Россия в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

“К середине XIX века территория Российской империи выросла до 18 миллионов квадратных километров. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 миллионов человек. Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами. В административном отношении европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).

Содержание работы

Особенности и основные этапы развития России XIX века………...3
Поиски путей исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I……………………………………...8
Режим Николая I: политическая реакция и реформы……………….14
Общественно-политические движения 30-50 годов………………...19
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

История XIX век.docx

— 53.03 Кб (Скачать файл)

“В оценке правления Николая I прослеживаются две точки зрения исследователей. Так, дореволюционная историография, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая I, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устремлений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготовки и осуществления преобразований (В. О. Ключевский, В. А. Кизеветтер, С. Ф. Платонов). Напротив, советская историография указывает главным образом на реакционность политики Николая I”[7].

 

4. Общественно-политические движения 30-50 гг.

“Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй. В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов”[3].

“В теории официальной народности министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие – основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность – отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права”[2].

“На рубеже 30 – 40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество.

Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами – западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство – до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство – примерно до середины 70-х гг. XIX в. Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики. Славянофилы были убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали, большое значение придавали крестьянской общине, Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью, резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра. Славянофилы считали единственно верной и глубокой религией – православие, верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, - вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.

Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники, в широком смысле, -  термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности  России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30 – 60-х гг. XIX века. Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др.

Западники считали, что благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого – самодержавие и крепостное право, также они считали, что необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие и конституционную монархию и изживая крепостничество. Особая позиция была у радикальных западников: во-первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция”[6].

“Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20 – 30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета: кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделили программу декабристов; кружок И. П. Сунгурова (1830-1831) выступал за революционный переворот; кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831-1834), Н. В. Станкевича (1833-1927) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию. Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них – М. В. Буташевича-Петрашевского – его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты. М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала”[4].

“Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей”[6]. 
Список литературы:

  1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В. В. Керова. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.
  2. Деревянко А. П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 260 с.
  3. История России XVIII-XIX веков: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. – 784 с.
  4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. – М., 2005. – 592 с.
  5. Орлов А. С. И др. История России. – М., 2009. – 528 с.
  6. http://rus-biography.ru/
  7. http://xix-vek.ru

 

 

 


Информация о работе Россия в первой половине XIX века