Российско – Турецкие отношения XX – XXI век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно-правовую базу. Между Россией и Турцией действует более 60 основополагающих документов, регламентирующих взаимодействие в различных сферах двусторонних связей. Наиболее важные из них: «Договор о дружбе и братстве» (1921), «Договор о принципах взаимоотношений» (1992), «Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства» (2009).

Содержание работы

Введение
Глава I: Российско – турецкие отношения в ХХ веке
Глава II: Российско – турецкие отношения в XXI веке
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Машарова Анна Мо-101.docx

— 64.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Факультет истории  и международных отношений

Кафедра международных отношений и зарубежного регионоведения

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Российско – Турецкие отношения» 
(XX – XXI век)

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. МО-101

Машарова А.Д.

Проверила: 

Парубочая Е.Ф.

 

 

 

Волгоград, 2012

Содержание

Введение  

Глава I: Российско – турецкие отношения в ХХ веке

Глава II: Российско – турецкие отношения в XXI веке

Заключение 

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

        Определить одним словом характер российско-турецких отношений достаточно сложно. Современные российско-турецкие отношения носят многоуровневый и оттого противоречивый характер: Россия и Турция – взаимозависимые экономические партнёры, активные участники культурного диалога, миролюбивые соседи и принципиальные геополитические соперники. Противоречивость этих отношений заложена самой историей. С XVII по XIX век наши страны пережили 10 войн, которые не только внесли в их отношения многочисленные стереотипы, но и богатый опыт общения на бытовом уровне. Между тем, железный занавес в советскую эпоху надолго прервал возможность обоюдного знакомства и усугубил взаимные предрассудки.

        Российско-турецкие  отношения опираются на широкую  договорно-правовую базу. Между Россией  и Турцией действует более  60 основополагающих документов, регламентирующих  взаимодействие в различных сферах  двусторонних связей. Наиболее важные из них: «Договор о дружбе и братстве» (1921), «Договор о принципах взаимоотношений» (1992), «Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства» (2009). За последние годы между двумя странами развернут и поддерживается интенсивный политический диалог на высоком уровне. На уровне первых лиц производится регулярный обмен посланиями по актуальным вопросам двусторонних отношений, осуществляются телефонные переговоры.

       По приглашению Президента России Премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган 10-12 января 2005 г. находился в Москве с рабочим визитом, в ходе которого в основном обсуждались практические вопросы дальнейшего повышения взаимодействия в торгово-экономической и энергетической сферах. Регулярно проводятся контакты на уровне Министров иностранных дел двух стран. В июле и сентябре 2008 г. состоялись официальный и рабочий визиты С.В.Лаврова в Турецкую Республику.

          Сегодня перед Россией и Турцией открывается беспрецедентная возможность узнать друг друга и выстроить эффективный диалог. Количественное и качественное развитие отношений в сфере экономики, политики, бизнеса, туризма и культуры даёт основания для самых оптимистичных прогнозов.

     Актуальность  данного исследования диктуется  отмечающейся в последние годы  значительной активизацией политических, экономических, культурных и торговых  связей России с Турцией, которая  занимает все более заметное  место среди российских деловых  партнеров. Турция исключительно  важное значение всегда придавала  внешнеэкономическим связям, на  которые приходилась основная  нагрузка в обеспечении развития  ее экономики. При этом на  всех этапах, за исключением военного  и послевоенного периодов, одним  из основных деловых партнеров  Турции оставались Советская  Россия, СССР и Российская Федерация.  В этой связи представляется  весьма актуальным проследить  процесс развития двусторонних  политических, торгово-экономических  и культурных отношений и проанализировать  их роль в политике, экономике  и культуре обеих стран и  значение для сближения народов  России и Турции.

    За последние  годы в турецко-российских отношениях  произошло много нового, и нынешние  тенденции в их развитии нуждаются  в научном осмыслении. Распад  Советского Союза, возникновение  новых геополитических реалий, расширение  взаимной торговли, в том числе  поставок энергоресурсов из России  в Турцию, переход российской  стороны к использованию принципиально  иной, чем в советское время,  системы внешнеэкономических связей, изменение их условий, создание  новых органов и институтов  в этой сфере - таков далеко  не полный перечень перемен,  определяющих развитие двусторонних  связей и рассмотренных в данном исследование. Отношения между Турцией и Россией имеют долгую историю. Оба государства сложились как евразийские державы, воспринимавшие культурные и политические традиции как Европы, так и Азии. Если успех создателям Османской империи принесла политика завоеваний, направленная преимущественно на запад, против христианских правителей Юго-Восточной и Центральной Европы, то складывание Российской империи началось благодаря экспансии, обращенной на восток, к землям ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Истории взаимоотношений турок и русских по большей части был присущ дух соперничества. Османская империя возникла в южной части того географического пространства, где сходятся европейский и азиатский континенты. Позже она стала расширяться как на север, так и в других направлениях. Российская империя складывалась на севере Евразии. Она тоже была не прочь расширить свои владения на юг. Оба этих мощных государства отстаивали свои права на соответствующие географические ареалы, что послужило причиной многочисленных войн между ними. Обе державы претендовали не только на политическое, но и духовное главенство. Как Османская империя, так и Россия, располагая значительными людскими и материальными ресурсами, выступали как самодостаточные образования, способные существовать независимо от внешнего мира. По мере того как пространство, разделявшее два государства, сокращалось, а их границы оказывались в опасной близости, ответная реакция одной стороны на те или иные акции другой становилась все более жесткой. Интенсивное развитие официальных и неофициальных контактов, казалось, должно было способствовать более объективному подходу и более взвешенной политике, однако развитие турецко-российских отношений шло весьма драматично и противоречиво. В основе противоборства лежали не столько территориальные претензии, сколько стремление каждой из сторон утвердить свою ведущую роль в судьбах православного христианства или мусульманского мира. Вместе с тем обострение внутриполитической ситуации из-за предпринимавшихся и недостаточно последовательно осуществлявшихся модернизаторских реформ подталкивало правящие круги обеих империй на поиск внешнего врага, борьба с которым позволила бы снять накапливавшееся в обществе недовольство.

 

     Россия и  Турция являются экономически  и политически самыми влиятельными  государствами на Балканах, в  регионе Большого Кавказа и  в бассейне Черного моря. Другие  государства, находящиеся в этих  регионах, прямо или косвенно  ощущают долгосрочное воздействие  отношений между этими двумя  странами. Результаты соперничества  или сотрудничества между двумя  странами непосредственным образом  отражаются на развитии соседних  стран и территорий, влияет на  динамику развития коммерции,  экономики, трансферта технологий, ускоряет процессы интеграции  или же замедляет их, оказывает  влияние на выработку контртеррористической  политики и развитие ситуации  безопасности в соответствующих  регионах.

   Объектом исследования в курсовой работе являются российско-турецкие отношения.

Основным предметом  исследования являются политические проблемы, торгово-экономическое сотрудничество и культурные связи в турецко-российских отношениях.

Объектом исследования являются взаимоотношения между Турецкой Республикой и Российской Федерацией ХХ на рубеже XXI века.

Цель исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы попытаться проанализировать российско-турецкие отношения.

 

 

Глава I: Российско – турецкие отношения в XX веке

   1920-1930 годы прошлого столетия являются уникальным периодом в истории российско-турецких отношений. Наши страны, оказавшись в невероятно сложных условиях, под угрозой прямой вооруженной интервенции протянули друг другу руку дружбы. Не следует идеализировать наше прошлое: страны, несмотря на отдельные попытки с обеих сторон, так и не стали союзниками. Однако поддерживавшиеся длительное время прочные и отличавшиеся особой атмосферой добрососедские отношения, несомненно, отвечали интересам народом двух стран. Достигнутый в те годы уровень взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества во многих областях надолго останутся своеобразным эталоном, к которому вновь и вновь будут стремится новые поколения политиков, общественных деятелей и простых людей. 26 апреля 1920 г., уже через три дня после открытия Великого Национального Собрания Турции, Мустафа Кемаль от имени сформированного правительства обратился с официальным письмом к Советскому правительству, содержащим просьбу об установлении дипломатических отношений и об оказании Турции помощи. «Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных».1

    В связи со  сложным положением на Северном  Кавказе и в бассейне Черного  моря, оккупированных и контролировавшихся  государствами Антанты, письмо  шло в Москву более месяца  и было доставлено только 1 июня 1920 г. Уже 2 июня 1920 г. народный  комиссар иностранных дел Г.В.  Чичерин с турецкими офицерами  связи Ибрагим-беем и Хулуси-беем  отправил ответное послание национальному  лидеру Турции. В целях установления прочных дружественных отношений с Турцией Советское правительство предложило немедленно создать в обеих странах дипломатические и консульские представительства и согласилось принять на себя обязанности посредника при определении границ между Турцией, Арменией и Ираном. «Советское правительство с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжелые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы». Фактически письмо означало признание правительства ВНСТ и было встречено в Турции с огромным воодушевлением. Его текст был опубликован в анатолийских газетах и доведен до сведения городских и сельских комитетов Общества защиты прав Анатолии и Фракии. 2 июня 1920 г. считается официальной датой установления дипломатических отношений между нашими странами. Правительства обеих государств выразили согласие незамедлительно приступить к переговорам по подготовке правовой базы двустороннего отрудничества. Первые контакты между РСФСР и Турцией состоялись уже 19 июля 1920 г., когда в Москву прибыла турецкая правительственная делегация во главе с министром иностранных дел Бекиром Сами. Представители ВНСТ были приняты В.И. Лениным (14 августа 1920 г.), наркоминдел Г.В. Чичериным и его заместителем Л.М. Караханом.

      В октябре 1920 г. в Анкару прибыла российская дипломатическая миссия, выехавшая из Москвы 2 июля 1920 г. Полномочным представителем правительства РСФСР в Турции был назначен Шалва Элиава, который, однако, по состоянию здоровья не смог выехать в Анкару (и, судя по всему, оставался в Баку). Его временно заменил советник посольства Я.Я.Упмал-Ангарский. Вечером, в день прибытия делегации, посольство посетил Кемаль Ататюрк. В ноябре1920 г. состоялось торжественная церемония открытия советского посольства - единственного в то время иностранного дипломатического представительства в новой Турции. 19 февраля 1921 года Москву посетила турецкая делегация во главе с министром экономики правительства ВНСТ Ю.Кемалем Тенгиршенком. Вместе с ней в Советскую Россию прибыл состав первого постоянного турецкого посольства, которое возглавил генерал Али Фуат Джебесой. Образцы турецких верительных грамот: 16 марта 1921 г. в торжественной обстановке был подписан Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией. Согласно этому документу Советское правительство уступало Турции районы Карса, Ардагана и Артвина, а Турция отказалась в пользу Грузии от суверенитета над Батуми. Одновременно была достигнута договоренность об оказании со стороны Советской России помощи Турции деньгами ( в сумме 10 млн. зол. рублей) и военными материалами. 13 октября 1921 г. при участии РСФСР в Карсе был заключен договор о дружбе между Турцией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией и Грузией - с другой. В подготовке и подписании важного документа, установившего незыблемость северо-восточных границ Турции, сыграл важную роль российский полпред С.П.Нацаренус (май 1921 - январь 1922 г.), бывший военный комиссар Северного флота.2

   В августе 1921 г. правительство УССР по соглашению с правительством РСФСР назначило чрезвычайным послом в Турции М.Ф. Фрунзе, который находился в Турции с декабря 1921 по январь 1922 г. В период пребывания Фрунзе в Анкаре Турция, в связи с напряженным положением на фронте и финансовым кризисом в стране, переживала тяжелые дни. Фрунзе настойчиво предлагал, чтобы Советское правительство изыскало дополнительные средства для оказания помощи Турции. После поездки Фрунзе в Турцию Москва усилила дипломатическую, военную и денежную помощь турецкому правительству.

5 января 1922 г. полпредом  РСФСР в Турции был назначен  С.И.Аралов. Перед отъездом в Анкару, как писал в мемуарах Аралов, в своей напутственной речи В.И. Ленин сказал: «Турки дерутся за свое национальное освобождение. Поэтому ЦК посылает вас туда, как знающего военное дело».

    В период подготовки к генеральному наступлению турецких войск против оккупантов, в марте-апреле 1922 г. по приглашению Мустафы Кемаля С.И. Аралов, военный атташе К.К. Звонарев и первый посол Азербайджана в Турции Ибрагим Абилов посетили части действующей национально-освободительной армии. Гости побывали в пехотных, кавалерийских дивизиях, посетили штабы двух армий, двух корпусов, осмотрели в г.Конье тыловые армейские учреждения и присутствовали на празднике годовщины национальной армии. Представители российского полпредства раздавали после митингов солдатам небольшие подарки с надписью на турецком языке: «Турецкому солдату от Красной Армии Советской России». По советским официальным данным, во исполнение договоренности 1920 г. и в соответствии с договором от 16 марта 1921 г. через Новороссийск, Туапсе и Батуми в Турцию в течение 1920-22 гг. было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн. патронов, 147 тысяч снарядов и т.п. С восточных границ было переброшено военное оборудование, оставленное русской армией в 1918 г. В 1921 г. переданы два морских истребителя «Живой» и «Жуткий». В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов. Кроме того, советская дипломатическая миссия во главе с советником Я.Я.Упмал-Ангарским в 1920 г. передала представителям ВНСТ 200,6 кг золота в слитках, обещанного советским правительством на переговорах в Москве. М.В.Фрунзе в Трабзоне предоставил турецким властям 100 тысяч руб. золотом для организации приюта для детей, потерявших родителей на фронте.3 С.И.Аралов в апреле 1922 г. передал в дар турецкой армии 20 тысяч лир на приобретение походных типографий и киноустановок. Помимо этого, в начале 1922 года Турции было передано несколько партий оружия. 3 мая 1922 г. полпред РСФСР в Анкаре С.И.Аралов передал турецкому правительству 3,5 млн. зол. рублей - последний взнос из 10 млн. руб., обещанных при подписании договора 1921 г. Сближению между странами в дальнейшем способствовали дипломатические усилия делегаций двух стран в ходе Лозаннской конференции 1922-23 гг. СССР поддерживал Турцию и защищал тезис об обязательном турецком суверенитете над Проливами. После заключения Лозаннского договора Турция обрела государственную независимость, иностранные войска были выведены с турецкой территории и 29 октября 1923 года Великое Национальное Собрание провозгласило Турцию республикой. Президентом был избран Мустафа Кемаль. В телеграмме Председателя ЦИК СССР М.И.Калинина от 31 октября 1923 г. говорилось: «Горячо приветствую от имени народов Союза Советских Социалистических Республики и Союзного правительства братский турецкий народ и дружественное правительство Турции по случаю окончательного провозглашения Турецкой Республики, навсегда положившего конец деспотическому монархическому режиму. Поздравляю Вас, маршал Гази Мустафа Кемаль - паша, по случаю вашего избрания президентом Турецкой Республики, приветствуя в Вашем лице выдающегося руководителя героической борьбы турецкого народа против нашествия иностранных поработителей и избранного им главу дружественного турецкого правительства. Выражаю твердую уверенность, что неразрывные узы дружбы между народами и правительствами Турции и СССР будут становиться все более тесными и содействовать процветанию обоих государств».4

Информация о работе Российско – Турецкие отношения XX – XXI век