Родоначальники Ренессанса в белорусской культуре – Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы подтверждается также тем, что для написания реферата использованы источники, авторы которых длительный период времени занимались исследованием и систематизацией сведений об эпохе Возрождения, ее особенностей в различных странах. Несмотря на то, что многое уже известно об этом периоде времени, все более новые факты появляются в исследовательских работах многих ученых.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
1 Особенности Ренессансной культуры на белорусских землях……...5
2 Франциск Скорина – белорусский гуманистический деятель………10
3 Николай Гусовский и Ян Вислицкий – основатели ренессансной поэзии в ВКЛ………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по истории беларуси.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра экономической истории 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

          по дисциплине: История Беларуси

    на  тему: «Родоначальники Ренессанса в белорусской культуре – Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий» 
     
     
     
     

Студентка                                                                                Ю.В. Крутовцова

ФМК, 1-й курс, ДММ-1                                                                       

                                                            

Проверил                                                                              Г.В. Алексашина

Ассистент 
 
 

Минск 2009 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................3

1 Особенности Ренессансной культуры на белорусских землях……...5

2 Франциск Скорина – белорусский гуманистический деятель………10

3 Николай Гусовский и Ян Вислицкий – основатели ренессансной поэзии в ВКЛ………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованных источников……………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Культура  и философия эпохи Возрождения  вызывает неослабевающий интерес у  исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромным значением для мировой и национальной культуры.

      Актуальность  выбранной темы подтверждается также тем, что для написания реферата использованы источники, авторы которых длительный период времени занимались исследованием и систематизацией сведений об эпохе Возрождения, ее особенностей в различных странах. Несмотря на то, что многое уже известно об этом периоде времени, все более новые факты появляются в исследовательских работах многих ученых.

      Для написания данного реферата использовались различные методические пособия, а также научная литература и интернет-источники, являющиеся общедоступными.

      В конкретно-историческом значении Возрождение, или Ренессанс (от французского Renaissance), - эпоха становления раннебуржуазной культуры (в Западной и Центральной Европе в XIV-XVI веках); развитие духовной культуры в период от Средневековья до Нового времени, которое характеризовалось гуманистическим мировоззрением, подъем светской науки и искусства, становлением национального языка, литературы и национального самосознания [1, c. 62].

      В результате складывалась новая, преимущественно  светская культура, социальным оплотом которой становились города, а выразителями – представители творческой интеллигенции, общественные и политические деятели. На базе этой культуры формировалось новое ренессансно-гуманистическое мировоззрение, в котором отразились изменения, происходившие во взглядах на мир, природу, человека. Основу гуманизма эпохи Возрождения составили:

  • представление о самодовлеющей ценности человеческой жизни, или возрожденческий антропоцентризм. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрения человека в его прежде всего земном предназначении, решение его проблем главным образом исходя из реальных условий бытия;
  • учение об абсолютной духовной свободе, т.е. о неограниченных возможностях человека в его отношении к самому себе, познанию, творчеству, миру. Утверждалась ценность гармоничной, всесторонне развитой личности – мастера, художника, ученого, философа;
  • натурализм как универсальный способ интерпретации человека и природно-социальной реальности. Создается пантеистическая картина мира, тяготеющая к отрицанию божественного творения.
  • постепенное преодоление догматизма, схоластики, становление критической мысли.

          Культура  эпохи Возрождения неоднородна  и противоречива. Светские и натуралистические  элементы переплетались с религиозно-мистическими, гражданственность – с крайним индивидуализмом и аморализмом, учение о высоком достоинстве человека – с осознанием его бессилия.

          Эпоха Ренессанса подарила миру множество  выдающихся ученых, философов, гуманистов, которые изменили средневековые  взгляды и сформировали совершенно новое ренессансно-гуманистическое мировоззрение. Поэтому целью данной работы является исследование и изучение наиболее важных моментов в истории белорусских земель в этот период времени и наиболее ярких представителей гуманистического движения: Франциска Скорины, Николая Гусовского и Яна Вислицкого. 

1 ОСОБЕННОСТИ  РЕНЕССАНСНОЙ КУЛЬТУРЫ НА БЕЛОРУССКИ  ЗЕМЛЯХ

          В разных странах Ренессанс не совпадал хронологически и типологически. В  отличие от классического итальянского Возрождения ренессансную культуру к северу от Альп называют северным Возрождением, особенностями которого были связь с Реформацией, национально-культурное движение, компромисс с феодально-религиозной традицией. С культурно-типологической точки зрения, Возрождение в Беларуси относится к восточноевропейскому, которое, в свою очередь, входит в состав северного Возрождения [2, c. 282-283].

          В XV-XVI веках сложились предпосылки для становления отечественной культуры Возрождения, среди которых – рост городов как центров ремесла, торговли и общественно-политической деятельности, политическая централизация и стабилизация общества, формирование старобелорусского языка, белорусской народности и национального самосознания, расширение международных связей с передовыми странами Запада, в частности с Италией, гуманистическое и реформационное движение, развитие образования, появление книгопечатания, развитие искусства [1, c. 26-38].

          Наличие в Беларуси XVI-XVII веках ренессансного гуманизма и соответствующей культуры доказали белорусские исследователи 1970-х-1980-х годов(прежде всего С.А. Подошкин, В.М. Конон и др.). Споры ведутся только о том, насколько глубоко проникла новая культура в тогдашнюю жизнь общества. По мнению С.А. Подошкина, Возрождение в Беларуси следует понимать в единстве общеевропейского и регионально-национального, обладавшем общими и специфическими чертами. Возрождение и ренессансный гуманизм в Беларуси обладали определенными особенностями:

    • меньший удельный вес светского начала в культуре в силу того, что в экономике были менее выражены буржуазные (прокапиталистические) проявления, существовала большая зависимость городов и местечек от феодалов;
    • столкновение «восточной» и «западной» культурно-философских и религиозно-церковных традиций, что обусловлено геополитическим положением белорусских земель;
    • влияние идеи генетического и историко-культурного родства русского, белорусского и украинского народов; осуществляется становление русской, белорусской, украинской, литовской, польской культур и в силу этого – переплетение тенденций национально-культурного и интеграционного характера;
    • патриотическая и демократическая культурно-просветительская тенденция ряда деятелей и мыслителей эпохи Возрождения;
    • проявление в большей степени синтеза натурализма и теологизма, безрелигиозных и религиозно-христианских ценностей, в связи с чем отечественный гуманизм нередко принимал форму т.н. христианского гуманизма, т.е. духовного феномена, не порывавшего с религиозно-христианским мировоззрением, но подвергающего его определенной ревизии с позицией Ренессанса;
    • проявление не столько философского пантеизма, сколько религиозного рационализма, частично атеизма и материализма;
    • восточноевропейскому гуманизму, в т.ч. ренессансному процессу в Беларуси, свойственно утверждение естественной природы человека, но при этом гуманисты (Ф. Скорина, А. Волан и ряд других) не отрицали ее божественной сущности.
    • во взглядах на предназначение человека идея индивидуальной, субъективной свободы в большей степени, чем в западноевропейской мысли, ограничивалась интересами общественного блага («посполитое доброе» у Ф. Скорины). Определяла это в значительной степени (наряду с более низким уровнем городской культуры) мощная общественно-культурная древнерусская традиция в силу специфики исторического развития белорусских земель. Поэтому в отечественном гуманизме практически не встречается его «обратная сторона», абсолютизация свободы. Человеческая индивидуальность не игнорировалась (иначе это не являлось бы гуманизмом), но ставилась на службу обществу («каждый христианин свое имея дарование к посполитого доброго размножению да уделяет» - Франциск Скорина);
    • проявлялась тесная связь отечественного гуманизма с Реформацией, главным образом с ее радикальными течениями.
    • в философской культуре Беларуси до 70-х годов XVI века при наличии религиозно-христианской теологической (православной, католической, протестантской) практически не существовало философско-схоластической традиции, отсутствовали учебные заведения, где бы преподавалась «школьная философия» в качестве специального предмета. Философско-схоластическое знание было в основном привнесенным, его носителями являлись светские и духовные лица, которые учились в университетах Западной и Центральной Европы. Поэтому ренессансно-гуманистическая мысль Беларуси и Литвы первоначально столкнулась главным образом с ортодоксальной религиозно-христианской традицией. Борьба шла преимущественно на основе религиозно-философских, а не собственно философских идей, то есть предметом рассмотрения были христианские догматы, морально-этические и социальные концепции [1, c. 43-68].

       В ренессансно-гуманистической философской  мысли Беларуси XVI-XVII веков не было единого единства. В ней выделяют три направления: радикальное реформационно-гуманистическое, умеренное реформационно-гуманистическое и атеистическо-гуманистическое (в зависимости от отношения к предыдущей культурно-философской и религиозно-теологической традиции).

       Первое  направление было представлено идеологами отечественной народной Реформации и частью демократической оппозиции в православии (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др.). Большинство из них отрицательно относилось к античной философии, авторитетам теологии, схоластики, официального церковного учения. Неизменными для них оставались личная вера и Священное писание. Человек, считали они, постигает истину либо религиозно-интуитивно, либо посредством индивидуального осмысления Библии. Радикальными мыслителями актуализировались такие социально-нравственные ценности, как равенство, братство, человеколюбие, миролюбие, которые провозглашались основными принципами духовного возрождения человека и общества.

       Второе  направление (Франциск Скорина, Николай  Гусовский, Михалон Литвин, Сымон  Будный, Андрей Волан, Беняш Будный, Лаврентий Зизаний, Симеон Полоцкий и др.) социальной базой имело  как протестантское, так и православное шляхетско-мещанское сословие. Умеренным гуманистам были свойственны компромиссные формы согласования античной, средневеково-христианской и ренессансно-гуманистической культурно-философской традиции. Теоретическое обоснование своей деятельности они находили в концепциях античной философской мысли, текстах Библии. Новые идеи онтологии и гносеологии умеренные гуманисты разрабатывали главным образом на основе религиозного рационализма и свободомыслия. Для них характерен взгляд на философию как прикладную дисциплину, имеющую значение для совершенствования социально-политических и религиозно-церковных институтов, морали, общества.

       Третье  направление, атеистическо-гуманистическое (Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир  Лыщинский и др.) порывает со схоластикой, теологией. Религией, обратившись к материалистической и атеистической философской мысли античности и эпохи Возрождения. С этим направлением в отечественной философской мысли связано материалистическо-атеистическое решение проблемы происхождения мира и соотношения материи и сознания; утверждение естественного характера основ человеческой нравственности; признание индивидуального разума и чувств в качестве основных средств познания; представление о религии как сознательном обмане; убежденность в лживости как теологии, так и всякой зависимой от религии философии.

       Говоря  об особенностях Ренессансной культуры на белорусских землях, можно сделать  вывод, что реформаторское движение положительно повлияло на становление  белорусской культуры. Оно способствовало стабилизации общества, развитию образования и искусства. А также главным образом повлияло на формирование белорусской народности и национального самосознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 ФРАНЦИСК СКОРИНА – БЕЛОРУССКИЙ  ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

       Франциск Скорина жил в эпоху, когда в Белоруссии уже весьма явственно обозначались признаки разложения феодально-средневекового теологического и становления нового, раннебуржуазного мировоззрения, нацинального самосознания.

       Мировоззрение Скорины является отражением ренессансно-гуманистических идей и представлений. Культура эпохи Возрождения в Белоруссии представляет собой единство общеевропейского и регионально-национального. Характер философско-этических взглядов Скорины выразился в своеобразном синтезе средневеково-христианских, античных и ренессансно-гуманистических идей. Существенное влияние на его мировоззрение оказала древнерусская народно-этическая и эстетическая, а также литературно-философская традиция.

       В центре внимания белорусского мыслителя-гуманиста находится проблема человека и общества. В связи с ней Скориной рассматриваются назначение, смысл жизни, духовный мир; вопросы происхождения моральных представлений, духовно-нравственной свободы и т.д.

       В центре внимания Скорины находится  духовный мир человека, его ценности, идеалы, предназначение. «Да совершен будет человек божий, - постулирует мыслитель, - и на всяко дело добро уготован, яко святый апостол Павел пишеть. И сего ради святые писма уставлена суть к нашему навчению, исправлению, духовному и телесному, различными обычаи» [3,c. 9]. Для Скорины характерен ярко выраженный интеллектуализм, взгляд на познание как на одну существенных функций духовной природы человека. В основе его этической концепции лежит мысль о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы и что от этого зависит совершенство общественной жизни.

       Идеалом для Скорины является человек, соединяющий  в себе библейскую мудрость и мудрость философскую, «духа и философии  исполненный еврейского языка и  греческого досконале умелый» [3, c. 22]. В данном высказывании, во-первых, видна характерная для Скорины попытка синтеза культурно-философских традиций античности и христианства, во-вторых, ренессансно-гуманистическая трактовка научной деятельности, предполагающая совершенное знание древних языков.

Информация о работе Родоначальники Ренессанса в белорусской культуре – Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий