Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 16:57, контрольная работа
Описание работы
“К середине XIX века территория Российской империи выросла до 18 миллионов квадратных километров. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 миллионов человек. Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами. В административном отношении европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).
Содержание работы
Особенности и основные этапы развития России XIX века………...3 Поиски путей исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I……………………………………...8 Режим Николая I: политическая реакция и реформы……………….14 Общественно-политические движения 30-50 годов………………...19 Список литературы………………………………………………………………23
“В оценке правления Николая
I прослеживаются две точки зрения исследователей.
Так, дореволюционная историография, не
отрицая общей консервативно-охранительной
направленности политики Николая I, тем
не менее признает наличие в его деятельности
определенных реформаторских устремлений,
отмечая при этом канцелярско-бюрократический
характер подготовки и осуществления
преобразований (В. О. Ключевский, В. А.
Кизеветтер, С. Ф. Платонов). Напротив, советская
историография указывает главным образом
на реакционность политики Николая I”[7].
4. Общественно-политические
движения 30-50 гг.
“Поражение декабристов и усиление
полицейско-репрессивной политики правительства
не привели к спаду общественного движения.
Напротив, оно еще больше оживилось. В
отличие от предыдущего периода активизировалась
деятельность консерваторов, защищавших
существовавший в России строй. В общественном
движении первой половины XIX в. началось
размежевание трех идейных направлений:
радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался
на теории, доказывающие незыблемость
самодержавия и крепостного права. Идея
необходимости самодержавия получает
обоснование впервые в период укрепления
русского государства. В начале XIX в. Н.
М. Карамзин писал о необходимости сохранения
мудрого самодержавия, которое, по его
мнению, «основало и воскресило Россию».
Большое влияние на активизацию консервативной
мысли оказало движение декабристов”[3].
“В теории официальной народности
министра народного просвещения графа
С. С. Уварова отражались просветительские
идеи о единении, добровольном союзе государя
и народа, об отсутствии противоположных
классов в русском обществе. Своеобразие
заключалось в признании самодержавия
как единственно возможной формы правления
в России. Крепостное право рассматривалось
как благо для народа и государства. Православие
– основа духовной жизни народа, опора
самодержавия. Народность – отсутствие
социальной розни в России, «единство»
народа и «единение» его с царем. Делался
вывод о невозможности и ненужности коренных
социальных изменений в России, о необходимости
укрепления самодержавия и крепостного
права”[2].
“На рубеже 30 – 40-х гг. XIX в. среди
оппозиционных правительству либералов
сложилось два идейных течения – славянофильство
и западничество.
Сам термин «славянофильство»
придуман идейными их оппонентами – западниками,
причем сами славянофилы первоначально
не приняли это название, так как считали
себя «русолюбами» или «русофилами», т.
е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно
исторические судьбы России, русского
народа, а не славян вообще. В истории развития
славянофильства как идейного течения
обычно выделяют два периода: раннее славянофильство
– до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное)
славянофильство – примерно до середины
70-х гг. XIX в. Славянофилы оставили богатое
наследство в области философии, литературы,
истории, богословия, экономики. Славянофилы
были убеждены в особой самобытности пути
развития России, которую они преувеличивали,
большое значение придавали крестьянской
общине, Земские соборы оценивали как
органы сотрудничества между народом
и царской властью, резко отрицательно
относились к реформам Петра I, заставившим
свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное
право и деспотическая власть расценивалась
как главный результат реформ Петра. Славянофилы
считали единственно верной и глубокой
религией – православие, верили в то, что
основная задача, стоящая перед Россией,
- вернуться на исконный путь, для чего
необходимо отменить крепостное право
и возродить Земские соборы.
Борьба славянофилов с преклонением
перед Западом, изучение ими истории народа
и народного быта имели большое положительное
значение для развития русской культуры.
Западники, в широком смысле,
- термин, принятый в научной литературе
для обозначения носителей особого мировоззрения,
основанного на признании общности
России и Западной Европы как нераздельных
частей и одного культурно-исторического
целого. В ходе идейной борьбы со славянофилами
термин «западники» получил широкое распространение
в обществе и литературе и стал употребляться
прежде всего для обозначения одного из
направлений русской общественной мысли
конца 30 – 60-х гг. XIX века. Большое влияние
на формирование взглядов западников
оказали труды западноевропейских ученых
и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера,
И. Канта, Ж. Кондора и др.
Западники считали, что благодаря
реформам Петра I Россия движется по европейскому
пути, но с заметным отставанием, главные
проявления которого – самодержавие и
крепостное право, также они считали, что
необходимо догнать Европу путем реформ,
проводимых сверху (позиция либеральных
западников), преобразуя самодержавие
и конституционную монархию и изживая
крепостничество. Особая позиция была
у радикальных западников: во-первых, необходимо
не только догнать буржуазную Европу,
но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому
строю; во-вторых, наиболее действенным
средством для этого являются не реформы,
а революция”[6].
“Восстание декабристов подтолкнуло
оппозиционную правительству часть студенчества
к организации различного рода кружков
и тайных обществ. В 20 – 30-е гг. XIX в. ядро
этих организаций составляли главным
образом студенты Московского университета:
кружок братьев Критских в Московском
университете (1827) разделили программу
декабристов; кружок И. П. Сунгурова (1830-1831)
выступал за революционный переворот;
кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена,
Н. П. Огарева (1831-1834), Н. В. Станкевича (1833-1927)
изучали теорию утопического социализма,
западноевропейскую философию. Оживление
общественного движения в 40-х гг. выразилось
в создании новых кружков. По имени руководителя
одного из них – М. В. Буташевича-Петрашевского
– его участники были названы петрашевцами.
В кружок входили чиновники, офицеры, учителя,
писатели, публицисты. М. В. Петрашевский
со своими друзьями создал первую коллективную
библиотеку, состоявшую преимущественно
из сочинений по гуманитарным наукам.
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие
и крепостное право. В республике они видели
идеал политического устройства и намечали
программу широких демократических преобразований.
Был создан «Проект об освобождении крестьян»,
в котором предлагалось прямое, безвозмездное
и безусловное освобождение их с тем наделом
земли, который они обрабатывали. Радикальная
часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей
необходимости восстания, движущей силой
которого должны были стать крестьяне
и горнозаводские рабочие Урала”[4].
“Кружок М. В. Петрашевского
был раскрыт правительством в апреле 1849
г. К следствию привлекли более 120 человек.
Комиссия квалифицировала их деятельность
как «заговор идей». Несмотря на это, участники
кружка были жестоко наказаны. Военный
суд приговорил 21 человека к смертной
казни, но в последнюю минуту расстрел
был заменен бессрочной каторгой. Деятельность
кружка М. В. Петрашевского положила начало
распространению в России социалистических
идей”[6].
Список литературы:
Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В. В. Керова. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.
Деревянко А. П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 260 с.
История России XVIII-XIX веков: Учебное пособие для
вузов / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. – 784 с.
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История
России: Учебник для вузов. – М., 2005. – 592
с.
Орлов А. С. И др. История России.
– М., 2009. – 528 с.