В 1902 году Столыпин участвует
в совещании о развитии сельскохозяйственной
промышленности, где он высказался
за уничтожение общинной черезполосицы
и расселение по хуторам. Эта
позиция была высказана позже в 1906 году
и в комбинации с другими новшествами
была принята как "Столыпинская реформа".
В марте 1903 года П. А. Столыпина
назначают губернатором в более
крупную и важную саратовскую
губернию. Здесь и застала его
первая революция, для подавления которой он применил
весь арсенал средств - от прямого обращения
к народу до расправы с помощью казаков.
В апреле 1906 года Столыпин назначается
министром внутренних дел, хотя
и не ожидал такого назначения.
Борьба с революцией ложится
на его плечи. А 24 августа 1906 года
опубликовывается правительственная
программа, содержащая две части: репрессивную
и реформистской, являющейся, по своей
сути, аграрной реформой.
Столыпина и Дума.
П.А.Столыпин пришел к власти
в переломный момент, когда в
правящих кругах происходил
пересмотр политического курса. Новый
курс представлял собой попытку царизма
укрепить свою социальную опору, расшатанную
революцией, сделав ставку на крестьянство.
Столыпину было доверено обеспечить
сожительство неограниченной власти
самодержавия с народным
"представительством", то есть Думой.
В разгар Московского восстания
был опубликован указ о выборах
в Государственную Думу. По этому
указу выборы не были всеобщими.
Царь так выразил свое опасение:
идти слишком большими шагами
нельзя. Несмотря на то, что
избирательное право получили те, кто
его раньше не имел, и прежде всего рабочие,
его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая
часть населения окраин. Избирательное
право не было равным. Все выборщики делились
на курии - сословно-цензовую систему представительства.
Для буржуазии существовала двухступенчатая
система выборов, для рабочих - трехступенчатая,
для крестьян - четырехступенчатая. Это
позволяло отсеивать неугодных кандидатов
в ходе промежуточных выборов.
20 февраля 1906 года Государственный Совет
был преобразован в верхнюю законодательную
палату, находящуюся между Думой и царем.
Половина членов Госсовета назначалась
царем, половина избиралась, причем 3/4
мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне
в Госсовете представлены не были. За несколько
дней до открытия Думы правительство опубликовало
"Основные государственные законы",
в которых за царем оставался титул самодержца.
Состав Первой Думы. Аграрный
вопрос в Думе. Первое совещание
Думы открылось 27 апреля 1906 года.
Места в ней распределились
следующим образом: октябристы - 16, кадеты
- 179, трудовики - 97, беспартийные - 105, представители
национальных окраин - 63, социал-демократы
- 18.
Избранная первая Дума оказалась
наполовину левой, а ее центром
стали кадеты с программой принудительного
отчуждения - аграрного курса, отвергнутого
царем. Это было первое противоречие. Второе
оказалось еще более серьёзным: трудовики
и крестьяне отвергли свой собственный
проект 104-х, содержание которого сводилось
к конфискации помещечьих земель и национализации
всей земли.
Дума была обречена. Поэтому Горемыкин
подписал указ о роспуске Думы
8 июля 1906 года и сразу же ушел
в отставку. Его преемник П.А.Столыпин
расставил близ Таврического
дворца солдат, повесил большой
замок на двери, а по стенам расклеил царский
манифест о роспуске Думы.
Июльский политический кризис
в стране. Наступление реакции.
Разгон Первой Думы был воспринят
революционными партиями как
сигнал к выступлению, активным
действиям. Меньшевики хотя не
провозглашали курс на вооруженное восстание,
но призвали армию и флот присоединиться
к народу; большевики усилили подготовку
к всенародному восстанию, которое, по
их мнению, могло начаться в конце лета
- начале осени 1906 года. 14 июля в Гельсингфорсе
состоялось совещание революционных партий
( социал-демократическая фракция и трудовая
группа Думы, ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров,
Всероссийский учительский союз и т.д.).
Они призвали крестьянство к захвату помещичьих
земель, к борьбе за созыв Учредительного
собрания.
В июле 1906 года поднял восстание
гарнизон в Свеаборге. В восстании участвовало
до 2 тысяч солдат и матросов крепости.
Им помогали отряды финской Красной гвардии.
18 и 19 июля шла ожесточенная артиллерийская
перестрелка между мятежной крепостью
и верными правительству войсками. К Свеаборгу
подошла эскадра, которая прямой наводкой
начала обстрел восставших солдат и матросов.
Несмотря на поддержку матросов Кронштадта,
восстание в Свеаборге 20 июля было подавлено,
а его руководители казнены.
19 августа 1906 года Столыпин подписал указ о введении
военно-полевых судов, но представил его
на рассмотрение Думы только весной 1907
года. За 8 месяцев действия указа было
казнено 1100 человек.
Вторая Дума. Аграрный вопрос
в Думе. 20 февраля 1907 года открылась
Вторая Дума. С начала 1907 года наметился
небольшой рост стачечного и крестьянского
движения. Социал-демократы и эсеры отказались
от тактики бойкота, использовали предвыборную
кампанию для пропаганды своих идей. В
Думу пришли 65 социал-демократов, 104 трудовика,
37 эсеров, представители других левых
партий и сочувствующие им беспартийные
- всего 222 человека. Вместе с тем в Думу
было избрано 54 черносотенца и октябриста,
а кадеты потеряли 80 депутатских мест.
Таким образом, Вторая Дума оказалась
еще более левой, чем Первая Дума, но здесь
заметнее было и политическое размежевание.
Центральным вопросом в Думе
остался крестьянский. Трудовики
и другие левые группы предложили
3 законопроекта, суть которых
сводилась к развитию свободного
фермерского хозяйства на свободной
земле. Социал-демократы
поддержали законопроект трудовиков.
Кроме того, они предлагали резолюции
в защиту рабочих, пострадавших от безработицы.
Социал-демократы возглавили в Думе “левый
блок”.
Председателем Думы был избран
кадет Ф.А.Головин.
Кадеты пересмотрели свою аграрную
программу, убрали пункт о государственном
земельном фонде и переложили половину
выкупа за землю на крестьян, которые желали
ее приобрести в частную собственность.
Разгон Второй Думы. Конец революции.
1 июня 1907 года Столыпин, используя фальшивку, решил
избавиться от сильного левого крыла и
обвинил социал-демократов в “заговоре”
с целью установления республики. Однако
Дума не только не выдала социал-демократическую
фракцию, но даже создала комиссию для
расследования всех обстоятельств. Комиссия
пришла к выводу, что обвинение является
сплошным подлогом. Видя такие настроения
среди депутатов, 3 июня 1907 года царь подписал
манифест о роспуске Думы и об изменении
избирательного закона. В тот же день были
арестованы некоторые члены социал-демократической
фракции. Председатель Думы Ф.А.Головин
дал действиям Столыпина следующую оценку:
это “был действительно заговор, но не
заговор 55 членов Думы против государства,
как утверждается в манифесте, а заговор
Столыпина и К° против народного представительства
и основных государственных законов”.
Избавившись от оппозиционной
думы, Столыпин теперь мог проводить
политику авторитарную и консервативную,
основанную на твердой решимости
обновить страну и укрепить
власть. Для этого почва была
подготовлена новым избирательным
законом.
Новый избирательный закон, обнародованный
также 3 июня 1907 года, делал откровенную
ставку на помещиков и крупную
буржуазию. С этой целью закон
резко увеличивал от курии
землевладельцев, получивших 50 % мест.
Очень ловкий ход был сделан правительством
против кадетов в пользу октябристов:
городская курия была разделена на два
разряда на основе имущественного ценза.
В третьей Государственной Думе
скопилось два большинства. При
голосовании за явно консервативные
проекты фракция октябристов (154 депутата)
голосовала вместе с фракциями правых
и националистов (147 депутатов), а при голосовании
за проекты реформ буржуазного характера
те же октябристы объединялись с кадетами
и примыкавшими к ним фракциями. Существование
двух блоков в Думе позволяло Столыпину
проводить политику лавирования между
помещиками и крупной буржуазией.
Создание третьеиюньской системы,
которую олицетворяла третья
Дума, наряду с аграрной реформой
было вторым шагом превращения
России в буржуазную монархию
(первым шагом была реформа
1861 года).
16 ноября 1907 года, спустя две недели
после начала работы третьей
Думы, Столыпин выступил перед
ней с правительственной декларацией.
Первой и основной задачей
правительства являются не "реформы",
а борьба с революцией.
Второй центральной
задачей правительства Столыпин объявил
проведение аграрного закона 9 ноября
1906 года, являющегося "коренной мыслью
теперешнего правительства...".
Глава 9.
9.1. Аграрная реформа
Целей у реформы было несколько:
социально-политическая - создать в деревне
прочную опору для самодержавия из крепких
собственников, отколов их от основной
массы крестьянства и противопоставив
их ей; крепкие хозяйства должны были стать
препядствием на пути нарастания революции
в деревне; социально-экономическая - разрушить
общину , насадить частные хозяйства в
виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей
силы направить в город, где её поглотит
растущая промышленность; экономическая
- обеспечить подъём сельского хозяйства
и дальнейшую индустриализацию страны
с тем, чтобы ликвидировать отставание
от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении
был сделан в 1861 году. Тогда
аграрный вопрос решался за
счёт крестьян, которые платили
помещикам и за землю, и за
волю. Аграрное законодательство 1906-1910
годов являлось вторым шагом,
при этом правительство, чтобы упрочить
свою власть и власть помещиков, снова
пыталось решить аграрный вопрос за счёт
крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась
на основе указа 9 ноября 1906 года.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе
23 октября 1908 года, т.е. спустя два года
после того, как он вошел в жизнь. В общей
сложности обсуждение его шло более полугода.
Аграрная реформа состояла из
ряда последовательно проводимых
и взаимосвязанных мероприятий.
Основное направление реформ
заключалось в следующем: разрушение общины
и развитие частной собственности, создание
крестьянского банка, переселение крестьян,
кооперативное движение, агрокультурные
мероприятия.
Разрушению крестьянской общины
способствовал не только указ от 9 ноября 1906
года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие
роспуск общины и возможность его проведения
решением простого большинства, а не 2/3,
как это было раньше. После принятия указа
9 ноября Государственной Думой он поступил
на обсуждение Государственного совета
и также был принят, после чего стал именоваться
законом 14 июня 1910 года. В этой главе мы
не можем рассмотреть содержание этих
двух законов- здесь уместно изложить
их сущность, основные черты. По своему
экономическому содержанию это были, безусловно,
либеральные буржуазные законы, способствующие
развитию капитализма в деревне и, следовательно,
прогрессивные.
Содержание столыпинской
аграрной реформы.
Конкретные меры аграрной реформы
Столыпина достаточно хорошо
известны. Согласно 1 статьи
закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин,
владеющий надельной землею на общинном
праве, может во всякое время требовать
укрепления за собой в личную собственность
причитающейся ему части из означенной
земли"14. Более того, закон разрешил
ему оставить за собой излишки, если он
за них заплатит общине по более низкой
выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал
сельский сход, если же согласие не выдавалось
в течение 30 дней, то выдел осуществлялся
земским начальником. По требованию выделившихся
община была обязана выделить им взамен
черезполосых земель отдельный компактный
участок- отруб. Дополнением к закону 14
июня 1910 года был принятый обеими палатами
29 мая 1911 года закон о землеустройстве.
В соответствии с ним для проведения землеустройства
не требовалось предварительного укрепления
земли за дворохозяевами. Селения, где
были проведены землеустроительные работы,
автоматически объявлялись перешедшими
к наследственно- подворному владению.
Землеустроительные комиссии были наделены
широкими полномочиями, которые они пускали
в ход, чтобы насадить как можно больше
хуторов и отрубов.
Важным инструментом разрушения
общины и насаждения мелкой
частной собственности был кредитный
банк. Посредством него государство
помогало многим крестьянским семьям в приобретении
земель. Банк продавал в кредит земли,
скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие
государству. При этом кредит для единоличного
хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам
общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян
перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо,
однако заметить, что условия продаж были
довольно жесткими- за просрочку платежей
земля у покупщика отбиралась и возвращалась
в банковский фонд для новой продажи. По
свидетельству Н. Верта, эта политика была
весьма разумной в отношении наиболее
работоспособной части крестьян, она помогла
им, но не могла решить аграрный вопрос
в целом(крестьяне- бедняки не могли приобрести
земли). Более того, выделение в отдельное
хозяйство обычно не давало участки, достаточные
для эффективной работы и даже кредиты
дела существенно не меняли, и Столыпин
взял курс на переселение крестьян на
свободные государственные земли. В задачу
переселенческого управления входило
разрядить земельную тесноту, которая
наблюдалась в центральных районах России.
Основными районами переселения явились
Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия.
По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение
было организовано для того, чтобы, не
наделяя крестьян помещичьей землей(радикализм),
обогатить одних крестьян за счет других,
распустив общину и облегчив переход того,
что принадлежало беднякам в собственность
зажиточных мужиков. Оставшихся без земли
должен был во-первых принять город, а
во- вторых окраины, куда организуется
переселение. С этой точки зрения Столыпин
старался достичь компромисса общественных
сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять
законных прав помещиков на землю, а с
другой - обеспечить землей наиболее сознательную
часть крестьянства- , как предполагалось,
опору самодержавия.