.  Гюго и др., подписавшие петицию  о его освобождении. Лишь после  трех лет заключения, в январе 1886-го, Кропоткин был освобожден, а вскоре переехал в Англию. 

  За  границей Петр Алексеевич Кропоткин  написал свои основные произведения: "Речи бунтовщика" (1885 г.), "В  русских и французских тюрьмах" (1887 г.), "Хлеб и воля" (1892 г.), "Взаимная  помощь, как фактор эволюции" (1902 г.), "Записки революционера" (1902 г.), "Идеалы и действительность  в русской литературе" (1905г.), "Великая  французская революция 1789-1793" (1909 г.), "Современная наука и  анархия" (1913 г.) и др. 

  Там  же он заявил о себе как  крупнейший теоретик анархизма,  после смерти М. А. Бакунина (1876 г.) стал наиболее авторитетным  творцом одной из форм этого  течения - анархо-коммунизма. 

  Как  ученый-естествоиспытатель Кропоткин  стремился поставить разработку  теории анархизма на научную  основу. Для него анархизм не  просто идеал свободного безгосударственного  общественного устройства, а философия  - философия и природы, и человеческого  общества. Это мировоззрение, которое  воспринимает человека как часть  органического мира. Метод познания  П. А. Кропоткина основан на  единстве всего живого на земле  и общем для всех законе  взаимной помощи и солидарности. Этот закон составляет своего  рода стержень всей социальной  концепции Кропоткина. 

  Обоснование  своей позиции по этому вопросу  ученый дал в работе "Взаимная  помощь, как фактор эволюции", исходя как из личного опыта,  так и имевшихся к тому времени  научных идей. Автор отмечал, что  во время путешествий в Восточной  Сибири и Северной Маньчжурии  его особенно поразили две  черты в жизни животных: с одной  стороны, необычайная суровость  их борьбы за существование  в условиях безжалостной природы,  с другой - отсутствие острой борьбы  животных одного вида. У Кропоткина  вызывали чувство протеста те  работы, в которых утверждалось, что борьба каждого отдельного  животного против всех сородичей  и каждого отдельного человека  против всех людей является "законом  природы". Между тем, считал  ученый, помимо закона взаимной  борьбы в природе существует  и закон взаимной помощи, который  играет значительно большую роль  в развитии всего живого. Это  утверждал, в частности, известный  русский зоолог К. Ф. Кесслер,  развивая идеи Ч. Дарвина. Смерть  К. Ф. Кесслера в 1881 г. прервала  его работу над этой идеей,  которая настолько заинтересовала  Кропоткина, что тот с 1883 г.  приступает к сбору материала  для ее развития. 

  Самобытный  исследователь и проницательный  ученый, Кропоткин пришел к интересным  выводам. Человек действует на  основе закона о взаимной помощи, хотя и не осознает это. Когда  он видит горящий дом и хватает  ведро с водой, чтобы погасить  пламя, то руководствуется отнюдь  не любовью к хозяину, которого  может и не знать, а инстинктом  общечеловеческой солидарности, общительности. 

  Инстинкт  взаимопомощи, общительности существует  и среди разных "общественных  животных", начиная от самых  низших (муравьев, пчел и т. д.). Ученый, отобрав из множества  примеров и фактов самые убедительные, показал, как стремление к общительности  помогало животным выстоять в  борьбе и сохранить свой вид.  Именно этот инстинкт, развивавшийся  в течение долгого времени  среди животных и людей, научил  их "сознавать силу, которую они  приобретают, практикуя взаимную  помощь и поддержку...". Кропоткин исследовал взаимопомощь среди племен бушменов, готтентотов, эскимосов, выявляя ее роль в создании таких форм человеческого общежития, как род и община, в период средневековья - цехи, гильдии, вольные города, в новое время - страховые общества, кооперативы, объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества), раскрывал солидарность рабочих во время их выступлений против буржуазии и т. д. 

  На  основе проведенного анализа  ученый обосновал закон взаимной  помощи и солидарности как  всеобщий биосоциологический закон,  который действует как непременное  условие прогресса человеческого  общества, как фактор его эволюции. Объединение, взаимодействие - непреложные  средства для безопасности и  каждого в отдельности, и всех  вместе, важнейшая гарантия физического,  умственного и нравственного  развития. Вот чему учит нас  Природа, утверждал Кропоткин.  Ее голосу вняли все животные, которые достигли наивысшего  положения в соответствующих  классах. Этому велению Природы  подчинился и человек. 

  Но  есть еще одна чрезвычайно  важная сторона этого учения - его величайший гуманизм. Для  П. А. Кропоткина "взаимопомощь", "солидарность" - не абстрактные  понятия, а нравственные категории,  фундамент его этических воззрений. "Что взаимная помощь, - писал  он, - лежит в основе всех наших  этических понятий, достаточно  очевидно". Вот почему в своей  последней работе "Этика", оставшейся  незавершенной, Кропоткин вновь  возвращался к этому закону. "Общественный  инстинкт, прирожденный человеку, как  и всем общественным животным, - вот источник всех этических  понятий и всего последующего  развития нравственности", - писал  он. Именно на основе этого  закона П. А. Кропоткин формулировал  свою этическую концепцию, рассматривая  взаимопомощь как исходный принцип  формирования нравственности человека. Практика утверждения взаимопомощи  в процессе длительной эволюции  человечества, по мнению Кропоткина, логически "ведет к развитию  чувства справедливости с его  неизбежным чувством равенства  или равноправия...". Равенство  в социальном плане - это и  есть идеал анархо-коммунизма. Вместе  с тем в трактовке Кропоткина  равенство есть признание свободной  личности, права на ее всестороннее  развитие, что является также  важнейшей исходной посылкой  анархистской доктрины. Проблемы  этики, таким образом, Кропоткин  неразрывно связывал с обоснованием  анархистского идеала. 

  Личную  свободу, неизменно подчеркивал  Кропоткин, душит государство,  его военно-бюрократическая организация,  система образования, воспитания  и т. д. Государство - главное  зло, которое делает человека  рабом. Оно покровитель крепостничества, "защитник собственности, основанной  на захвате чужой земли и  чужого труда". Теоретик анархизма  ставил вопрос так: либо государство  раздавит личность и местную  жизнь, либо оно должно быть  разрушено, что будет означать  возрождение новой жизни. Будущее  же безгосударственное общество  Кропоткин представлял в виде  вольного федеративного союза  самоуправляющихся единиц - общин,  территорий, автономий и пр., над  которыми не тяготеет центральная  власть и которые строят свои  взаимоотношения на принципе  добровольности и "безначалия". 
 

  Однако  П. А. Кропоткин, как и М.  А. Бакунин, при общем отрицательном  отношении к государству, признавал  все же относительную ценность  некоторых государственных форм, в частности демократической  федеративной республики, которая  не сосредоточивает всю власть  в центре, а предполагает областную  и общинную самостоятельность. 

  В  Россию П. Кропоткин вернулся  в июне 1917 г. На вокзале в  Петрограде, несмотря на поздний  час, его встречали тысячи людей,  члены Временного правительства  во главе с А. Ф. Керенским,  почетный караул, корреспонденты. Временное  правительство надеялось использовать  в своих целях всемирно известного  ученого и революционера. В  июле 1917 г. А. Ф. Керенский предложил  П. А. Кропоткину войти в  состав правительства, на что  тот, верный анархистскому идеалу, ответил, что считает ремесло  чистильщика сапог более честным  и полезным, чем участие в государственной  власти. Первое время он жил  в Петрограде, с августа 1917 г. - в Москве. Весной 1918 г. перебрался  с семьей в подмосковный Дмитров. 

  Послефевральская  Россия была далека от идеалов  Кропоткина. Свобода в стране  во многом являлась следствием  падения прежней, очень сильной  власти и нередко выливалась  в уродливые формы. Революционер  не мог не видеть, как идеи  всей его жизни перечеркивались  случайными, подчас уголовного типа  людьми, прикрывавшимися анархистскими  лозунгами. Тяжелое впечатление  произвела на него встреча  с питерскими анархистами. При  посещении их штаба он увидел  грубых, развязных, бряцавших оружием  молодцев. Такие люди действительно  понимали свободу как вседозволенность. "И для этого я всю жизнь  работал над теорией анархизма!" - с горечью воскликнул старый  революционер при встрече с  Г. В. Плехановым, тоже вернувшимся  из эмиграции. С неменьшей болью  первый русский марксист ответил  ему: "Я в таком же положении.  Мог ли я думать, что моя  проповедь научного социализма  приведет ко всему тому, что  говорят и делают сейчас...". 

Октябрьскую революцию П. А. Кропоткин встретил с большим воодушевлением, видя в  самом факте свержения власти буржуазии путь к реализации своего идеала. Отойдя от прежнего взгляда  на возможность сиюминутного осуществления  модели безгосударственного общества и фактически высказавшись в пользу федеративной республики, он в 1917-1918 гг. принимал участие в работе Лиги федералистов, созданной для пропаганды идей федерализма  и децентрализма. В подготовленном им обращении Московской Лиги федералистов о задачах Лиги (1918 г.) говорилось, что восстановить прежнюю форму  единства страны, распавшейся в результате свержения царизма, нельзя, ибо это  единство держалось на насилии. Единственным спасением России называлось "превращение  ее в тесный союз (федерацию) свободных  областей и народов...". При этом особо подчеркивалось, что "в основе общественного устройства России должен лежать не государственный централизм, а местная самостоятельность (автономия) и федеративное (союзное) добровольное объединение". 

  К  идее Советов Кропоткин отнесся  как к великой идее, считая, что  эти органы должны стать орудием  строительства новой жизни. Об  этом он заявил в своем обращении  к рабочим и передовым кругам  общественности Западной Европы  в 1920 г., осудив вооруженное вмешательство  империалистических кругов Запада  в дела Советской России. Но  он увидел также и огромную  опасность, которую таило в  себе установление диктатуры  одной партии и связанное с  этим неизбежное ограничение  демократических свобод. По мнению  Кропоткина, это уже привело к  утрате значения Советов. Но  если диктаторский режим еще  можно объяснить необходимостью  борьбы со старыми порядками,  то при переходе к созданию  общества на новой экономической  основе сохранение этого режима, пророчески предсказал Кропоткин, "вынесет смертный приговор  строительству нового общества". Даже на маленьком общественном  срезе - жизни провинциального  Дмитрова - он видел типичную для  всей страны картину: бюрократизацию  местных органов власти, засилье  в них партийных чиновников, безразличие  к нуждам простых людей. 

  В  то же время П. А. Кропоткин,  по его собственному признанию,  не видел партии, "которая могла  бы занять место большевиков  без того, чтобы это повлекло  за собой общую политическую  и экономическую реакцию и  жестокое кровопролитие". В черновых  набросках и письмах он давал  суровую оценку происходившему  в стране. В неопубликованной  статье "Современное положение  России" Кропоткин констатировал,  что "долго задержанная потребность  реформ пробилась в форме революции". Но попытка социальной перестройки  страны приняла характер якобинской  диктатуры, убившей, как и в  1793 - 1794 гг. во Франции, самостоятельность  и инициативу народа. Начатая  в такой форме революция "неизбежно  ведет к реакции". В письмах  к В. И. Ленину П. А. Кропоткин  осудил красный террор и особенно  потрясшее его, старого революционера,  введение большевиками института  заложничества. Подобные акции  он назвал недостойными руководителей  социальной революции. Но он  не выступил с публичным осуждением  крайностей революционной диктатуры,  хотя многие этого ждали. Причиной  молчания было, очевидно, то, что,  считая диктатуру временным явлением, Кропоткин все же надеялся, что  большевики "через свои ошибки  придут в конце концов к  тому безвластию, которое и есть  идеал". Мечту об осуществлении  этого идеала революционер пронес  через всю жизнь. 

Информация о работе Революционная деятельность