Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, реферат
Актуальность выбранной темы подтверждается также тем, что для написания реферата использованы источники, авторы которых длительный период времени занимались исследованием и систематизацией сведений об эпохе Возрождения, ее особенностей в различных странах. Несмотря на то, что многое уже известно об этом периоде времени, все более новые факты появляются в исследовательских работах многих ученых.
Введение......................................................................................................3
1 Особенности Ренессансной культуры на белорусских землях……...5
2 Франциск Скорина – белорусский гуманистический деятель………10
3 Николай Гусовский и Ян Вислицкий – основатели ренессансной поэзии в ВКЛ………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО»
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра
экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на
тему: «Родоначальники
Ренессанса в белорусской
культуре – Франциск
Скорина, Николай Гусовский,
Ян Вислицкий»
Студентка
ФМК, 1-й курс,
ДММ-1
Проверил
Ассистент
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1 Особенности Ренессансной культуры на белорусских землях……...5
2 Франциск Скорина – белорусский гуманистический деятель………10
3 Николай Гусовский
и Ян Вислицкий – основатели ренессансной
поэзии в ВКЛ………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Культура и философия эпохи Возрождения вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромным значением для мировой и национальной культуры.
Актуальность выбранной темы подтверждается также тем, что для написания реферата использованы источники, авторы которых длительный период времени занимались исследованием и систематизацией сведений об эпохе Возрождения, ее особенностей в различных странах. Несмотря на то, что многое уже известно об этом периоде времени, все более новые факты появляются в исследовательских работах многих ученых.
Для написания данного реферата использовались различные методические пособия, а также научная литература и интернет-источники, являющиеся общедоступными.
В конкретно-историческом значении Возрождение, или Ренессанс (от французского Renaissance), - эпоха становления раннебуржуазной культуры (в Западной и Центральной Европе в XIV-XVI веках); развитие духовной культуры в период от Средневековья до Нового времени, которое характеризовалось гуманистическим мировоззрением, подъем светской науки и искусства, становлением национального языка, литературы и национального самосознания [1, c. 62].
В результате складывалась новая, преимущественно светская культура, социальным оплотом которой становились города, а выразителями – представители творческой интеллигенции, общественные и политические деятели. На базе этой культуры формировалось новое ренессансно-гуманистическое мировоззрение, в котором отразились изменения, происходившие во взглядах на мир, природу, человека. Основу гуманизма эпохи Возрождения составили:
Культура
эпохи Возрождения неоднородна
и противоречива. Светские и натуралистические
элементы переплетались с религиозно-
Эпоха
Ренессанса подарила миру множество
выдающихся ученых, философов, гуманистов,
которые изменили средневековые
взгляды и сформировали совершенно
новое ренессансно-гуманистическое мировоззрение.
Поэтому целью данной работы является
исследование и изучение наиболее важных
моментов в истории белорусских земель
в этот период времени и наиболее ярких
представителей гуманистического движения:
Франциска Скорины, Николая Гусовского
и Яна Вислицкого.
1 ОСОБЕННОСТИ
РЕНЕССАНСНОЙ КУЛЬТУРЫ НА
В разных странах Ренессанс не совпадал хронологически и типологически. В отличие от классического итальянского Возрождения ренессансную культуру к северу от Альп называют северным Возрождением, особенностями которого были связь с Реформацией, национально-культурное движение, компромисс с феодально-религиозной традицией. С культурно-типологической точки зрения, Возрождение в Беларуси относится к восточноевропейскому, которое, в свою очередь, входит в состав северного Возрождения [2, c. 282-283].
В XV-XVI веках сложились предпосылки для становления отечественной культуры Возрождения, среди которых – рост городов как центров ремесла, торговли и общественно-политической деятельности, политическая централизация и стабилизация общества, формирование старобелорусского языка, белорусской народности и национального самосознания, расширение международных связей с передовыми странами Запада, в частности с Италией, гуманистическое и реформационное движение, развитие образования, появление книгопечатания, развитие искусства [1, c. 26-38].
Наличие в Беларуси XVI-XVII веках ренессансного гуманизма и соответствующей культуры доказали белорусские исследователи 1970-х-1980-х годов(прежде всего С.А. Подошкин, В.М. Конон и др.). Споры ведутся только о том, насколько глубоко проникла новая культура в тогдашнюю жизнь общества. По мнению С.А. Подошкина, Возрождение в Беларуси следует понимать в единстве общеевропейского и регионально-национального, обладавшем общими и специфическими чертами. Возрождение и ренессансный гуманизм в Беларуси обладали определенными особенностями:
В
ренессансно-гуманистической
Первое направление было представлено идеологами отечественной народной Реформации и частью демократической оппозиции в православии (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др.). Большинство из них отрицательно относилось к античной философии, авторитетам теологии, схоластики, официального церковного учения. Неизменными для них оставались личная вера и Священное писание. Человек, считали они, постигает истину либо религиозно-интуитивно, либо посредством индивидуального осмысления Библии. Радикальными мыслителями актуализировались такие социально-нравственные ценности, как равенство, братство, человеколюбие, миролюбие, которые провозглашались основными принципами духовного возрождения человека и общества.
Второе направление (Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Беняш Будный, Лаврентий Зизаний, Симеон Полоцкий и др.) социальной базой имело как протестантское, так и православное шляхетско-мещанское сословие. Умеренным гуманистам были свойственны компромиссные формы согласования античной, средневеково-христианской и ренессансно-гуманистической культурно-философской традиции. Теоретическое обоснование своей деятельности они находили в концепциях античной философской мысли, текстах Библии. Новые идеи онтологии и гносеологии умеренные гуманисты разрабатывали главным образом на основе религиозного рационализма и свободомыслия. Для них характерен взгляд на философию как прикладную дисциплину, имеющую значение для совершенствования социально-политических и религиозно-церковных институтов, морали, общества.
Третье
направление, атеистическо-гуманистическое
(Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир
Лыщинский и др.) порывает со схоластикой,
теологией. Религией, обратившись к материалистической
и атеистической философской мысли античности
и эпохи Возрождения. С этим направлением
в отечественной философской мысли связано
материалистическо-
Говоря
об особенностях Ренессансной культуры
на белорусских землях, можно сделать
вывод, что реформаторское движение
положительно повлияло на становление
белорусской культуры. Оно способствовало
стабилизации общества, развитию образования
и искусства. А также главным образом повлияло
на формирование белорусской народности
и национального самосознания.
2
ФРАНЦИСК СКОРИНА –
Франциск Скорина жил в эпоху, когда в Белоруссии уже весьма явственно обозначались признаки разложения феодально-средневекового теологического и становления нового, раннебуржуазного мировоззрения, нацинального самосознания.
Мировоззрение Скорины является отражением ренессансно-гуманистических идей и представлений. Культура эпохи Возрождения в Белоруссии представляет собой единство общеевропейского и регионально-национального. Характер философско-этических взглядов Скорины выразился в своеобразном синтезе средневеково-христианских, античных и ренессансно-гуманистических идей. Существенное влияние на его мировоззрение оказала древнерусская народно-этическая и эстетическая, а также литературно-философская традиция.
В центре внимания белорусского мыслителя-гуманиста находится проблема человека и общества. В связи с ней Скориной рассматриваются назначение, смысл жизни, духовный мир; вопросы происхождения моральных представлений, духовно-нравственной свободы и т.д.
В центре внимания Скорины находится духовный мир человека, его ценности, идеалы, предназначение. «Да совершен будет человек божий, - постулирует мыслитель, - и на всяко дело добро уготован, яко святый апостол Павел пишеть. И сего ради святые писма уставлена суть к нашему навчению, исправлению, духовному и телесному, различными обычаи» [3,c. 9]. Для Скорины характерен ярко выраженный интеллектуализм, взгляд на познание как на одну существенных функций духовной природы человека. В основе его этической концепции лежит мысль о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы и что от этого зависит совершенство общественной жизни.
Идеалом для Скорины является человек, соединяющий в себе библейскую мудрость и мудрость философскую, «духа и философии исполненный еврейского языка и греческого досконале умелый» [3, c. 22]. В данном высказывании, во-первых, видна характерная для Скорины попытка синтеза культурно-философских традиций античности и христианства, во-вторых, ренессансно-гуманистическая трактовка научной деятельности, предполагающая совершенное знание древних языков.