Россия в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Население страны за первую половину века возросло с 38 до 69 млн. человек. Большую его часть составляли крестьяне. Доля крепостных непрерывно уменьшалась: в конце XVIII века они составляли 45% населения, в 1858 г. — 37,5%. Причиной этого явления была повышенная, сравнительно с другими сословиями, смертность крепостных — результат тяжелых жизненных условий.

Содержание работы

I. Введение. 3
II. Основные тенденции социально – экономического развития страны. 3
III. Внутренняя политика Александра I. 6
IV. Внутренняя политика Николая I. (1825-1855). 10
V. Заключение. 15
VI. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КР тема № 9 история.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Александр I считался с «духом времени», с влиянием французской революции на умы. Он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. В начале царствования Александр I провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов.

Вступивший в 1801 году на престол император Александр I осознавал необходимость глубоких преобразований. Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. 8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):

        иностранных дел,

        Военных сухопутных сил,

        Морских сил,

        Внутренних дел,

        финансов,

        юстиции,

        коммерции и

        народного просвещения.

Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

8 сентября 1802 был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 должность обер-прокурора исполнял князь А.∙Н.∙Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления»,

25 июня 1811 — «Общее учреждение министерств».

Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

        внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;

        устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;

        государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;

        устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;

        устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий[6].

Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные).

2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года — увеличение всех налогов.

Внутренняя политика 1815-25 отличалась крайней противоречивостью. С одной стороны, в высших сферах наметился поворот к реакции: ведущую роль в государственном управлении страной стал играть всесильный А. А. Аракчеев, а министром народного просвещения назначен склонный к мистицизму А. Н. Голицын, сосредоточивший в своих руках и управление духовным ведомством. С целью сокращения расходов на содержание армии были созданы военные поселения, режим в которых строился на началах палочной дисциплины и жёсткой регламентации всех сторон жизни и быта (попытки сопротивления введению военных поселений жестоко подавлялись с применением войск). В 1822 восстановлено отменённое в 1809 право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь без суда. Усилились гонения на передовую науку (изгнание либерально настроенных преподавателей из Санкт-Петербургского и Казанского университетов в конце 1810-х гг.).

16 августа 1823 года Александр издал секретный манифест, в котором принял отречение брата Константина от престолонаследия и назначил младшего брата, Николая Павловича законным наследником[7].

Внезапная кончина Александра I в Таганроге (1825) и возникшая в стране ситуация междуцарствия побудили членов тайных обществ к попытке захватить власть вооружённым путём. 14 декабря 1825 члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге около 3 тыс. солдат и матросов, однако их выступление было подавлено. Неудачей завершилось и восстание Черниговского пехотного полка, организованное членами Южного общества в декабре 1825 - январе 1826 в районе Белой Церкви на Украине. Свыше 120 участников тайных обществ были преданы суду. Пятеро из них (П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский) были приговорены к смертной казни и 13 июля 1826 повешены в Санкт-Петербурге. Остальные сосланы на каторгу в Сибирь или отправлены рядовыми в действующую армию на Кавказ, где с 1817 шла война с горцами. Расправа над декабристами создала вокруг них ореол мученичества, что способствовало закреплению декабристской традиции в русском революционном движении.

 

IV.             Внутренняя политика Николая I. (1825-1855).

 

По рождению Николай I не должен был царствовать, поэтому его воспитание ограничивалось обычной для Великих князей подготовкой к военной деятельности. На внутриполитический курс Николая I наложило отпечаток своеобразное понимание им своего долга как монарха. Считая, что главное содержание жизни – это служба, он принял престол как служебное поручение. Вдохновляемый идеей долга и служения России, понятой им в духе воинской дисциплины, он стремился укрепить в стране порядок, напоминавший казарменный, и не терпел либеральной болтовни, подрывавшей, по его мнению, устои общества. Суровый, неприхотливый в быту и, в отличие от своего старшего брата, волевой и прямолинейный человек, Николай I не раз заявлял, что ему нужны люди послушные, а не умные. Чуждый идей конституционализма, прагматик, искренне считавший, что самодержавная форма правления отвечает национальному духу русского народа, он стремился к достижению благополучия для своей родины на путях максимальной регламентации всех сторон ее жизни.

Император считал, что лучшее решение любого вопроса может и должен предложить именно он — самодержавный монарх. Министры же, начальники канцелярий, командующие войсками, послы являются лишь исполнителями верховной воли. Такая система управления получила в исторической литературе название военно-бюрократической.

Под впечатлением выступления декабристов новый император Николай I резко ужесточил внутриполитический курс: в 1826 учреждены 3-е отделение Собственной его императорского величества канцелярии, ставшее высшим органом политической полиции, а также Корпус жандармов.

В компетенцию III Отделения, которое возглавил участник войны 1812 года генерал А.Х. Бенкендорф, входил широкий круг вопросов: от наблюдения за иностранцами и религиозными сектами до выслеживания фальшивомонетчиков и заведования местами заключения. Но все же главной функцией III Отделения стал политический сыск и надзор. В подчинении Отделения находился Корпус жандармов; страна была поделена на пять жандармских округов. Таким образом, был создан мощный государственно-полицейский аппарат для борьбы с широко распространившимся инакомыслием.

Самые первые его шаги после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А.С. Пушкин.

В 1826 г. вводится новый цензурный устав, ужесточивший административный контроль за деятельностью литераторов и журналистов. В творческих кругах этот устав 1826 г. получил наименование «чугунного»: в нем запрещалось почти все, что возможно. Литераторам не разрешалось писать о власть предержащих, были запрещены не только критика, но и восхваления. Гоголевский «Ревизор» появился на сцене как исключение, сделанное с личного разрешения Николая I.

Новый цензурный устав 1828 г. несколько отступал от строгих требований прежнего устава; в частности, цензорам рекомендовалось рассматривать лишь прямой смысл текстов, не принимая во внимание возможные интерпретации.

Центрами идейной жизни страны в царствование Николая I стали дружеские кружки, объединявшие студенческую и чиновную молодёжь (наиболее известен московский литературно-философский кружок Н. В. Станкевича, членами которого в 1830-х гг. были М.А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, М. Н. Катков, Ю. Ф. Самарин и др.). Власти неусыпно следили за их “направлением” и жестоко карали за “вольномыслие” (в 1830-х гг. заключены в тюрьмы и крепости участники московских кружков братьев Критских и Н. П. Сунгурова, сосланы члены кружка А. И. Герцена - Н. П. Огарёва и др.). Споры о судьбах и перспективах развития России стали основным содержанием полемики между западниками и славянофилами, развернувшейся с конца 1830 -начала 1840-х гг. в московских литературных салонах и кружках. Представители радикального крыла западников А. И. Герцен и Н. П. Огарёв уже в 1840-х гг. выступили сторонниками глубоких преобразований на основе идей европейских социалистов. Интерес к учениям социалистов проявляли посетители “пятниц” М. В. Петрашевского - члены ряда кружков, сложившихся во второй половине 1840-х гг. в Санкт-Петербурге. В 1849 все они были арестованы и отправлены на каторгу или в ссылку (среди осуждённых был писатель Ф. М. Достоевский).

Большую роль в развитии русской общественной мысли сыграли члены московского и петербургского кружков западников К. Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, Е. Ф. Корш, Боткин, Б. Н. Чичерин и др. Особое место в общественной жизни России конца 1840 - середины 1850-х гг. занимали т. н. “либеральные бюрократы” - молодые чиновники, посещавшие салон великой княгини Елены Павловны (вдова брата Николая I великого князя Михаила Павловича) и обсуждавшие на своих собраниях планы будущих реформ. Всех их объединяло стремление избежать революционных потрясений, решить мирным путём стоявшие перед страной проблемы и, прежде всего, проблему ликвидации крепостного права.

Николай I одной из главных задач своей внутренней политики считал регламентацию всех сторон российской жизни — в этом он был сродни Петру I. Император желал иметь законы на все случаи жизни, он любил повторять: «Царская власть должна опираться на закон». Второму отделению императорской канцелярии под руководством возвращенного на службу Сперанского было поручено привести в систему все российское законодательство. В 1830 г., после 4-летней работы, было издано 45 томов «Полного собрания Российских законов», в которые вошли почти все указы, начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича до кончины Александра I (более 30 тыс. актов). К 1832 г. вышли еще 6 томов, включивших законодательные акты 1825— 1830 гг. В следующем году были подготовлены 15 томов действующего законодательства — «Свод действующих законов Российской империи».

Отличительными характеристиками внутренней политики Николая I были укрепление и консервация дворянского сословия. По указам Екатерины II дворянство каждой губернии собиралось в губернский город и составляло «дворянское собрание» для выбора должностных лиц; каждый поместный дворянин имел право голоса. Это право с течением времени стало источником многих злоупотреблений; богатые помещики набирали себе клиентов из мелкопоместных дворян и по своей воле распоряжались их голосами. Манифест 1831 г. ограничил право голоса на дворянских выборах имущественным цензом (100 душ крестьян или 3000 десятин земли); исключение было сделано лишь для обладателей больших чинов.

Усилен надзор за высшими учебными заведениями (Николай I воспринимал их как рассадник вольнодумства), сокращено число студентов, запрещено преподавание ряда гуманитарных дисциплин. Университетский устав 1835 ликвидировал автономию университетов, подчинив их назначенным правительством чиновникам (попечителям), в различных ведомствах внедрялась военная организация (созданы корпуса инженеров путей сообщения, лесничих и др.). Своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса стала разработанная С. С. Уваровым в начале 1830-х гг. теория “официальной народности”, наиболее полно выразившаяся в формуле “православие, самодержавие, народность”. При этом Николай I сознавал неизбежность преобразований (в частности - отмены крепостного права). Замыслы реформ обсуждались в глубокой тайне в многочисленных секретных комитетах, действовавших в 1830-1850-х гг. Однако разработанные ими проекты клались “под сукно” (исключение - план преобразования системы управления государственными крестьянами, подготовленный в 1830-х гг. под руководством П. Д. Киселёва и осуществлённый в 1837-41). “Охранительные” настроения в правительственных кругах окончательно возобладали с началом революций 1848-49 в Европе. Резко усилился цензурный гнёт, созданный в 1848 т. н. Бутурлинский комитет осуществлял надзор не только за литературой и печатью, но и за самим цензурным ведомством.

Информация о работе Россия в первой половине XIX века