Римское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Римское право, зародилось в VIII в. до н. э. тогда, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии, на берегу Тибра в Лациуме, где разработана и эксплуатировалась в течение 13 веков - до эпохи императора Юстиниана (527-565 гг.). Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда простую, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

Содержание работы

Введение
Понятие источников римского права
Виды источников римского права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая источники рим права - копия1.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)

б) rogatio — содержание самого закона

в) санкция (sanctio).

Последняя содержала гарантии соблюдения закона. Со стороны этих гарантий различались: leges perfectae, minus quam perfectae и legesimperfectae. Первыми считались законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, вторая категория боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самых актов.

Менее, чем законченным, является закон, запрещающий какое-либо действие, но, если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на того, кто поступил вопреки закону.

Третья категория законов  содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae. Последующее время, особенно при императорах, изменило в обратную сторону законодательную политику, и с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон считался lex perfecta.

Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата. Август, стремясь поддержать иллюзию  народного суверенитета, пытался  возобновить законодательную деятельность комиций для своих реформ, желая  подкрепить их мнимой волей народа. Но к концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о  народных собраниях находится в  аграрном законе конца I в. н.э.

        1. Постановления плебесцитских собраний – плебесциты

«Идея суверенного народа, устанавливающего законы для самого себя, превращает lex в ведущую форму официального установления (позитивации) римского права, поскольку оно мыслится как право, исходящее от граждан (cives), - iuscivile. ...Законы устанавливаются всем гражданским коллективом (communissponsio) и для всех граждан..., являясь результатом взаимного совещания (sponsio) среди cives, что исключает неосведомленность и необдуманость поведения как причину отклонения от нормы и пренебрежения интересами других. Законы обеспечивают определенность права, исключая произвол и граждан, и правителей».[12]

В Институциях записано: «Закон есть то, что римский народ  постановил по предложению сенатского должностного лица», хотя во времена Гая это определение имело несколько иной оттенок: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил».

Плебисцит (plebiscitum) первоначально - постановление собрания плебеев, которое формально не было обязательным для граждан. В Институциях сказано: "Решения плебса есть то, что постановил плебс по предложению плебейского должностного лица, например, трибуна. "Плебс" отличается от "народа", как вид от рода: словом "народ" обозначаются вообще все граждане, включая в это число и патрициев, и сенаторов, названием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключением патрициев и сенаторов. Но и решения плебса, после издания закона Гортензия были приравнены к закону". Закон диктатора Гортензия был принят в 267 г. до н.э. и им было установлено юридическое равенство между постановлениями общины (lex) и плебисцитами; с 250 г. до н.э. плебисциты стали основной формой законодательства.

2.2.3 Закон периода монархии

2.2.3.1 Сенатусконсульты

С падением республиканского строя в 27 году до н.э. совершенно прекращается деятельность народных собраний, хотя значение их как законодательных органов ограничивается еще ранее. Lex и plebescitum как нормативный акт, утвержденный собранием граждан, перестают приниматься. Любопытное обоснование этому приводится в Институциях: «...Когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было совещаться вместо народа с сенатом».

Сенату приписывается  роль преемника народного собрания и отсюда выводится непосредственная обязательная сила его постановлений, которые считаются как бы законом - legisvicem. О таком особом положении данного источника свидетельствует определение, приводимое Гаем: «Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно».

Фактически сенат был  только проводником воли принцепса, так как инициатива вынесения постановлений принадлежала ему. Его предложения - orationes - вносились на обсуждение и всегда беспрекословно утверждались.

Еще до установления принципата постановления сената играли важную роль в регулировании отношений  Рима с иностранными государствами, например, во II в. до н.э. при установлении протектората над греческими государствами, азиатскими территориями, при урегулировании отношений с Египтом Птолемеев.

В I в. принимается ряд  постановлений, регулирующих частные  отношения, главным образом в  области наследования, обязательственного права.

Но уже со II в. постановления  сената перестают приниматься в  качестве самостоятельной формы  права. Укрепление единоличной власти проявляется, в частности, в том, что нормативное значение связывается  с предварительными речами принцепсов в сенате (oratioprincipis), которые приобретают силу закона.

2.2.3.2 Доминат – императорские конституции

Таким образом, складывается новая форма законодательства - единоличные распоряжения (конституции) принцепсов: constitutiones principum, так как утвердилось правило: что угодно императору, то имеет силу закона. Об этом недвусмысленно свидетельствуют Институции: "Но то, что решил император, имеет силу закона, так как по закону, ...который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посредством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, - все это считается законом. Вот это и есть то, что называется конституциями".

Из приведенного определения  следует, что постановления могли  носить разный характер: некоторые - общего применения, другие - в виде решений  отдельных вопросов. В целом, применялись  четыре разновидности подобных указов:

  1. эдикты (общие распоряжения);
  2. декреты (императорские решения судебных споров);

3. рескрипты (императорские ответы на запросы частных и должностных лиц в случае сомнений, возникающих при толковании и применении норм права);

4. мандаты (инструкции императора чиновникам по различным вопросам судопроизводства и управления государственными делами).

В эпоху абсолютной монархии императорские конституции под  общим наименованием leges стали единственной формой законодательства.

В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:

а) эдикты — общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских  магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку  императорские эдикты содержали  не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных  лиц и населения);

б) декреты — решения  по судебным делам;

в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам  вопросы;

г) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в  период домината мандаты выходят  из употребления; декреты и рескрипты  имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали  потребность их объединения. Последовавшее  в конце III в. разделение империи  на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами[13].

Codex Gregorianus. В конце III в. был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и заканчивая современными ему. В подлинном виде этот кодекс, но сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников.

Оригинальной системы  составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот кодекс, в 13 книгах следовал системе  преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

Codex Hennogenunus. Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй codex, названный Hermogenianus по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого кодекса не могут быть восстановлены.

Codex Theodosianus. Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus. Восточно-римский император Феодосии II (402-450 гг.) или, вернее, его правительство, имел широкие кодификационные планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением ius, т. е. произведений классиков. Обширность программы затормозила это предприятие, и, в конце концов, были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II, Валентинианом III. Несмотря на то, что кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время.

Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.

В кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли  в государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т. п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, рассматривая источники римского права можно  сделать следующие выводы:

1. Все источники римского права условно делятся на две группы:

а) Источники римского права с точки зрения правообразования (обычное право, закон, эдикты магистратов и преторское право).

б) Источники римского права с точки зрения познания его (сенатус - консульты, кодификация Юстиниана, и иные памятники).

2. Обычай является древнейшим источником обычного права. Повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков" (mores maiorum). Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. В I в. до н.э. - обычай выступает как источник.

Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.

Сенатусконсульты - постановления сената (SC). До начала II в. н.э. сенатусконсульты не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet).

Римская юриспруденция ведет  свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). В классический период на место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон.

В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:

а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских  магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку  императорские эдикты содержали  не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных  лиц и населения);

б) декреты - решения по судебным делам;

в) рескрипты - ответы на поступавшие  к императорам вопросы;

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали  потребность их объединения. Частными лицами была произведена кодификация.

Законодательная политика ставила  задачей из двух потоков памятников прошлого - императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. 13 февраля 528 г. началась кодификация права. Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis - Свод гражданского права.

Источники римского права  складывались в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось  от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие их черты, как строгость, жесткость  правовой регламентации, рационализм  и житейская мудрость.

Подобные качества предопределили становление строгой юридической  системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы.

Информация о работе Римское право