Роль личности в истории России Иван IV Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Я поставил себе цель изучить деяния знаменитого царя и разобраться, какую же роль сыграло его правление.
Для оценки роли Ивана Грозного в истории необходимо проанализировать:
1)личность Ивана Грозного, как человека и государственного деятеля;
2)его политическую деятельность;
3)результаты его правления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Приход Ивана IV Грозного к власти……………………………….....4
Основная часть:
Личность Ивана Грозного, как человека государственного деятеля.6
Политическая деятельность……………………………………….......7
Реформы…………………..…………………………………………...10
Судебник………………………………………………………………13
Опричнина…………………………………………………………….14
Вывод………………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Роль личности в истории России Иван IV Грозный.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Ливонская война завершилась  для Московского государства полным поражением, что было следствием его экономической отсталости и неспособности опричного войска успешно сражаться с внешними врагами.

 

Реформы

 

Появление реформ ускорили пожар в Москве 1547 года и последовавшее за ним народное восстание.  Царь ответил казнями, и движение улеглось после многих жертв. Все это полугодие 1547 года для Ивана было рядом сильных переживаний. Современники именно к этому периоду относили начало внутренней перемены в молодом царе. После неурожайного посевного сезона 1548 – 1549 года положение народа еще более ухудшилось. Стало ясно, что стране необходимы реформы, нужно было укреплять государственность и централизацию власти. В начале XVI века уже завершилось объединение русских земель вокруг Москвы, но управление происходило при помощи тех учреждений, что сформировались еще в мелких княжествах в период раздробленности, что фактически исключало всякую возможность хорошо управлять огромной страной. В 1549 году Иван IV впервые заявил о необходимости перемен.

Было создано объединение группы ближайших соратников Ивана IV – так называемая «Избранная рада». В неё вошли: один из умнейших людей своего времени митрополит московский Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, дьяк Иван Весковатый, дьяк разрядного приказа Иван Выродков, духовник Ивана Васильевича настоятель Благовещенской церкви Сильвестр. Избранная рада была призвана решить насущные проблемы Российского государства. В 1549 году впервые в истории Руси был созван Земский собор, так называемый «Собор примирения». Земский собор представлял собой совещательный орган, в состав которого вошли аристократия, духовенство, служилые люди. Было решено поместить в Московском уезде 1070 дворян, так называемую избранную тысячу», которая должна была стать опорой самодержавия и ядром дворянского ополчения. Правда, этот проект так и не был реализован до конца. В том же 1550 году было создано стрелецкое войско из 3000 свободных людей. Первоначально оно предназначалось для охраны царских дворцов. Стрелецкое войско стало прообразом русской гвардии. Стрельцы проживали в одном районе и имели право в свободное от несения службы время заниматься дополнительными промыслами. Была проведена реформа налогообложения, так как государству требовались дополнительные деньги для своего развития. Теперь вновь основываемые слободы в городах лишались податных и судебных льгот. В 1551 году состоялся так называемый «Стоглавый собор», получивший своё название по числу разделов, содержащихся в выпущенном этим собором постановлении. Был создан общерусский пантеон святых, за образцы иконописи было решено взять Андрея Рублёва и византийскую иконопись. Иван IV потребовал от церкви, чтобы та отказалась от большей части своих владений и кормила себя своими силами. Но тогда церковь не поступилась ни на шаг. Это вызвало сильный гнев Ивана Грозного, и через несколько лет им всё равно были изданы два очень важных указа: церковь больше не могла получать земли без разрешения царя, у церкви отнимались земли, полученные ей в конце 30-х – начале 40-х годов в период боярского правления. В 1552 году была создана так называемая «Дворовая тетрадь» - список членов государственного двора из, приблизительно, 4000 человек, из числа которых и назначались на должности в государстве военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие. В 1555 – 1556 годах окончательно было отменено наместническое управление, было отменено «кормление», вследствие чего у казны появились дополнительные деньги – так называемый «кормлёный откуп». Всё больше развивалось местное управление, окончательно завершилась губная реформа в районах частного землевладения, в черносошных землях появились выборные власти. Из зажиточных крестьян теперь стали выбирать земских старост, усилилось значение приказов. Ввели ряд ограничений на вотчинные земли, увеличился размер пожилого при переходе крестьян (теперь крестьянину стало труднее перейти от одного хозяина к другому), сузили институт холопства – запретили обращать в холопы дворян. В 1550-х годах была проведена перепись земель для того, чтобы упорядочить обеспечение землей дворянства. Была введена новая единица налогообложения – большая соха. В 1555 году было издано уложение о военной службе. Был указан минимальный размер поместья, с которого должен был выйти полностью экипированный человек. Если «план» по призыву перевыполнялся, то человеку выплачивались «премиальные» из «кормлёного откупа», если недовыполнялся – назначался штраф. В отношении военной службы вотчины теперь приравнивались к поместьям, и обязанности у них стали одинаковыми. Произошла реорганизация армии – теперь основную часть составляло конное феодальное ополчение, далее шли люди «по прибору» (по призыву) и ополчение крестьян и горожан. Теперь на время военных действий отменялся принцип местничества, по которому назначения на руководящие посты производились в соответствии с происхождением человека. К осени 1559 года Иван IV по сути прекратил реформаторскую деятельность.

Эти реформы значительно укрепили централизованную государственную власть, её социальное опору – служилое дворянство. Стало меньше возможностей для злоупотребления своим положением,  церковь лишили возможности бесконтрольно увеличивать свои владения. В целом эти реформы очень благотворно сказались на развитии Российского государства, в том числе, этот период был благодатен для народа.

Судебник

 

На Соборе примирения было принято  важное решение – постановление  о создании нового Судебника –  правового кодекса. Новый Судебник был создан на основе старого от 1497 года. В нем затрагиваются существенные вопросы землевладения. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель.

Основные направления  кодекса: судебная система и государственное и местное управление, социально-экономическое, военные преобразования, отношения с церковью.

Наместники лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, представители  населения обязательно участвовали  в наместническом суде (в случае несправедливого решения могла быть написана жалоба, которая могла иметь нехорошие последствия нечестных людей). Важнейшие отрасли самоуправления передавались так называемым «губным старостам» и городским приказчикам. Расширились функции выборных городских приказчиков, дворяне объявлялись неподсудными наместникам (теперь только царский суд мог судить дворян). Судебник 1550 года включил в себя упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян в Юрьев день, ужесточил наказания за разбой, ввёл статьи о наказании за взяточничество, отменил податные льготы монастырей, а также множество других статей.

Издание судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходил вновь издаваемый закон: 1) доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона; 2) приговор царя, формулирующий норму, которая должна была составить содержание нового закона. Само же составление закона и окончательная редакция текста производилась в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составлялись дополнительные статьи Судебника, которые и приписывались к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизировалась указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служило то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

 

Опричнина

 

3 декабря 1564 года царь  со всей семьей под охраной  отряда дворян выехал из Москвы  в Александровскую слободу, где  объявил о своем отречении  от престола и откуда отправил два послания. В первом послании, «гневной грамоте», направленной духовенству и служилым людям, царь описывает все беззакония боярского правления, перечисляет вины бояр и обвинил митрополита и духовенство в зловредном пособничестве. Царь  заявил, что при таких обстоятельствах он вынужден отказаться от престола. В другом послании, «слёзная грамоте», которая читалась в собрании народа, Иван Грозный обращается к посадским людям, повторяет содержание первого послания и добавляет, что на посадских людей у него гнева нет. Иван Васильевич учёл, что после благодатных реформ 1550-х годов, взятия Казани и Астрахани народ будет всецело доверять ему, что и произошло. Находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума в январе 1565 года отправила делегацию к царю, уговаривая его вернуться на престол. Делегация согласилась на чудовищные условия возврата, из которого вырос чудовищный эксперимент, называемый "опричниной".

Таким образом, Иван Грозный  приходит к разрыву с политикой  реформ, осуществлявшихся через Избранную раду, и вводит опричнину.

Причины разрыва с политикой реформ, осуществлявшихся через Избранную раду:

  1. Его личное мнение, что реформы, осуществлявшиеся Адашевым и Сильвестром, не только не укрепили царскую власть, но и «…стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести почти что равняли с нами…» . Иван IV, окрепнув как политик, жаждал немедленной самодержавной власти: «Но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов…», его не устраивали темпы преобразований, которые отодвигали ее «приход» на будущее;
  2. Самостоятельность взглядов и действий Адашева и Сильвестра, обвиненных Иваном Грозным в фактическом руководстве страной: «…и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало…».
  3. Разногласия с Избранной радой по внешнеполитическим вопросам. Адашев и Сильвестр выступали против продолжения Ливонской войны, когда стала очевидна ее бесперспективность: «Как не вспоминать вечные возражения попа Сильвестра, Алексея Адашева и всех вас против похода на германские города, и как, из-за коварного предложения короля Датского, вы дали ливонцам возможность целый год собирать силы! …Если бы не ваше злобное сопротивление, то, с Божьей помощью, уже вся Германия была бы под православными».

Предпосылки введения опричнины:

  1. Разрыв Ивана IV с Избранной радой и политикой реформ, стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, моральный авторитет церкви;
  2. Ухудшение положения в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, чего не могла обеспечить система местного управления;
  3. Стремление власти спасти свой авторитет, для чего неудачи в войне стали объясняться предательством и кознями бояр;
  4. Религиозные представления царя и народа: Иван Грозный все более верил в свою «богоизбранность», а к населению относился как к холопам: «А государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных».

Нельзя не учитывать и личные качества Ивана IV, о которых говорилось выше: его крайняя мнительность, жестокость, сочетавшиеся с умом и начитанностью, самомнением и веру в божественную природу власти. Смерть Анастасии, митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады, людей отчасти сдерживавших его необузданный характер, усилило влияние его противоречивой личности на ход событий русской истории XVI века.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину (территории, которые не вошли в опричнину). Опричная резиденция царя помещалась в замке, специально выстроенном в центре Москвы. Опричники приносили клятву царю на верность.  Они не должны были общаться с земскими. Одевались опричники в чёрную одежду, как монахи. Конные опричники прикрепляли к сёдлам метлу и собачью голову, и это был знак их деятельности: выметать и выгрызать измену.

Опричники были освобождены  от судебной ответственности. Царь насильственно конфисковал боярские вотчины и передавал их опричникам из дворян. Опричники вели настоящий погром и террор среди населения. Опричнина стала мощной военно-карательной машиной в руках Ивана Грозного. Иван IV развязал в стране массовый террор, который был направлен против всего её населения. Царь пытался укрепить свою личную власть путём нагнетания в стране всеобщего страха. Террор был тотальным.

Историки Р. Ю. Виппер и А. Л. Хорошкевич связывали установление опричных порядков с внешнеполитическими  и военными затруднениями. Опричнина была учреждена, прежде всего, для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое сопротивление всех тех, кто мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Но результаты введения опричнины были прямо противоположными, за время ее существования на западном фронте русские войска не добились сколько-нибудь военных успехов.

В 1566 году был созван Земский  собор, на котором царь выслушал мнения своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого единодушия. Более того, земские деятели настаивали на отмене опричнины. Опричнина вызвала всеобщее недовольство и озлобление против царя. Церковь дала отказ Ивану Грозному поддерживать его деяния. Летом 1568 года произошло антиопричное выступление московских посадских людей. Вся эпоха существования опричнины была временем постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Трудно определить в наше время, какие из заговоров были настоящими, а какие всего лишь плодом мнительности царя и его страха перед собственными подданными. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнины, является карой несоответственно тяжкой.

Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами.

Самой жуткой страницей  опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском  и где творил расправу полтора  месяца. Это произошло только потому, что до царя дошел донос, о желании Новгорода перейти к Литве. «Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни», - пишет англичанин Дж. Горсей.  Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о двух-трех тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. За рубежом его называли Иваном Ужасным или Мучителем.

В итоге всех устрашающих  мер Ивана Грозного военная система  страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены, другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась мало боеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей. Иван Грозный понял, что продолжать издеваться надо страной больше нельзя и в 1572 году отменил опричнину и даже запретил под страхом смерти произносить это слово.

Последствия опричнины:

  1. Ослабление царской власти. Объективно опричнина не столько укрепила центральную власть, сколько ослабила ее. Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать ее, вызвала сильнейший общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты (начало XVII века);
  2. К власти пришли беспринципные, не заботившиеся о судьбе России люди. Боярские группировки не были уничтожены, люди, радевшие за Россию, готовые ради нее отстаивать свою точку зрения в спорах с царем, были устранены или уничтожены;
  3. Поражение в Ливонской войне. Опричнина стала одной из причин поражения в Ливонской войне: спасаясь от ужасов опричнины, народ уходил на окраины государства, таким образом, царь перестал получать и ратных людей и подати, тем более, что командный состав, парализованный страхом, не смог развить первоначальный успех;
  4. Тяжелейший экономический кризис. Государство за время опричнины потеряло огромное количество налогоплательщиков: «Состав жертв его террора ныне изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3 – 4 рядовых служилых землевладельца, а на каждого последнего приходилось по десятку лиц из низших слоев населения» . Остальные, спасая свои жизни, бежали из центра России на ее окраины. В конце XVI века необработанными оказались 90% земель. В несколько раз сократилось число населенных пунктов – сел, деревень.
  5. Падение внутренней и внешней торговли. «В Германии… принимались меры к тому, чтобы не допускать ни московитов к морю, ни европейцев в Москву».
  6. Реальный шаг к становлению крепостничества. Введение режима заповедных лет, когда отменилась норма о крестьянском переходе. Что предопределило утверждение наиболее консервативного типа феодальных отношений и затормозило развитие страны.
  7. Духовный кризис русского общества. Пошатнулась вера в царя, как в «земного бога». Отречение от норм христианской морали, вседозволенность опричников породили страх и апатию в низах общества, дискредитировали церковь, неспособную заступиться за свою паству. В итоге создались духовные предпосылки Смуты.

Информация о работе Роль личности в истории России Иван IV Грозный