Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа
Римское право, зародилось в VIII в. до н. э. тогда, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии, на берегу Тибра в Лациуме, где разработана и эксплуатировалась в течение 13 веков - до эпохи императора Юстиниана (527-565 гг.). Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда простую, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.
Введение
Понятие источников римского права
Виды источников римского права
Заключение
Список литературы
Введение.
Римское право, зародилось в VIII в. до н. э. тогда, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии, на берегу Тибра в Лациуме, где разработана и эксплуатировалась в течение 13 веков - до эпохи императора Юстиниана (527-565 гг.). Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда простую, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.
Но судьба Рима шла к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma (лат. Римское государство), постепенно растет, поглощая в себе другие соседние государства, и крепнет в своей внутренней организации[1].
Поскольку с расширением территории Римское государство включало в себя крупнейшую часть известного в то время мира. Рим простирался от Шотландии до Египта, от Гибралтара до южного Кавказа. Под его властью находились области, раскинувшиеся между Средиземным морем и Рейном, Балканский полуостров, Дакия, большая часть Малой Азии и Северная Африка. Тем самым, делая римское право основоположником современного права большинства стран Европы и Центральной Азии.
Римское право - это право, чья концепция может решить различные инциденты, несчастные случаи и проблемы общества. Право, точные формулировки, ясность строительства, рассуждения выводы, простота, практичность, может улучшить действующий закон, поэтому, она остается актуальной сегодня. Именно эта актуальность и позволяет не только учиться, но самое главное понять, откуда появился современный закон. Недаром многие римские юридические выражением прошли через века, и используется сегодня, хотя и в несколько иной формулировке, но главное, не теряя ее суть.
Однако у всего есть источник, в том числе и у римского права. Следовательно, целью данной работы будет – исследовать источники римского права.
Но для её достижения, требуется решить следующие задачи:
Структура работы составлена в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Понятие есть результат применения
категории к восприятию. Отсюда понятие
в его отвлеченности
Согласно И.Б. Новицкому: «выражение “источник права” употребляется в различных смыслах:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ, форма образования (возникновения) норм права;
3) как источник познания права[3].
Иными словами, в соответствии с концепцией права значение источника понимают и материальные условия жизни общества, и юридически обязательные стандарты.
Таким образом, основные значения источников права впервые появились в процессе формирования и развития источников римского права. Древний закон более чем убедительно показал, что верховенство закона не существует и не может существовать без внешней формой выражения его правовых последствий, то есть источником права.
С точки зрения содержания права, понятие «источники права» в античном Риме достаточно полно отражало материальные условия жизни общества и государства. Например, до пунических войн III в. до н.э. древнеримская экономика основывалась на деятельности свободных граждан, а рабство носило ограниченный патриархальный характер. Это было время расцвета квиритского цивильного права, где понятие частной собственности носило ограниченный характер, выраженный в таком источнике права, как Законы XII таблиц[4].
Но уже в II - I в. до н.э. рабовладение приобретает товарный характер, в то время как начинается увеличение объемов торговли между италиками и перегринами. Это сразу же отражается на содержании права, которое приводит к расцвету преторского права и права народов, а основным источником становится преторский эдикт.
Право классического и пост классического периода также достаточно гибко и своевременно реагировало на изменения в экономических и политических условий в Римской империи.
Тем не менее, основным понятием "источник права" с точки зрения его развития, является форма закона, другими словами, формы выражения права.
Например, традиционной формой правообразования на всем протяжении активного существования римского права был закон. Показательна эволюция этого формообразующего правового инструмента. В раннеримском государстве это были «царские законы» (legesreqiae); в республиканский период - постановления народного собрания (lex). В эпоху принципата к lex стали приравниваться постановления сената (senatus consult). По этому поводу Ульпиан говорил: «Не подлежит сомнению, что сенат может создавать право». В период домината силу закона приобрели императорские конституции. «Что решил принцепс, - писал Ульпиан, - имеет силу закона»[5].
Таким образом, с развитием
римского государства и распределение
прав человека в независимой системе
социального регулирования
Источники права, как понятие, все больше характеризуют связь права с государством, поскольку именно государственная воля определяла связь права с объективно существовавшими общественными отношениями. Понятие источника права дает основания к анализу с точки зрения внешней формы чье выражение способов возведения в закон воли соответствующих политических сил. Поэтому в правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».
На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников римского права:
Однако, обычное право и закон, играет главенствующую рольв римском праве и является важным звеном в истории права.
Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести: commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и пр., в императорский период применяется термин consuetude (обычай).
Институции Юстиниана делили право по двум признакам: письменной и устной формы источников.
В устную форму источников входил древнейший источник права - обычай, когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Тогда существовали только обычаи и религиозные предписания. Значение терминов для обозначения обычая исторически изменялась. Древнейшие названия - mores maiorum и usus- сменились в начале нашей эры более понятным consuetude. К примеру, Помпоний противополагает mores maiorum законам и в особенности кодификации XII таблиц (V в. до н.э.). Тем самым необходимость последней римская традиция объясняла неизвестностью права, которое до тех пор оставалось несформулированной в определенном акте, а сами законы XII таблиц в большей части были закреплением обычаев. Сюда относились нормы, укрепившие полноту отцовской власти, регулировавшие отношения между супругами, порядки опеки и наследования. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.
Однако, с усилением законодательной деятельности государства обычай (iuоs поп scriptum) в значительной мере потерял свое значение.
Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права.
С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetude, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права.
Наряду с прежним обычаем появляется новый- судебный, и судебная практика.
В эпоху принципата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом.
Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также и в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения[6].
В этом тексте Юлиан намечает и образующие обычай признаки — давнее применение и молчаливое согласие общества.
Теория Юлиана находилась во внутреннем противоречии с условиями времени ее появления (II в. н.э.). Римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти народа давно была уже опровергнута диктатурой цезарей и продолжала жить лишь в теории. Власть, однако, не препятствовала изложению римским юристом теории обычая в его архаическом аспекте: в ряде случаев императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти.
В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение:
Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон[7].
При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций). С другой стороны, конституция выдвигает на вид общие смысл и цели закона - ratiojuris. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.
Обычное право представляет объективно исходный исторически источник любого правового регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенных государственных и политических установлений.
Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права - особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критериях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.
Обычаи могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего - законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями»[8]. В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами»[9]. Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:
- он должен выражать
продолжительную правовую
- он должен выражать однообразную практику - причем безразлично, действия или бездействия;
- он должен воплощать
неотложную и разумную