Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 16:57, контрольная работа
Описание работы
“К середине XIX века территория Российской империи выросла до 18 миллионов квадратных километров. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 миллионов человек. Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами. В административном отношении европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).
Содержание работы
Особенности и основные этапы развития России XIX века………...3 Поиски путей исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I……………………………………...8 Режим Николая I: политическая реакция и реформы……………….14 Общественно-политические движения 30-50 годов………………...19 Список литературы………………………………………………………………23
Восстановлены Жалаванные грамоты
дворянству и городам; расширены права
купцов, мещан и казенных крестьян – им
разрешили покупать у помещиков незаселенные
земли, что разрушило монополию дворянства
на владение землей; улучшилось положение
крепостных крестьян – помещики уже не
могли, как раньше, ссылать своих крепостных
в Сибирь без суда и следствия и получили
указание освобождать своих крепостных
обязательно с землей (Указ «О вольных
хлебопашцах»);
Указы 1804-1808 гг. в определенной
степени ограничивали крепостное право
в Лифляндской и Эстляндской губерниях.
Крестьян запрещалось продавать без земли.
Они объявлялись наследственными владельцами
своих земельных наделов. Их повинности
фиксировались определенными комиссиями,
вводилось крестьянское самоуправление
и крестьянские суды.
Реформы в области образования:
В 1803 г. Было издано новое Положение
«Об устройстве учебных заведений». В
1804 г. открылись Харьковский и Казанский
университеты, Педагогический институт
в Петербурге ( с 1819 г.- университет). В 1811
г. основан Царскосельский лицей; издан
ряд законодательных актов, регламентирующих
деятельность учебных заведений. Например:
Университетский устав 1804 г. предоставил
широкую самостоятельность Совету профессоров,
разрешив выбирать ректора и деканов;
созданы органы управления просвещением
и образованием”[6].
“Особенно важную роль в выработке
проекта реформ, направленных на общую
демократизацию государственного строя
в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839),
выдающийся государственный деятель.
Его отличали необыкновенная четкость
и логичность мышления, колоссальная работоспособность.
Сделав головокружительную карьеру благодаря
своим личным качествам к 1807 г. (за четыре
с половиной года стал действительным
статским советником, обладателем генеральского,
по Табели о рангах, чина), Сперанский являлся
одним из ближайших советников императора.
К концу 1809 г. он предоставил Александру
I план государственных преобразований
«Введение к Уложению государственных
законов», по которому рекомендовалось
дать стране конституцию при сохранении
института самодержавия; важнейшими характеристиками
политической системы должны были стать
законность, выборность определенной
части чиновников и их личная ответственность;
расширялись политические права купцов,
мещан и государственных крестьян, которые
на ряду с дворянами должны были выбирать
Государственную думу и распорядительные
волостные, окружные и губернские думы,
а также судебные органы; предусматривалось
практическое воплощение в жизнь принципа
разделения властей, четкое разграничение
функций между законодательными, исполнительными
и судебными учреждениями. Исполнительная
власть должна быть сосредоточена в министерствах.
Систему законодательных учреждений должны
составлять думы – волостные, уездные,
губернские и общегосударственные. Высшей
судебной инстанцией становился Сенат.
Высшим учреждением при императоре должен
был стать Государственный совет, в котором
сосредоточивались все законодательные,
исполнительные и судебные функции и который
становился связующим звеном между императором
и всеми государственными структурами.
Члены Государственного совета назначались
царем.
Сперанский не высказывался
за немедленную отмену крепостного права,
но считал, что с течением времени, ростом
промышленности, торговли и культуры в
российском обществе оно само естественным
образом прекратит свое существование.
Из всех предложений Сперанского были
приняты лишь несколько:
В 1809 г. издан Указ о придворных
званиях, согласно которому служба при
дворе не давала никаких привилегий, а
лица, имеющие придворные звания, были
обязаны поступить на гражданскую или
воинскую службу; все чиновники должны
были иметь соответствующее образование
– знать право, историю, географию, иностранный
язык, статистику, математику и даже физику,
и в том случае, если образование было
домашним, надо было сдать определенные
экзамены «на чин»; в 1810 г. Негласный совет
(действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен,
и высшим законосовещательным органом
стал Государственный совет, с 1811 г. начал
действовать важный законодательный акт,
определяющий основные принципы организационного
устройства министров и порядок их деятельности
– «Общее учреждение министерств». Принятие
этого документа завершило министерскую
реформу 1802г.; для поправления финансов
Сперанский увеличил прямые налоги, подушная
подать с крестьян и мещан была повышена
с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог
на дворянские имения, не на крепостных
крестьян, а на помещиков”[4].
“Реформы М.М. Сперанского расширяли
возможности буржуазии, несколько ограничивали
власть царя. Чиновничество и придворные
были им недовольны, называли выскочкой,
добились того, чтобы его имя стали связывать
с государственной изменой. М.М Сперанского
обвинили в шпионаже в пользу Наполеона
и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он
был отстранен от большой политики и вернулся
к ней совсем иным человеком, считая свою
прошлую деятельность ошибочной и утверждая,
что Россия не созрела для перемен. К этому
времени М.М. Сперанский оставил свои конституционные
проекты и стал защитником неограниченной
монархии”[5].
“Говоря о преобразованиях
в России, сам Александр ставил трудновыполнимые
цели, желал достичь невозможного. Думая
о серьезных реформах в стране, он хотел
оставить неизменной собственную власть,
источник бесправия не только крестьян,
но и всех слоев России. Момент для преобразований
был выбран неудачно. В первой четверти
столетия страна переживала экономический
подъем. Победа над Наполеоном вознесла
ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей
части «верхов», для дворянства было абсолютно
не понятно, почему освободительница Европы
должна резко менять социально-экономические
и политические порядки, «подстраиваясь»
под побежденных ею противников”[6].
“Император не нашел в России
никакой серьезной поддержки своим замыслам.
Даже в семье звучали голоса протеста
против преобразований, а то и грозные
напоминая о печальной судьбе Павла I,
погибшего потому, что не хотел прислушаться
к высшим бюрократическим и военным кругам.
В подавляющей своей массе дворянство
не хотело либеральных преобразований.
Не встретившие поддержки в господствующем
сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными”[2].
В проведении реформ Александр
I мог опереться только на очень узкий
круг высших сановников и отдельных представителей
дворянства. Пренебречь же мнением большинства
дворян Александр не мог, опасаясь дворцового
переворота. Неопытность реформаторов,
недостаточная продуманность преобразований,
отсутствие социальной базы реформ,
в конечном счете, могли привести страну
к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.
3. Режим Николая I:
политическая реакция и реформы.
“Восстание декабристов (14
декабря 1825 г.) привело к открытому противостоянию
власти и духовной элиты общества, а его
поражение – к возрождению идеи полновластия
царя, отказу от сотрудничества самодержавия
и общества, характерной для начала царствования
Александра I. Вместе с тем впервые с допетровских
времен правительство Николая стремилось
открыто опереться на силы традиционализма,
на народную поддержку самодержавия. Это
было связанно с утверждением в Европе
(после поражения Великой французской
революции) идеологии романтизма, идеализировавшей
народные традиции как основу преемственности
исторического процесса, предпосылку
стабилизации монархического государственного
строя”[3].
“Идеалу либеральной политики
начала прошлого царствования был противопоставлен
попечительный и охранительный идеал
надзора власти за общественными силами
и заботы царя о народе. Для проведения
его в жизнь была использована созданная
еще в 1812 г. собственная его императорского
величества канцелярия, значительно расширенная
в 1826 г. Фактически с середины 20-х годов
XIX в. она становится органом, возглавившим
всю систему центральных отраслевых органов
государственного управления. Структура
канцелярии соответствовала ее функциям
и усложнялась параллельно с их расширением.
В составе канцелярии было шесть отделений:
I отделение было образовано
в 1826 году, его задача определялась как
контроль за деятельностью министерств.
Это отделение занималось также назначением
и увольнением высших чиновников.
Цель II отделения – анализ и
обобщение юридической практики и запись
законов Российской империи.
Важнейшим было III отделение,
также организованное в 1826 г. на базе Особой
канцелярии Министерства внутренних дел,
которое ведало вопросами политической
и государственной безопасности. Его задачами
были руководство полицией, борьба с государственными
преступлениями и противниками существующего
режима, сектантами и раскольниками, высылка
и размещение ссыльных, управление тюрьмами
и наблюдение за иностранцами. В своей
деятельности III отделение опиралось на
разветвленную агентурную сеть. Полномочия
этого отделения и его возможности были
очень велики: оно могло затребовать у
любого чиновника, вплоть до министров
и губернаторов, любые сведения и чиновники
были обязаны предоставить их. В введении
этого отделения находились и политические
тюрьмы. В 1827 г. при III отделении был
создан корпус жандармов, а вскоре образована
сеть жандармских округов, которые подчинялись
Главному жандармскому управлению. С 1826
г. главным начальником III отделения
и шефом жандармов был Л. Х. Бенкендорф
(1783-1844), вошедший в историю как участник
подавления восстания декабристов.
В состав канцелярии также входили
еще три отделения. Созданное в 1827 г. IV
отделение должно было контролировать
и направлять работу женских учебных заведений
и благотворительных учреждений. V отделение
было образовано в 1836 г. специально для
выработки проекта реформы по управлению
государственными крестьянами. VI отделение,
функционировавшее с 1842 г., было призвано
готовить материалы, относящиеся к управлению
территорией Кавказа”[7].
“В правление Николая I происходит
количественный рост государственного
аппарата: к середине века он насчитывал
100 тысяч человек. Такой большой государственный
аппарат свидетельствовал о сильной роли
государства в жизни общества, но был одной
из существенных причин высокого уровня
налогообложения и несбалансированности
государственного бюджета. В 30-е годы XIX
в. многочисленные законы о службе гражданских
чиновников были собраны в «Устав о службе
гражданской», который определял порядок
поступления на службу, увольнение, права
и обязанности чиновников”[4].
“В царствование Николая I была
проведена кодификация (упорядочение)
архаичного и запутанного российского
законодательства. Эта работа была поручена
возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому.
Он намеревался собрать и классифицировать
все имевшиеся законы, создать на этой
основе принципиально новую систему законодательства.
Однако консервативные тенденции во внутренней
политике вынудили его ограничиться более
скромной задачей. Под его руководством
были обобщены законы, принятые после
Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали
в «Полном собрании законов Российской
империи». В отдельный свод «Свод законов»
были помещены действующие законы, соответствовавшие
правовому положению в стране. Все это
также было направленно на усиление бюрократизации
управления”[3].
В целом высшее государственное
управление России перестраивалось в
первой половине XIX в. по линии укрепления
личной власти царя и усиления централизации.
Проведенные преобразования не затронули
основ самодержавного строя. Созданная
в первой половине XIX в. система государственного
управления просуществовала с небольшими
изменениями вплоть до начала XX столетия.
“Ключевым вопросом всей политики
Николая I оставалась крестьянская проблема.
В его царствование происходило ограничение
сферы крепостного права с тенденцией
«к постепенному освобождению крестьян»
(при этом интересы помещиков практически
не ущемлялись): запрещалась продажа крестьян
в розницу (1841); не разрешалась покупка
крестьян безземельными дворянами (1843);
крестьянам было предоставлено право
выкупаться на волю с землей при продаже
имения за долги помещика (1847); вышло разрешение
всем категориям крестьян приобретать
недвижимую собственность (1848)”[6].
“Наиболее значимые преобразования
связаны с именем графа П. Д. Киселева –
реформа управления государственными
крестьянами (1837-1841). Она включала: равномерное
наделение крестьян землей, постепенный
перевод их на денежный оброк, создание
органов местного крестьянского самоуправления,
открытие школ, больниц, ветеринарных
пунктов, распространение агротехнических
знаний. План Киселева по существу означал
постепенную ликвидацию крепостного права.
Реформа Киселева наряду с положительными
моментами усилила бюрократическое давление
на государственную деревню, сведя к минимуму
деятельность крестьянских органов самоуправления
поставив их в полную зависимость от местной
администрации. Наиболее крупным законодательным
актом в отношении помещичьих крестьян
стал разработанный Киселевым Указ 1842
г. «Об обязанных крестьянах». По этому
Указу, получая личную свободу, крестьяне
оставались прикрепленными к земле”[7].
“Характерной чертой внутренней
политики Николая I являлось укрепление
и консервация дворянского сословия. Создавались
преграды к расширению его за счет выходцев
из «податных сословий». В 1832 г. были введены
звания потомственных почетных граждан
(присваивались детям, чьи родители имели
личное дворянство, ученым, художникам,
купцам 1-ой и 2-ой гильдии) и почетных граждан
(присваивались чиновникам 4-10 классов,
лицам, окончившим высшие учебные заведения).
Почетные граждане освобождались от рекрутской
повинности, телесных наказаний, подушной
подати. По мысли правительства эти меры
должны были уменьшить стремление «подлого
сословия войти в высшую сословную касту».
В 1845 г. издан указ, по которому потомственное
дворянство приобреталось на военной
службе, начиная со старших офицерских
чинов, а на гражданской – с пятого класса
Табели о рангах, а не с восьмого, как было
ранее. В целях укрепления материальной
базы дворянства указом 1845 г. учреждались
неделимые наследственные имения, т.е.
не принадлежавшие дроблению между наследниками
и переходившие по наследству к старшему
сыну”[3].
“Важнейшими экономическими
мерами правительства Николая I были следующие:
финансовая реформа Е. Ф. Канкрина, осуществленная
в 1839-1843 гг.; установление протекционистских
пошлин на ввозимые заграничные товары;
организация крупных промышленных выставок,
широкое железнодорожное строительство:
создание в 1828 г. мануфактурного сонета,
который осуществлял контроль за развитием
промышленности, организовывал выставки,
разрешал конфликты между фабрикантами
и рабочими”[6].
“В основу просвещения был
положен принцип охранительной идеологии,
сформулированный С. С. Уваровым: «Православие,
самодержавие, народность». Тем самым
основой незыблемости самодержавия открыто
провозглашался традиционализм”[2].