Революция 1905-1907 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

Причины революции коренились в экономическом и социально политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест – все это не могло не породить революционный взрыв.

Содержание работы

1. Революция 1905 – 1907гг.
1.1 Причины и задачи революции
1.2 Движущие силы и характер революции
1.3 Особенности революции
1.4 Этапы революции
1.4.1 Начало революции. «Кровавое воскресенье»
1.4.2 Май - август 1905г.
1.4.3 Высший подъем революции (октябрь-декабрь 1905г.)
1.4.4 Обстановка в стране после поражения Московского восстания
1.4.5 Дума: надежды и реальность
1.4.5.1 Состав Первой Думы. Аграрный вопрос в Думе
1.4.6 Думский кризис
1.4.7 Июльский политический кризис в стране. Наступление реакции
1.4.8 Вторая Дума. Аграрный вопрос в Думе
1.4.9 Разгон Второй Думы. Конец революции
1.5 Причины поражения и итоги революции
1.5.1 Основные причины поражения революции
1.5.2 Итоги первой русской революции 1905-1907 гг.
2.Манифест 17 октября 1905 года и возникновение легальных политических партий, их программы и тактика
2.1 Манифест 17 октября 1905 года
2.2 Возникновение легальных политических партий, их программы и тактика
2.2.1 Эсеровская партия
2.2.2 РСДРП
2.2.3 "Союз 17 октября"
2.2.4 Кадеты
2.2.5 «Союз русского народа»
2.2.6 Церковь
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история алла.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Председатель  Думы Ф.А. Головин дал действиям  Столыпина следующую оценку: это  “был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина против народного представительства и основных государственных законов”.

Государственный переворот 3 июня 1907 года означал конец  революции. 

 

1.5 Причины поражения и итоги  революции 

 

1.5.1 Основные причины поражения  революции

1. Не было обеспечено единство  действий всех демократических  сил в борьбе против самодержавия.

2. Недостаточно единодушно выступали  против самодержавия трудящиеся  национальных районов страны.

3. Армия в основном оставалась в руках правительства и использовалась для удушения революции, хотя в отдельных воинских частях происходили довольно крупные восстания.

4. Недостаточно дружно действовали  рабочие и крестьяне. В разных  районах они не одновременно  поднимались на борьбу.

5. Победу царизму облегчили европейские  государства, которые оказали  российскому правительству большую  финансовую помощь, дав крупный  денежный заем, использованный для  подавления революции. 

 

1.5.2 Итоги первой русской революции  1905-1907 гг.

Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.

Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла  удар по самодержавию. Впервые царизму  пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения). Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию.

В деревне установились отношения, более сопутствующие условиям капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась арендная и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и место жительства, поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос так и не был решен: крестьяне не получили земли.

Часть трудящихся получила избирательные права. Пролетариат получил возможность образовывать профсоюзы, за участие в стачках рабочие больше не несли уголовной ответственности. Рабочий день во многих случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов. В годы революции 4,3 миллиона стачечников упорной борьбой добились повышения зарплаты на 12 – 14%.

Царизму пришлось несколько умерить  русификаторскую политику, национальные окраины получили представительство  в Думе.

Однако противоречия, вызвавшие  революцию 1905-1907 гг., были только смягчены, их полного разрешения не произошло.

 
2. Манифест 17 октября 1905 года и возникновение легальных  политических партий, их программы  и тактика 

 

2.1 Манифест 17 октября 1905 года «ОБ  УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ПОРЯДКА»

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ

«Мы, Николай Вторый, Император  и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий Князь Финляндский и  прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и  во многих местностях Империи нашей  великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлении беспорядков, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства  возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые  основы гражданской свободы на  началах действительной неприкосновенности  личности, свободы совести, слова,  собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных  выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило,  чтобы никакой закон не мог  воспринять силу без одобрения  Государственной думы и что  бы выборным от народа обеспечена, была возможность действительного  участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению всей неслыханной  смуты и вместе с нами напрячь  все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое. Царствования же нашего одиннадцатое. На подлинном Собственной  Его Императорского величества сой  подписано: "Николай"»

Заключения учредительного съезда конституционно-демократической партии по поводу Манифеста.

Ознакомившись с Высочайшим манифестом 17 октября и с всеподданнейшим  докладом Витте, учредительный съезд  конституционно-демократической партии пришел к следующим заключениям:

1) основные принципы политической свободы, равноправности и всеобщего избирательного права, выставленные на своем знамени русским освободительным движением, получили в опубликованных документах далеко не полное признание. Манифест ограничивается лишь простым перечислением основных прав, заменяя притом выражение «свобода печати» неясным выражением «свобода слова», и признает «общее» избирательное право только как результат «дальнейшего развития» установленной ныне избирательной системы. Начала политической и гражданской равноправности и конституционного государственного устройства упоминаются лишь в докладе, в глухих и иносказательных выражениях, и вовсе не упоминаются в Манифесте;

2) осуществление признанных манифестом  начал новой политической жизни  поставлено в такие условия,  при которых не может быть никакой уверенности в полноте и последовательности этого осуществления. Провозглашение основных прав не сопровождается развитием их в законодательных нормах, а расширенно избирательного права ставится в рамки того короткого срока, который остается до выборов по старому закону, причем самое основание избирательной системы сохранилось прежнее. Исполнение данных манифестом обещаний остается в руках людей, политическое прошлое которых не внушает народу никакого доверия. При этих условиях выполнение намеченных манифестом задач является, безусловно, невозможным в пределах предстоящей избирательной кампании;

3) расширение законодательных прав  Думы сделано в таких выражениях, которые все еще допускают  возможность ограничения их несогласием  государственного совета. Правда, в докладе предусматривается возможность дополнения государственного совета выборным элементом, но, без сомнения, и такая реформа государственного совета не может сделать это учреждение достойным разделять законодательную власть с народными представителями. Ответственность министров по-прежнему ограничивается оценкой «закономерности» их действий с устранением возможности критиковать их «целесообразность»;

4) действие усиленной охраны  и других исключительных законов  не отменяется манифестом, и лица, подвергшиеся преследованию за так называемые политические и религиозные преступления, не получают амнистии;

5) так как при изложенных условиях  — ограниченного расширения избирательных  прав и законодательной власти  Думы и невозможности гарантировать применение начал свободной политической жизни к предстоящей избирательной кампании — Государственная дума не может быть признана правильным народным представительством, то задачей конституционно-демократической партии остается достижение поставленной раньше цели — Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права с прямым и тайным голосованием, без различия пола, национальности и вероисповедания, причем реформированная в силу Манифеста 17 октября Государственная дума может служить для партии лишь одним из средств на пути к осуществлению той же цели с сохранением постоянной и тесной связи с общим ходом освободительного движения вне Думы;

6) наиболее целесообразным выходом  из настоящего положения конституционно-демократическая  партия считает:

а) немедленное осуществление обещанных  Манифестом основных прав и немедленную  же отмену исключительных законов;

б) немедленное введение избирательного закона на основании всеобщего голосования  для непосредственного созыва, вместо Государственной думы по закону 6-го августа, Учредительного собрания для составления основного закона;

в) немедленное удаление из администрации  лиц, вызвавших своими предыдущими  действиями народное негодование, и  составление временного делового кабинета, полномочия которого должны прекратиться с созывом народных представителей и составлением кабинета из представителей большинства;

7) безусловно необходимой и особенно  настоятельной мерой является  в настоящее время полная амнистия  по так называемым политическим  и религиозным преступлениям;

8) не ожидая удовлетворения намеченных  требований, конституционно-демократическая  партия предоставляет себе фактическое  осуществление всех обещанных  Манифестом, но не закрепленных  точными определениями закона  условий политической свободы

 

2.2 Возникновение легальных политических  партий, их программы и тактика

В начале XX века в России усилилось  противостояние между царским правительством и радикальной оппозицией. Общественная атмосфера накалялась.

Брожение усиливалось, принимая формы  организованной антиправительственной борьбы. Общество раскалывалось. Стали возникать политические партии различной направленности. Они и стали двигателем политической борьбы в стране, нередко выступая с защитой не столько общенациональных интересов, сколько узкопартийных платформ.

В 1905 году проходили массовые антибуржуазные стачки рабочих, волна их захлестнула  многие регионы. Забастовочное движение с разной амплитудой держалось до конца 1905 года. Пиком его стала  октябрьская стачка, грозившая приобрести всероссийский характер. Активными были крестьянские выступления против помещиков, волнения в национальных районах. Финалом 1905 года были декабрьские столкновения между противниками и сторонниками власти в Москве, переросшие в баррикадные бои.

Революционные события 1905 года заставили царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную. Правительство предоставило возможность для легальной деятельности партий, созвало Государственную Думу – выборный законодательный орган, провозгласило демократические свободы, издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты, начало подготовку аграрной реформы.

Наиболее крупными партиями являлись эсеровская (социалисты революционеры), кадетская (конституционно-демократическая), РСДРП, Союз 17 октября, Союз русского народа. Активность проявили прогрессисты, народные социалисты, анархисты, народная украинская партия и другие. Непереходимых границ между идеологическими построениями и практической деятельностью разных партий не было. В некоторых из них налицо было смешение элементов и "правой" и "левой" идеологии. Так, Союз русского народа, защищавший монархию (вследствие чего по ленинской классификации относился к правому политическому флангу), проповедовал идею "национального единства", "национального братства", предполагавшую ограничение крупной частной собственности. Социальный состав кадетской, эсеровской, октябристской партий, Союза русского народа был весьма пестрым: туда, кроме прочих, входили и крестьяне, и промышленные рабочие.

2.2.1 Эсеровская партия

Численно самой крупной была партия социалистов-революционеров (эсеров). По некоторым данным, количество ее членов в 1905 - 1907 годах достигало полумиллиона. Стратегической целью эсеры провозглашали социализм, понимая его как "обобществление труда, собственности и хозяйства, уничтожение вместе с частой собственностью самого деления общества на классы, уничтожение репрессивно-принудительного характера общественных учреждений". Эсеры признавали классовую природу борьбы за социализм, но при этом классовые антагонизмы не абсолютизировали, говорили о важности нравственно-этической стороны социализма. На своем первом съезде они говорили, что некоторые элементы социализации - кооперативное движение, страхование от безработицы, прогрессивный налог на наследство и т.п. - можно и нужно вводить в существующий строй.

Все общество эсеры разделяли на тех, кто живет на заработанные своим  трудом средства, и тех, кто пользуется нетрудовыми доходами. В отличие от марксистов, включавших в понятие "рабочий класс" только промышленный пролетариат, эсеры объединяли под этим понятием крестьянство, наемных рабочих, интеллигенцию. Главными противоречиями времени они считали противоречия между властью и обществам, между крестьянской массой и крупными землевладельцами. Центральным пунктом аграрной программы эсеров было требование "социализации" земли, что означало ликвидацию частной собственности на селе и передачу земли "бессословным сельским и городским общинам". В основу пользования землей, по мнению эсеров, долен был лечь уравнительно-трудовой принцип.

Лидерами эсеров были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, А.Р. Гоц, В.М. Зензинов, М.В. Спиридонова и др. В эсеровской тактике сочетались массовая агитация с систематическим террором. В глазах властей эсеры были самым опасным противником. Эсеровская боевая организация фактически находилась вне контроля ЦК партии. В 1905- 1907 годах эсеры совершили множество терактов. Боевиков возглавляли Е.Ф. Азеф, Г.Н. Гершуни, Б.В. Савинков и некоторые другие активисты ПСР оказались провокаторами, агентами охранки. Эсеровский террор с 1902 по 1911 годы унес жизни более 200 человек - министров, губернаторов, полицмейстеров и т.д. Неизбежно вставал вопрос о моральной стороне эсеровской тактики, разлагающе влияющей на общественное сознание. В рядах эсеров усиливалось крыло, призывающее к свертыванию террористической деятельности.

Информация о работе Революция 1905-1907 гг.