Родоначальники Ренессанса в белорусской культуре – Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы подтверждается также тем, что для написания реферата использованы источники, авторы которых длительный период времени занимались исследованием и систематизацией сведений об эпохе Возрождения, ее особенностей в различных странах. Несмотря на то, что многое уже известно об этом периоде времени, все более новые факты появляются в исследовательских работах многих ученых.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
1 Особенности Ренессансной культуры на белорусских землях……...5
2 Франциск Скорина – белорусский гуманистический деятель………10
3 Николай Гусовский и Ян Вислицкий – основатели ренессансной поэзии в ВКЛ………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по истории беларуси.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

       Ученые  не могут решить, кто же он, — поляк, белорус или кто–то другой. По одной  версии, родом поэт из городка Вислица, что по дороге из Варшавы в Краков. Но у белорусских ученых другое мнение. Жанна Некрашевич–Короткая, переиздавшая сейчас поэму «земляка», утверждает, что писатель родом из Беларуси. Возможно, из Пинского района, где протекает река Вислица, в бассейне Припяти. 
                В своих произведениях Вислицкий выглядит больше патриотом Литвы, а не польской Короны и особо отмечает «белых русинов, прославившихся военной доблестью» (albos belli celebres virtute Ruthenos). Это, пожалуй, первое упоминание о белорусах в художественной литературе того времени. 
                Писал Вислицкий, как и Гусовский, по–латински — на «общепонятном языке» своего времени. До недавнего времени был известен только один экземпляр книги «Bellum Prutenum». И вот во Вроцлаве Жанна Некрашевич–Короткая обнаружила второй. Такие находки — большая удача и чрезвычайная редкость. Причем вроцлавское издание «Прусской войны» оказалось с «приложением» — виршем «О сегодняшней Прусской войне». В нем описываются события 1519 — 1521 годов, когда немцы пытались взять реванш за Грюнвальд, но опять просчитались. «Вклейка» — своего рода гимн военному гению короля Жигимонта.

       По  стилю эти строки напоминают слог именно Вислицкого. Если они и вправду  принадлежат именно ему, то и дата смерти поэта отодвигается на несколько  лет вперед. Это произведение не упоминают другие исследователи  — они не знали о его существовании. Хотя предполагалось, что если Вислицкий написал о прошлой Прусской войне, то должен был обмолвиться и о современной ему. И вот у нас на руках подтверждение догадки. Поэма, если подтвердится авторство Вислицкого, может считаться находкой века в старобелорусской литературе.

           «Прусская война» рассказывает не только о кровавых баталиях. Это и гимн венценосным особам. В частности, Ягайле. Его Ян Вислицкий наперекор моде своего времени отказался сравнивать с выдающимися античными полководцами, а поставил выше Юлия Цезаря и Гектора.

       Как поэты эпохи Ренессанса Николай  Гусовский и Ян Вислицкий создавали  образы активных, верных друг другу, смелых по духу, мужественных людей. В своих  произведениях они утверждают деятельный и нравственно-рационалистический характер человеческой жизни. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Белорусские мыслители эпохи Возрождения  обогатили отечественную философскую  культуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшего  развития философской и общественно-политической мысли в Беларуси.

       Важнейшим результатом развития отечественной ренессансно-гуманистической общественно-философской мысли является скорининская идея приобщения народа, «людей простых посполитых русского языка» к духовно-культурным ценностям. Эта идея была обусловлена специфическим характером ренессансно-гуманистического мировоззрения мыслителей Беларуси, демократическо-просветительской конкретизацией идеи общего блага, общественной и духовно-культурной деятельности.

       Важнейшим результатом духовно-культурного  развития белорусского общества в эпоху Возрождения стало становление национального самосознания, что отражалось в общественно-философской мысли. Как наиболее значимые обосновывались идеи интеллектуального и нравственного совершенствования человека в контексте его принадлежности к христианской культуре, конкретной родине, народу; гражданского и религиозного мира и согласия; национальной духовной культуры и языка.

       Вместе  с тем следует отметить, что общественно-политическое сознание данного периода отягощено грузом сословно-корпоративных, классово-иерархических представлений. Права, свободы распространялись, прежде всего, на светских и духовных феодалов, частично – на мещанское сословие. Процесс национальной консолидации белорусского этноса был осложнен во второй половине XVI века в связи с образованием Речи Посполитой. Политическая уния с Польшей положила начало полонизации части феодального сословия, создала неблагоприятные условия для развития духовной культуры белорусов. В то же время она побуждала к поискам новых форм защиты и сохранения политического и национально-культурного суверенитета.

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

       1. Старастенко, В.В. Общественная и философская мысль Беларуси X-XVII вв./ В.В. Старастенко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 216 с.

       2. Подокшин, С.А. Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник./ Подокшин С.А. – Минск, 1990. – 631 с.

       3. Скарына Ф. Прадмовы i Пасляслоуi. – Мiнск, «Навука i тэхнiка», 1969. – 240 с.

       4. Франциск Скорина – белорусский  гуманист, просветитель, первопечатник.  – Минск, «Вышэйшая школа», 1989. – 206 с.

       5. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси: учеб. пособие. – Минск: Амалфея, 2004. – 352 с. 
 

        
 
 
 
 
 

           
 

        

Информация о работе Родоначальники Ренессанса в белорусской культуре – Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий