Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, реферат
Актуальность выбранной темы подтверждается также тем, что для написания реферата использованы источники, авторы которых длительный период времени занимались исследованием и систематизацией сведений об эпохе Возрождения, ее особенностей в различных странах. Несмотря на то, что многое уже известно об этом периоде времени, все более новые факты появляются в исследовательских работах многих ученых.
Введение......................................................................................................3
1 Особенности Ренессансной культуры на белорусских землях……...5
2 Франциск Скорина – белорусский гуманистический деятель………10
3 Николай Гусовский и Ян Вислицкий – основатели ренессансной поэзии в ВКЛ………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………21
Ученые
не могут решить, кто же он, — поляк,
белорус или кто–то другой. По одной
версии, родом поэт из городка Вислица,
что по дороге из Варшавы в Краков.
Но у белорусских ученых другое мнение.
Жанна Некрашевич–Короткая, переиздавшая
сейчас поэму «земляка», утверждает, что
писатель родом из Беларуси. Возможно,
из Пинского района, где протекает река
Вислица, в бассейне Припяти.
В своих произведениях Вислицкий выглядит
больше патриотом Литвы, а не польской
Короны и особо отмечает «белых русинов,
прославившихся военной доблестью» (albos
belli celebres virtute Ruthenos). Это, пожалуй, первое
упоминание о белорусах в художественной
литературе того времени.
Писал Вислицкий, как и Гусовский, по–латински
— на «общепонятном языке» своего времени.
До недавнего времени был известен только
один экземпляр книги «Bellum Prutenum». И вот
во Вроцлаве Жанна Некрашевич–Короткая
обнаружила второй. Такие находки — большая
удача и чрезвычайная редкость. Причем
вроцлавское издание «Прусской войны»
оказалось с «приложением» — виршем «О
сегодняшней Прусской войне». В нем описываются
события 1519 — 1521 годов, когда немцы пытались
взять реванш за Грюнвальд, но опять просчитались.
«Вклейка» — своего рода гимн военному
гению короля Жигимонта.
По стилю эти строки напоминают слог именно Вислицкого. Если они и вправду принадлежат именно ему, то и дата смерти поэта отодвигается на несколько лет вперед. Это произведение не упоминают другие исследователи — они не знали о его существовании. Хотя предполагалось, что если Вислицкий написал о прошлой Прусской войне, то должен был обмолвиться и о современной ему. И вот у нас на руках подтверждение догадки. Поэма, если подтвердится авторство Вислицкого, может считаться находкой века в старобелорусской литературе.
«Прусская война» рассказывает не только о кровавых баталиях. Это и гимн венценосным особам. В частности, Ягайле. Его Ян Вислицкий наперекор моде своего времени отказался сравнивать с выдающимися античными полководцами, а поставил выше Юлия Цезаря и Гектора.
Как
поэты эпохи Ренессанса Николай
Гусовский и Ян Вислицкий создавали
образы активных, верных друг другу, смелых
по духу, мужественных людей. В своих
произведениях они утверждают деятельный
и нравственно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Белорусские
мыслители эпохи Возрождения
обогатили отечественную
Важнейшим
результатом развития отечественной ренессансно-гуманистической
общественно-философской мысли является
скорининская идея приобщения народа,
«людей простых посполитых русского языка»
к духовно-культурным ценностям. Эта идея
была обусловлена специфическим характером
ренессансно-гуманистического мировоззрения
мыслителей Беларуси, демократическо-
Важнейшим
результатом духовно-
Вместе с тем следует отметить, что общественно-политическое сознание данного периода отягощено грузом сословно-корпоративных, классово-иерархических представлений. Права, свободы распространялись, прежде всего, на светских и духовных феодалов, частично – на мещанское сословие. Процесс национальной консолидации белорусского этноса был осложнен во второй половине XVI века в связи с образованием Речи Посполитой. Политическая уния с Польшей положила начало полонизации части феодального сословия, создала неблагоприятные условия для развития духовной культуры белорусов. В то же время она побуждала к поискам новых форм защиты и сохранения политического и национально-культурного суверенитета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Старастенко, В.В. Общественная и философская мысль Беларуси X-XVII вв./ В.В. Старастенко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 216 с.
2. Подокшин, С.А. Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник./ Подокшин С.А. – Минск, 1990. – 631 с.
3. Скарына Ф. Прадмовы i Пасляслоуi. – Мiнск, «Навука i тэхнiка», 1969. – 240 с.
4.
Франциск Скорина –
5.
Козел, А.А. Философская мысль Беларуси:
учеб. пособие. – Минск: Амалфея, 2004. –
352 с.